Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:22, контрольная работа
Целями исследования являются проведение комплексного, системного анализа категории «административное правонарушение», выработка и обоснование на его основе выводов, предложений и рекомендаций правового характера, направленных на всесторонний анализ административно-правовой теории и законодательства. Содержащиеся в работе выводы могут служить целям формирования единообразного понимания административного правонарушения и его состава.
Введение……………………………………….………………………....стр.2
1.Понятие и признаки административного правонарушения….…….стр.4
1.1.Понятие и сущность административного правонарушения……….стр.4
1.2.Признаки административного правонарушения………..………….стр.5
2.Юридический состав административного правонарушения…….….стр.8
2.1.Понятие юридического состава
административного правонарушения………………………………….стр.8
2.2.Объект административного правонарушения………………….….стр.8
2.3.Объективная сторона административного правонарушения……..стр.9
2.4.Субъективная сторона административного правонарушения…….стр.12
2.5.Субъект административного правонарушения…………………….стр.15
3.Отграничение административного правонарушения от
преступления…………………………………………………………….стр.17
Заключение……………………………………………………………....стр.19
Список использованной литературы………………………………..….стр.21
Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.
Наличие
вины правонарушителя (
Субъективную
сторону наряду с умыслом и
неосторожностью могут
2.5. Субъект административного правонарушения
Субъект административного правонарушения - лицо, совершившее административное правонарушение. Без конкретного лица-правонарушителя не может существовать правонарушение, также как и без административно-правовой нормы.
Административное
право различает коллективные (
Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоохранительное и др.
Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
Признаки
индивидуального субъекта
- общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
- специальные - признаки, отражающие особенности конкретного физического лица.
Поэтому в числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие:
- особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);
- прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);
- иные особенности правового статуса (военнослужащие, иностранные граждане, сотрудники налоговой и таможенной служб).
Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
В
связи с особенностями
Необходимо
отметить, что совокупность признаков
административного
Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.
3.Отграничение административного правонарушения от преступления
Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления.
Общественная
опасность — это не
Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных.
При
этом учитывается правовое
Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава.
Для
определения степени
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения и выводы.
1. Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и другие административно-правовые отношения.
2. С принятием в 1984 г. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, впервые на территории РСФСР возникли законные административно-правовые отношения между гражданами, должностными лицами, лицами без гражданства и юрисдикционными органами, применяющими меры административного принуждения и виды административных наказаний.
3. В КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, что придает новому Кодексу черты подлинно демократического закона.
4. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.
5. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
6. Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного.
7. Определение административного правонарушения, имеющееся в административном законодательстве, нуждается в дальнейшем совершенствовании, и его можно было бы изложить в следующей редакции: административным правонарушением признается посягающее на права, свободы и безопасность граждан, собственность, установленный порядок управления общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
8. Под категорией административного правонарушения понимается группа классифицируемых правонарушений, связанных единым характером, степенью общественной вредности и общими административно - правовыми последствиями, соответствующими этой вредности.
9. Длящийся
характер правонарушений неразрывно связан
с установлением срока давности привлечения
к юридической ответственности за их совершение.
Данный пресекательный срок обусловлен
необходимостью разумного соотношения
между публично-правовыми интересами
государства и частноправовыми интересами
субъектов.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2009.
2.Кодекс
Российской Федерации об
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 6; Российская газета. 2006. № 250.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП Российской Федерации» // Российская газета. 2006. № 250.
5. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. СПб.: Питер, 2009
6. Агапов А.Б. Административное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2008.
7. Административно-процессуальное право: Курс лекций // Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.
8. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2008.
Информация о работе Понятие и юридический состав административного правонарушения