Понятие административных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли в правовой системе Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых норм
2. Виды административно-правовых норм
3. Реализация административно-правовых норм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

В частности  это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а  лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля !991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к граж­данам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты  могут носить общий либо специальный  характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих  под признаки административного  правонарушения. Милиции запрещено  применение специальных средств  и огнестрельного оружия в отношении  женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних)2 и т.п. Это — специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти  разнообразные по наименованию нормы  то, что в них выражается предусматриваемая  административно-правовой нормой возможность  адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что  отсутствуют прямые предписания, равно  как и запреты. Но норма создает  определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует  о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать  либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как  разрешительные.

Административно-правовые нормы дозволительного характера  получают все более широкое распространение  в практике реализации задач и  функций исполнительной власти. В  связи с этим нужно учитывать  довольно частые ссылки на действие якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако нельзя подобный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать одни лишь запреты.

С другой стороны, опасно и то, что, поскольку установление безграничных запретов не только вредно, но и практически невозможно, создаются  условия для произвольного толкования указанного принципа, перерастающего во вседозволенность. Именно поэтому  он неприменим к действиям, совершаемым  исполнительными органами (должностными лицами). Фактически же многое в сфере  государственного управления предписывается (запрет — вариант пред­писания) либо разрешается.

Конкретное  юридическое содержание уполномочивающих (до­зволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование  неправомерных действий должностного лица и т.п.).

Если адресатом  административно-правовых норм являются исполнительные органы (должностные лица), ситуация, не изменяясь по существу, приобретает особую юридическую окраску. Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой. Например, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных мер административного воздействия. Так, в порядке осуществления государственного экологического контроля соответствующие должностные лица вправе: потребовать устранения выявленных недостатков; привлечь виновных к административной ответственности; принять решение об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятия; предъявить иск в суд или в арбитражный суд; направить материалы о привлечении виновных к уголовной ответственности и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокуп­ность названных средств воздействия, а лишь те, которые по мнению полномочного должностного лица являются наиболее эффективными…

Информация о работе Понятие административных норм