СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
- Понятие и особенности административной ответственности………………………………………………………..4
- Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………...11
- Состав административного правонарушения…………...14
- Виды административных наказаний…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………35
ВВЕДЕНИЕ
Среди юридических
методов борьбы с правонарушениями
важное место занимают административные
способы борьбы, в том числе привлечение к
административной ответственности лиц,
совершающих административные правонарушения.
Административные правонарушения связаны
с функционированием многих людей, граждан,
физических и юридических лиц, непосредственно
затрагивают их коренные жизненные интересы
и потребности, поскольку проникают во
все без исключения сферы жизни и управления,
поэтому данная тема является актуальной.
Административная
ответственность – активный элемент исполнительно-распорядительной
деятельности. Она обеспечивает регламентацию
и осуществление управленческой воли
государства.
Административная
ответственность наряду с уголовной,
гражданской и дисциплинарной является
одним из видов юридической ответственности,
устанавливаемой государством путем
издания правовых норм, определяющих основания
ответственности, меры, которые могут
применяться к нарушителям, порядок рассмотрения
дел о правонарушениях и исполнения этих
мер.
Цель данной
работы – изучить один из важнейших
видов юридической ответственности
– административную ответственность.
- Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие административной ответственности, выявить ее основные особенности.
- Рассмотреть основание административной ответственности – административное правонарушение, разобрать его состав.
- Определить основные виды административных наказаний.
1. Понятие и
особенности административной ответственности
Административная
ответственность наряду с уголовной,
гражданской и дисциплинарной является
одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой
государством путем издания правовых
норм, определяющих основания ответственности,
меры, которые могут применяться к нарушителям,
порядок рассмотрения дел о правонарушениях
и исполнения этих мер.
В теории права
юридическая ответственность понимается как
реализация правовой санкции в случае
правонарушения, применение к правонарушителю
наказания, поскольку оно есть и в выговоре
за нарушение трудовой дисциплины, и в
административном штрафе, и в лишении
свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии
юридического факта – административного
правонарушения – включается механизм
санкции правовой нормы, и санкция
из потенциальной возможности применения
наказания преобразуется в действительное
административное наказание.
В административном праве из всех многочисленных
мер административного принуждения (досмотр,
реквизиция, задержание, изъятие и т.д.)
только назначение административного
наказания влечет наступление административной
ответственности. Следовательно, административная
ответственность – это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным органом
или должностным лицом административных
наказаний к гражданам и юридическим лицам,
совершившим правонарушение.
Административную
ответственность характеризуют
некоторые признаки, общие для
всех видов юридической ответственности:
- Она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права;
- она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест);
- в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию. Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя;
- юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга [14].
Также можно
выделить основные черты административной
ответственности, присущие только данному
институту административного права:
1. Административную
ответственность можно рассматривать
как правовую ответственность
за административные правонарушения.
При этом следует учесть, что объектом
посягательства являются отношения в
сфере государственного управления, а
также некоторые другие. Так, административная
ответственность устанавливается за посягательства
на таможенные, налоговые отношения, отношения,
связанные с защитой собственности, с
охраной прав граждан, природы, здоровья
населения, торговли и т.д.
Вместе с
тем административная ответственность
применяется за нарушение не каждой
нормы административного права,
а тех из них, которые содержат указание
на административную ответственность.
2. Административная
ответственность используется как
важное средство правоохраны,
борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями,
которые хотя и не так опасны, как преступления,
но совершаются гораздо чаще. Их опасность
заключается не только в характере самих
противоправных действий или бездействия,
но и в значительной распространенности.
3. Административная
ответственность отличается своим
субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности
являются как физические, так и юридические
лица.
4. По своей
сущности административная ответственность
представляет собой воздействие,
оказываемое полномочным органом
государства на лицо, совершившее
административное правонарушение. Цель этого воздействия
состоит в воспитании виновного в духе
уважения к закону и правопорядку, а также
в предупреждении совершения новых правонарушений
как лицами, привлеченными к административной
ответственности, так и другими гражданами.
5. Нарушение административно-правовых
норм влечет за собой применение мер административного
принуждения, одним из видов которых являются
административные наказания. Именно эти
последние, в отличие от мер предупреждения,
пресечения и процессуальных мер обеспечения
производства по делу, применяются в результате
привлечения к административной ответственности.
6. Административную
ответственность отличает порядок
ее установления. В соответствии
с ст. 72 Конституции РФ административное
и административно-процессуальное
законодательство, а следовательно,
и установление административной ответственности
относятся к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов. С учетом положений
ст. 1.1 КоАП это означает, что административная
ответственность характеризуется множественностью
органов государственной власти, полномочных
ее устанавливать. К ним в настоящее время
относятся законодательные органы Российской
Федерации и ее субъектов.
Кодекс об административных
правонарушениях предусматривает
установление административной ответственности только этим Кодексом
и принимаемыми в соответствии с ним законами
субъектов РФ об административных правонарушениях.
При этом к ведению Российской Федерации
отнесено установление:
- общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
- перечня видов административных наказаний и правил их применения;
- административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Значит, нормы
права, содержащиеся во вновь принимаемых
федеральных законах и вносящие
изменения или дополнения в действующий
Кодекс об административных правонарушениях,
должны в обязательном порядке вноситься
в данный Кодекс.
Административная
ответственность за правонарушения,
носящие региональный характер (нарушение
правил благоустройства населенных
пунктов, общественного порядка
и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов
ведения Российской Федерации, может
быть установлена законами субъектов
РФ, осуществляющих, таким образом, собственное
правовое регулирование в данной сфере.
7. Меры административной
ответственности применяются широким
кругом уполномоченных органов
и должностных лиц. Все они,
реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям
административные наказания. К ним относятся
судьи, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, многочисленные органы
исполнительной власти. Законами субъектов
РФ к ним могут быть отнесены административные
комиссии и иные коллегиальные органы.
8. Меры административной
ответственности применяются органами
и должностными лицами в отношении
не подчиненных им по службе
нарушителей, не связанных с
ними служебно-трудовыми отношениями.
Данное обстоятельство позволяет
отличить административную ответственность
от дисциплинарной, к которой привлекаются
руководители, рабочие, служащие и вспомогательный
персонал, как правило, в порядке подчиненности
вышестоящим органом или должностным
лицом.
9. Привлечение
к административной ответственности и назначение административного
наказания не влечет для нарушителя судимости
и не является основанием увольнения его
с работы.
10. Административную
ответственность характеризует
особый процессуальный порядок
ее реализации. Своей относительной
простотой, оперативностью и экономичностью
он отличается от уголовного и гражданского
судопроизводства.
11. Во всех
случаях ответственность за административные
правонарушения наступает перед
государством, которое устанавливает
полномочия органов по рассмотрению дел об этих правонарушениях
и назначению наказаний. Этим обстоятельством
административная ответственность сходна
с уголовной и отличается от дисциплинарной,
а также гражданско-правовой. Ответственность
последних двух видов наступает, главным
образом, перед субъектом договорных и
внедоговорных гражданско-правовых или
трудовых отношений.
12. Важная черта
административной ответственности
состоит в том, что ее можно
рассматривать как совокупность
материальных и процессуальных
правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных совершением
конкретного правонарушения, и административно-процессуальных,
связанных с необходимостью собрать материалы
о правонарушении и лице, его совершившем,
рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное
и справедливое решение, обеспечить его
исполнение. Нередко при реализации административной
ответственности материальные и процессуальные
правоотношения как бы сливаются, образуя
единое целое [14].
Цель административной ответственности состоит
в наказании нарушителя, служит его воспитанию
в духе соблюдения законов, уважения к
правилам общежития, предупреждению новых
правонарушений как самим нарушителем,
так и другими лицами, а также восстановлению
нарушенных общественных отношений, ликвидации
его последствий [8].
Задачами законодательства об административных
правонарушениях являются защита личности,
охрана прав и свобод человека и гражданина,
охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защита общественной
нравственности, охрана окружающей среды,
установленного порядка осуществления
государственной власти, общественного
порядка и общественной безопасности,
собственности, защита законных экономических
интересов физических и юридических лиц,
общества и государства от административных
правонарушений, а также предупреждение
административных правонарушений.