Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:51, реферат
Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли в правовой системе Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых норм
2. Виды административно-правовых норм
3. Реализация административно-правовых норм
Заключение
Литература
Достижению такой цели может способствовать следующее. Прежде всего административно-правовые нормы общего характера должны иметь, как правило, законодательную форму своего выражения. Поскольку же полностью решить данную задачу подобным путем не реально, постольку соответствующие субъекты исполнительной власти наделяются полномочиями по созданию таких норм в случаях, когда:
а) соответствующий
законодательный акт прямо
б) определяемая для данного субъекта исполнительной власти компетенция включает его правоустановительные полномочия, причем не в виде простой констатации, а в конкретном выражении (например, перечисление вопросов, по которым могут издаваться нормативные акты). Пока данная проблема практически четко не решается,
Например, в
Положении о Государственном
комитете Российской Федерации по поддержке
и развитию малого предпринимательства,
утвержденном Правительством Российской
Федерации 28 октября 1995 года, предусмотрено,
что данный федеральный орган
исполнительной власти вправе издавать
в пределах своей компетенции
в соответствии с действующим
законодательством нормативные
правовые акты, обязательные для исполнения
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а
также организациями и
в) исполнительное (административное) нормотворчество используется преимущественно в целях внутрисистемного регулирования, т.е. в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти (государственного управления);
г) используется
механизм «делегированного»
Главное состоит в том, чтобы в законодательных актах непрямого действия был установлен конкретный адресат их исполнения с одновременным определением объема необходимых для этот подзаконных нормотворческих полномочий.
Относительно
ведомственного административного
нормотворчества, весьма до сих пор
развитого и нередко далекого
от соответствия требованиям законности,
тенденция такова: ограничение возможности
установления ведомствами общеобязательных
административно-правовых норм; делегирование
такого рода полномочий в отдельных
случаях со стороны субъектов
исполнительной власти, наделенных общей
компетенцией. Так, Правительство Российской
Федерации приняло 10 февраля 1994 года
специальное постановление «О делегировании
полномочий Правительства Российской
федерации по управлению и распоряжению
объектами федеральной
Таким образом,
необходимы условия, не позволяющие
чрезмерно расширять сферу
Административно-правовые
нормы содержат в себе юридически
обязательные правила поведения, адресованные
прежде всего субъектам исполнительной
власти (государственного управления).
В качестве примера можно назвать
нормы, содержащиеся в Законе о Правительстве
Российской Федерации, в Указе Президента
Российской федерации от 17 марта 1997
г. «О совершенствовании структуры
федеральных органов
Административно-правовые
нормы, однако, не могут быть сведены
к чисто «аппаратным». Роль этих
норм значительно более
Следовательно,
регулирующее воздействие административно-
При этом, конечно, надо иметь в виду, что административно-правовые нормы не регулируют отношения между гражданами.
Таковы наиболее отчетливо
Что касается
структуры административно-
Санкция
предусматривается, как
2.
Виды административно-правовых
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.
Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные
административно-правовые нормы характеризуются
тем, что они юридически закрепляют
комплекс обязанностей и прав, а
также ответственность
Процессуальные
административно-правовые нормы регламентируют
динамику государственного управления
и связанных с ним
порядок производства
по делам об административных правонарушениях
и т.п. Их назначение сводится к определению
порядка (процедуры) реализации юридических
обязанностей и прав, установленных
нормами материального
В соответствии
со сложившимися в юридической теории
и практике представлениями о
процессе и процессуальной деятельности
следует акцентировать внимание
преимущественно на их юридической
сущности, как это имеет место,
например, в отношении уголовного
и гражданского процесса. На подобной
базе можно выделить административно-
юрисдикционные нормы, регламентирующие
порядок рассмотрения и разрешения
преимущественно во внесудебной
форме различного рода административно-правовых
споров. Имеется в виду реализация
административной юрисдикции, т.е. принадлежащих
соответствующим органам
Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.
Но управленческая
деятельность не сводится только к
юрисдикционной. Существенна значимость,
Например, подготовки и принятия управленческих
решений, регистрационных, разрешительных
и иных функций, широко используемых
в процессе государственно-управленческой
деятельности. Это также процессуальные
действия. В силу этого административно-
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.
Важное значение
имеет классификация
а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных дан ной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.
В настоящее
время управленческая практика исходит
из необходимости резкого