Понятие и особенности административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить один из важнейших видов юридической ответственности – административную ответственность.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать понятие административной ответственности, выявить ее основные особенности.
Рассмотреть основание административной ответственности – административное правонарушение, разобрать его состав.
Определить основные виды административных наказаний.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Понятие и особенности административной ответственности………………………………………………………..4
Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………...11
Состав административного правонарушения…………...14
Виды административных наказаний…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………35

Файлы: 1 файл

АдминКУСАЧ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Административное  наказание в виде лишения специальных  прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала - запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Административный  арест, т.е. содержание нарушителя в  условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9).

Административный  арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или  изоляторах временного содержания органов  внутренних дел.

Административный  арест предусмотрен, в частности, за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и др.

Применение  административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  как мера административного наказания  устанавливается в отношении  иностранных граждан и лиц  без гражданства и назначается  судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами пограничной службы.

Дисквалификация (ст. 3.11) как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции  в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести  месяцев до трех лет.

Статьями Особенной  части Кодекса об административных правонарушениях дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

Административное  наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административное  приостановление деятельности (ст. 3.12) заключается во временном прекращении  деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, например, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области транспортной безопасности и других случаях.

Административное  приостановление деятельности назначается  судьей. Административное приостановление  деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Глава 4 КоАП посвящена  основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства  перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия  применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные  функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что  лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность  применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить  виновному только то наказание, которое  установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид  и размеры наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;

г) назначение административного  наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено  правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения  не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Индивидуализация  административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган  или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т. д. [14].

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается  за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административное  право располагает собственным  видом юридической ответственности – административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

В сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности. Действительно, нарушение действующих норм административного права может повлечь за собой применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности (например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинения вреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени, штрафы и т.п.).

Административная ответственность – это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц). Основанием возникновения административной ответственности является административное правонарушение. Административная ответственность реализуется путем применения определенной системы административных наказаний, отраженных в главе 3 КоАП РФ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 2009. 21 января.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. СПС «Консультант Плюс».
  3. Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях от 26.05.2004 г. № 185. СПС «Консультант Плюс».
  4. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 // БВС. 2005. № 6.
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник. – М. : Эксмо, 2008.
  6. Братчикова Н. В. Административный арест и дисквалификация: основания, условия и порядок применения // Адвокат. 2003. № 4.
  7. Винаркевич И. Р., Полянский И. А. Административная ответственность (законодательство субъектов Российской Федерации) : учеб. пособие. – Хабаровск, 2005.
  8. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право :  учебник. – М., 2005.
  9. Дмитриев Ю. А., Евтеева С. М., Петров С. М. Административное  право : учебник. – М., 2005.
  10. Комментарий к Кодексу Хабаровского края об административных правонарушениях (научно-практический) / под общ. ред. И. А. Полянского. – Хабаровск, 2005.
  11. Максимов И. В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. 2005. № 4.
  12. Полянский И. А., Трофимов Е. В. Законодательство Хабаровского края об административных правонарушениях: история формирования, современное состояние, перспективы развития // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2005. № 3–4.
  13. Полянский И. А., Ширяев В. Н. Административное право России в схемах и определениях : учеб. пособие. – М., 2006.
  14. Административное право.  Под ред. Попова Л.Л. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005.

Информация о работе Понятие и особенности административной ответственности