Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:45, курсовая работа
В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие административного правонарушения………………… 4
Глава 2. Характеристика административных правонарушений…………..
2.1. Признаки административных правонарушений…………….. 8
2.2. Состав правонарушений……………………………………….. 11
2.3. Виды правонарушений……………………………………….. 17
Заключение…………………………………………………………………... 19
Список используемой литературы…………
Противоправность означает, что конкретное деяние запрещено административно- правовыми нормами под страхом ответственности, т.е определённое лицо совершает действие, запрещённое нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Данный признак реализуется в Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, где и перечислены общественно опасные деяния, являющиеся в настоящее время противоправными.
Виновность характеризуется тем, что деяние представляет собой проявление сознания я воли лица, его совершающего. Имеется в виду, что общественно опасное и противоправное действие (бездействие) совершается умышленно либо по неосторожности. [9, c. 44]
Для признания
административного
Квалификация того или иного проступка происходит посредством определения его состава (это эталон, с помощью которого происходит «кристаллизация» проступка). Состав проступка – совокупность, предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Или иными словами, состав правонарушения – установленное правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Существуют юридически значимые признаки состава правонарушения и юридически не дифференциальные признаки. Так вот, правовое значение имеет только первая группа признаков. Соответствующие статьи материальной части административного права применяются на основе установленных правом признаков отдельных составов правонарушений имеющих юридическое значение. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава:
1. Фундаментальная
функция, означающая, что состав
преступления выступает как
2. Разграничительная
функция, означающая, что признаки
состава отграничивают один
3. Гарантийная
функция, которая означает, что
путем описания точных
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Практическое
значение состава административного
правонарушения состоит в том, что
он представляет собой законодательную
модель квалификации конкретных административных
правонарушений, то есть административное
правонарушение должно быть квалифицировано
в точном соответствии с законом,
предусматривающим
По особенностям
конструкции состава
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые административными взысканиями от противоправных посягательств. [1, c. 167]
Объект административного проступка – необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях.
Признаком объективной стороной проступка можно назвать деяние. Оно является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.
Правонарушение совершаются людьми – субъектами правонарушения. Для признания лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.
Субъект деяния не может рассматриваться в качестве признака правонарушения. Но без субъекта нет правонарушения, и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного деяния. Следовательно, квалификация правонарушения зависит от понятия его субъекта.
Субъект
уголовного права совпадает с
субъектом уголовной
Способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности, включая ответственность, присуща человеку, обладающему качеством личности, то есть индивидууму, имеющему достаточный уровень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные – вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь).
Закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектности. Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.
Субъективная сторона административного проступка – это внутреннее, психологическое отношение лица к совершаемому им общественно вредному деянию и его последствиям. Её психологическое содержание раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель, представляющих различные формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые друг от друга.
Отдельное правонарушение – конкретное явление реальной действительности. Но правонарушения не единичны. Они составляют определенную совокупность их видов. Наиболее разработанным, получившим научное определение, является такой вид правонарушений, как преступность.
Преступность определяется как относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.
В принципе это определение можно отнести ко всей массе правонарушений, для этого из него надо исключить особенное, присущее особой группе правонарушений - преступлениям. В этом случае правонарушения могут быть определены как исторически изменчивое, антисоциальное явление общества, состоящее из совокупности всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем регионе. Структура правонарушений характеризуется соотношением видов (групп) правонарушений, классифицируемых по различным основаниям и признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам) и др.
Подобная классификация всей массы правонарушений по многочисленным критериям возможна по мере развития соответствующих исследований в отдельных областях права и широкого использования компьютерной техники. [3, c. 38]
Применительно к областям регулируемых отношений правонарушения различаются соответственно отраслям законодательства: гражданские, трудовые, уголовные, административные, процессуальные и др.
С учетом общественной опасности правонарушения принято делить на две группы: преступления и иные правонарушения (проступки, деликты ) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые. В связи с этим разделением встает проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку провести границу между ними весьма и весьма не просто.
Эта проблема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, когда готовится проект нового уголовного законодательства. Сложность этой задачи состоит в том, что речь идет о сходных по своему характеру явлениях. И решаться она должна не иначе как в соответствии с законом, не нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.
Из сопоставления соответствующих статей Уголовного законодательства и Законодательства об административных правонарушениях видно, что и преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты, именно в этом, прежде всего, состоит общественная опасность – признак, определяющий их материальную сущность. Задачи административного и уголовного законодательств состоят в охране от посягательств одних и тех же объектов.
Единая сущность административных правонарушений и преступлений подтверждается также следующим обстоятельством: «не является преступлением действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между преступлением и административным проступком заключается в различной степени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсивностью посягательства, реально наступившими или потенциально опасными общественными последствиями. [12, c. 76]
Вот тот критерий, по которому можно и должно разграничивать проступки и преступления. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его общественной опасности существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
Вопрос
о том увеличивает ли повторное
совершение административного проступка
общественную опасность деяния
и личности нарушителя настолько, чтобы
повлечь за собой изменение
юридической природы самого
проступка и служить основанием
для признания его преступлением,
и, следовательно, для применения
к виновному уголовного наказания
должен быть решен в отрицательную
сторону. Совершение лицом правонарушения
повторно может быть отнесено лишь к обстоятельствам,
отягчающим ответственность за
административные правонарушения,
преступление не есть сумма проступков.
Наличие административного взыскания
за предшествующий проступок
может относиться лишь к личности правонарушителя,
и никак не повышает степени общественной
опасности. Кроме того, согласно
общему принципу права «лицо, подвергнутое
в установленном законом порядке
наказанию, не может быть наказано
за то же деяние». С общепризнанным положением
о том, что «уголовной ответственности
и наказанию подлежит лишь лицо,
виновное в совершении преступления»,
не согласуются нормы административного
законодательства, предусматривающие
наложение уголовной ответственности
за повторно совершенное административное
правонарушение.
Информация о работе Понятие административного правонарушения и его признаки