Понятие административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Российской федерации. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие административного правонарушения 5
2 Юридический состав административного правонарушения 11
Заключение 12
Библиографический список 13

Файлы: 1 файл

Админ право кон раб.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ») 
 
 

Экономический факультет

Кафедра Конституционного права

Специальность 080107 - Налоги и налогообложение 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

на тему: Понятие административного правонарушения 

по дисциплине: «Административное право»                  
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель

студент группы С-80                  _________________                  Е.А. Жигайлова 
 

Руководитель                                                                                      

ст. преподаватель                        _________________                 Д.С.   Васильева  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                   3

1 Понятие  административного правонарушения                                                 5

2  Юридический состав административного правонарушения                         11

Заключение                                                                                                             12

Библиографический список                                                                                 13

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое  правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Российской федерации. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

      Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение  государством. Но государство и право  имеют не только инструментальное значение и  самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной  правовой базы для таких действий.

      Это потребует высокопрофессионального  состава юристов и достаточной  правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период  социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.

      Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных  отраслях права. Административное право занимает ведущее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражданами возникают постоянно административно-правовые отношения и любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в административно-правовых нормах.

 

       1 Понятие административного правонарушения 

      В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила  поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др. Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

      Нарушение таких правил считается правонарушением. Правонарушения делятся на преступления, являющиеся предметом уголовного права, и проступки (деликты) – административные, дисциплинарные и служебные.

      Согласно  ст. 10 КоАП, административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

      Административное  правонарушение является деянием, причиняющим  вред интересам граждан, общества и  государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, которые влекут за собой административную ответственность, указаны в ст. 41 – 193 КоАП и, кроме того, в других нормативных правовых актах. Деяния, не предусмотренные этими нормами права, нельзя квалифицировать как административные проступки, и они не могут повлечь административную ответственность. От схожих с ними преступлений административные проступки отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не об общественной опасности административных деликтов.

      Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административного  правонарушения являются виновность и  наказуемость деяния. Виновность означает волевое, сознательное деяние правонарушителя, совершенное по умыслу или неосторожности. Вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лии либо ее представителей. Наказуемость правонарушения – это предусмотренная законодательством административная ответственность за его совершение. Статьей 8 КоАП установлено, что никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

      Таким образом, можно определить признаки административного правонарушения (проступка):

      1. Противоправное действие ( не может  признаваться противоправным действие  или бездействие, если таковое  не предусмотрено нормой).

      2. Является виновным действием  или бездействием ( где вина проходит  юридическую оценку).

      3. Является деянием общественно опасным, то есть таким совершение которого причиняет ущерб. В юридической литературе высказывалось мнение о том, что общественно опасны лишь некоторые административные проступки, граничащие с преступлениями. Есть точка зрения, сводящаяся к тому, что все проступки общественно опасны, но в меньшей степени чем преступление. Встречаются утверждения, категорически отрицающие общественную опасность административных правонарушений, но признающие их вредность. В законе отсутствует упоминание об общественной опасности проступков как их универсальном свойстве. Однако административные правонарушения посягают на определенные отношения, наносят ущерб правопорядку, а к виновным в их совершении применяются меры государственного воздействия. напрашивается вывод о том, что административным проступком присуще общественная опасность, но степень ее меньше, чем у преступлений, и в связи с этим на нарушителей налагаются административные взыскания. Если установлена малозначительность административного правонарушения, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

      Для признания административного правонарушения не нужно исследовать стадии приготовления  и покушения, то есть в некоторых случаях законодатель устанавливает наличие административного на более ранней стадии чем оконченное деяние, но если на это четко указывает.

      Квалификация  того или иного проступка происходит посредством определения его  состава (это эталон, с помощью которого происходит «кристаллизация» проступка). Состав проступка - совокупность, предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

 

       2  Юридический  состав административного  правонарушения 

      Названные выше признаки (особенности) административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

      В законодательстве отсутствует понятие  состава административного правонарушения, однако под составом правонарушения в административном праве, как и  в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

      Объект  – это то, на что посягает правонарушение. В качестве объекта административного  правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами  административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответствующими статьями Особенной части КоАП.

      Например, ст. 158 предусматривает ответственность  за мелкое хулиганство, т.е. нецензурную  брань, приставание к гражданам  и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.

      Объективная сторона проступка заключается  во внешних проявлениях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: способ, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; наступившие вредные последствия; причинная связь между деянием и последствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризующие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.

      Субъектом проступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (замещающие их лица): должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридические лица (организации).

      Согласно  КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к  лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим  административные правонарушения, применяются, как правило иные, чем к взрослым, меры воздействия – меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних[1]. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их заметающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

      Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит к их служебные обязанности.

      В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения  к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лип рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, – штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Информация о работе Понятие административного правонарушения