Понятие и юридический состав административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Целями исследования являются проведение комплексного, системного анализа категории «административное правонарушение», выработка и обоснование на его основе выводов, предложений и рекомендаций правового характера, направленных на всесторонний анализ административно-правовой теории и законодательства. Содержащиеся в работе выводы могут служить целям формирования единообразного понимания административного правонарушения и его состава.

Оглавление

Введение……………………………………….………………………....стр.2
1.Понятие и признаки административного правонарушения….…….стр.4
1.1.Понятие и сущность административного правонарушения……….стр.4
1.2.Признаки административного правонарушения………..………….стр.5
2.Юридический состав административного правонарушения…….….стр.8
2.1.Понятие юридического состава
административного правонарушения………………………………….стр.8
2.2.Объект административного правонарушения………………….….стр.8
2.3.Объективная сторона административного правонарушения……..стр.9
2.4.Субъективная сторона административного правонарушения…….стр.12
2.5.Субъект административного правонарушения…………………….стр.15
3.Отграничение административного правонарушения от
преступления…………………………………………………………….стр.17
Заключение……………………………………………………………....стр.19
Список использованной литературы………………………………..….стр.21

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАИИ

Рыбинский филиал ФГБОУ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»

 
 

Контрольная работа

По  курсу: «Административное право»

Тема № 50: «Понятие и юридический состав административного правонарушения» 
 
 
 
 

                               Студент: Жижин С.В.

                                                                    Группа: ГС-08

                                                                    № зач.кн: 1437

                                                                   Преподаватель:

                                                                    Оценка:_____________________

                                                                    Дата:_______________________ 
 
 

Рыбинск

2011 г.

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 

Введение……………………………………….………………………....стр.2

1.Понятие и признаки  административного правонарушения….…….стр.4

1.1.Понятие  и сущность административного  правонарушения……….стр.4

1.2.Признаки административного правонарушения………..………….стр.5

2.Юридический  состав административного правонарушения…….….стр.8

2.1.Понятие  юридического состава

административного правонарушения………………………………….стр.8

2.2.Объект  административного правонарушения………………….….стр.8

2.3.Объективная  сторона административного правонарушения……..стр.9

2.4.Субъективная  сторона административного правонарушения…….стр.12

2.5.Субъект  административного правонарушения…………………….стр.15

3.Отграничение административного правонарушения от

преступления…………………………………………………………….стр.17

Заключение……………………………………………………………....стр.19

Список  использованной литературы………………………………..….стр.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. В правоведении правонарушение рассматривается в качестве основания юридической ответственности. Следовательно, основанием административной ответственности является административное правонарушение. В этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность административного правонарушения и административной ответственности: с одной стороны, без правонарушения нет административной ответственности, а с другой стороны, основанием административной ответственности является правонарушение. В силу этого понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» существуют как неразрывные правовые категории. Законодательное определение понятия «правонарушение» в административном праве дано в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. До этого различные определения данного понятия содержались также в научной и учебной литературе. Вместе с тем, анализ юридической литературы, законодательных актов дает полное основание утверждать о том, что в настоящее время отсутствует концепция административного правонарушения, что является существенным пробелом, как в общей теории права, так и теории отечественной административистики, и, значительно затрудняет не только ведение успешной борьбы с таким негативным явлением, как правонарушение, но и проведение исследований, анализа состояния законности, правопорядка, ответственности и других компонентов правовой действительности. Изложенные проблемные аспекты подчеркивают актуальность рассматриваемой темы, а также значимость ее дальнейшей разработки.

     Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с реализацией уполномоченными субъектами юрисдикционной деятельности связанной с существованием и применением норм, предусматривающих административную ответственность за конкретные составы административных правонарушений.

     Предмет исследования - нормативные правовые акты и нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в различных отраслях государственного управления, общая и специальная литература, посвященная исследуемой проблеме.

Целями  исследования являются проведение комплексного, системного анализа категории «административное правонарушение», выработка и обоснование на его основе выводов, предложений и рекомендаций правового характера, направленных на всесторонний анализ административно-правовой теории и законодательства. Содержащиеся в работе выводы могут служить целям формирования единообразного понимания административного правонарушения и его состава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и признаки административного  правонарушения

1.1.Понятие  и сущность административного правонарушения

      На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания, как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. С развитием общества появляются разновидности нарушений правопорядка, за которые подобные наказания воспринимались как неприемлемые. Для таких, не столь тяжелых, но и не совсем безобидных для общества правонарушений необходимы были соответствующие тяжести проступка и наказания. Решение этих вопросов лежало на управляющих городами и иными поселениями, т.е. на администрации. В первую очередь необходимость новых наказаний вызывалась характером правонарушений, поскольку они были связаны с появление администрации (руководящих единоличных органов управления) и устанавливаемых ею правопорядка в обществе.    

 Постепенно  с понятием «преступление» стало  устойчивым и понятие административного  правонарушения и ответственности  за него.    

 В  настоящее время ответственность  за правонарушения, связанные с  государственным управлением, предусматривается административным  правом, сформировавшемся за многовековую историю государственности в отдельную отрасль права.    

 Суть  понятия административного правонарушения  заключается в том, что оно  посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.

1.2. Признаки административного  правонарушения    

 Для  правонарушения характерны следующие  признаки:    

 ♦  всегда сопряжено с посягательством  на приоритеты и ценности общества  и государства, ущемляет частные  и общественные права и интересы.     

 ♦  является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.     

 ♦  как противоправное деяние по  своей природе общественно вредно  типичностью и  распространенностью, имеет массовое проявление.    

 ♦  дезорганизует нормальный ритм  жизнедеятельности общества и  государства, нарушает порядок  государственного управления в  обществе.    

 ♦  причиняет вред обществу независимо  от осознания данного обстоятельства  законодателем. Одновременно с  этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).    

 Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в ст. 2.1. определяет: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1.     

 Из  определения следует, что административным  правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям  (или запретам) Закона поведение  лица в форме действия или  бездействия. Поведение лица носит волевой характер, т.е. проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом.    

 Действующие  в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.    

 Обязательные  правила адресованы широкому  кругу субъектов. Одни - всем гражданам  и юридическим лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.    

 Все  названные и многие другие  правила устанавливаются федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции. В   качестве   примера   можно   назвать   федеральные   законы   «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Закон г. Москвы «О пожарной  безопасности»   от  18 декабря  1996  г.,   а   также  Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г.    

 Одна  из существенных особенностей  обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.    

 В  характеристике признаков административного  правонарушения исходными являются понятия "действие" и "бездействие", которые образуют такое правовое понятие как "деяние".     

Действие активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения).    

  Бездействиепассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).    

Информация о работе Понятие и юридический состав административного правонарушения