Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:51, реферат
Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли в правовой системе Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых норм
2. Виды административно-правовых норм
3. Реализация административно-правовых норм
Заключение
Литература
ПЛАН
Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых норм
2. Виды административно-правовых норм
3. Реализация административно-
Заключение
Литература
Введение
Сущность
и социальное назначение административного
права, специфика административно-
Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.
Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.
Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими
1.
Понятие и особенности
В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:
а) административно-правовые
нормы преследуют цель обеспечения
должной упорядоченности
б) административно-правовые
нормы определяют тот или иной
вариант должного, т.е. соответствующего
интересам правового
в) административно-правовые
нормы, действуя в сфере государственного
управления, прежде всего и главным
образом предназначены для
г) административно-правовые
нормы, определяя границы должного
поведения в сфере
д) административно-правовые
нормы в отличие от многих других
отраслей российского права имеют
свои собственные юридические
е) административно-правовые
нормы во многих случаях могут
выступать в роли регулятора иных
общественных отношений, а не только
их защитника. Так, с их помощью обеспечивается
урегулированность финансовых, земельных,
трудовых и иных отношений; именно на
их основе определяется порядок взимания
налогов, сборов, осуществляется государственный
контроль за соблюдением налогового,
природоохранного, трудового законодательства,
устанавливаются основные организационные
начала предпринимательской
ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.
Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).
Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоя тельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.
Для административного
права характерно юридическое опосредствование
такой деятельности, основным содержанием
которой является исполнение или
применение к конкретным обстоятельствам
требований законов, составляющих основу
всей правовой системы Российской Федерации.
Поэтому административно-
Однако вся
совокупность действующих административно-
Это означает,
что существует определенная иерархия
административно-правовых норм: конституционные
нормы, нормы законов и нормы,
право на установление которых предоставлено
действующим законодательством
непосредственно субъектам
Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента Российской Федерации как главы государства (ст. 115 Конституции Российской Федерации).
Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содержащиеся в них общие правила поведения.
Обычно нормы
законов не имеют прямого действия,
представляя собой наиболее общие
правила поведения
Поэтому на
долю административно-правовых норм, создаваемых
субъектами исполнительной власти, падает
основная нагрузка по приданию тем
или иным позициям, законодательно
закрепленным, прямого действия. Иначе
говоря, общие нормы закона в процессе
их применения в рамках функционирования
механизма исполнительной власти и
в полном соответствии с функционально-
Административное нормотворчество, однако, не может быть беспредельным, хотя, как показывает практика, подобная тенденция проявлялась с различной интенсивностью в процессе развития отечественной системы государственного управления. В связи с этим обращают на себя внимание весьма показательные моменты, относящиеся к содержанию и порядку формирования административно-правовых норм,
Во-первых, длительный
период времени законодательная (представительная)
власть действовала формально, в
силу чего она практически подменялась
исполнительной властью. В результате
большинство административно-
Во-вторых, чрезвычайное развитие получило административное нормотворчество отраслевого характера, следствием чего стало обилие ведомственных административно-правовых норм, нередко расходящихся с требованиями законности и правопорядка, т.е. вообще не опирающихся на законодательство.
Указанные негативные
явления стали преодолеваться по
существу лишь в последние годы.
Конституция Российской Федерации
1993 года призвана упорядочить соотношение
различных элементов механизма
правоустановления, включая и порядок
формирования под законных административно-правовых
норм. Необходимо, однако, учитывать, что
несмотря на то, что для исполнительной
власти главное не правотворчество,
а правоприменение, лишить субъекты
этой ветви власти определенного
объема правоустановительных полномочий
было бы не оправданным. Но для этого
требуется четкое и недвусмысленное
решение вопроса о границах и
объеме компетенции субъектов