Понятие административного правонарушения и его признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие административного правонарушения………………… 4
Глава 2. Характеристика административных правонарушений…………..
2.1. Признаки административных правонарушений…………….. 8
2.2. Состав правонарушений……………………………………….. 11
2.3. Виды правонарушений……………………………………….. 17
Заключение…………………………………………………………………... 19
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсач Административн право и процес.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ  ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 
ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ
 

КАФЕДРА  АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Административное право и процесс»

на тему:

«ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ПРИЗНАКИ» 
 

Выполнила: студентка                                                     

2 курса, 1 потока                                                                                                    

з/о, гр. ГУП- 2                                                                           КОВАЛЁНОК  Е.А                                                                                               

 

Научный руководитель                                                    ТАГУНОВ ДМИТРИЙ                                                                                                                                       ЕВГЕНЬЕВИЧ                                                                            
 
 

Минск 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………  3

Глава 1. Понятие административного правонарушения…………………  4

Глава 2. Характеристика административных правонарушений…………..

           2.1. Признаки  административных правонарушений……………..  8

           2.2. Состав правонарушений……………………………………….. 11

           2.3.  Виды правонарушений………………………………………..  17

Заключение…………………………………………………………………... 19

Список  используемой литературы……………………………………….... 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает  возможности  использования  правовых санкций  в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого  рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы  рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают  решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в  содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного  проступка, а также без глубокого  знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно  квалифицировать  административные проступки, принимать законные решения  по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Следовательно, под административным правонарушением, как основание административной ответственности понимается виновное, противоправное и общественно-опасное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. [5, с. 21] 
 

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административным  правонарушением (проступком) признаётся посягающее на государственный или  общественный порядок, соц. Собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Деятельность  человека  состоит  ив поступков. Поступок – главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются  различные качества личности,  как хорошие,  так и дурные,  отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании,  он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.[8, с. 76]

В сфере  правовых  отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов  поведения  личности  составляют  поступки правомерные – то есть соответствующие нормам права , требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих  право,  противных ему.

Каждое  отдельное правонарушение ,  как явление реальной действительности, конкретно: оно совершается конкретным лицом , в определенном месте. В  определенное  время,  противоречит  определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений и их видов, все правонарушения,  как анти социальные явления,  имеют общие черты.

Из определения  преступления и различных видов  проступков можно вывести общее понятие правонарушения.  Им является посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное , виновное действие  или бездействие субъектов права. Одной из черт правонарушения,  наиболее видимой,  вытекающей ив самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Правонарушение – это деяние,  поведение,  поступки людей,  действие или  бездействие, следовательно, правонарушение  может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем.  Значимость этой черты состоит в том, что  в  ней  скрыто общепринятое положение «за мысли не судят». Так, нельзя считать правонарушением не  проявленные через поступки внутренний образ мыслей,  чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом. [2, с. 23]

Деяние  человека выражается или в виде конкретного  действия, или в виде бездействия.  Действие противоправно,  если оно противоречит указанному в норме общепринятому масштабу поведения.  Бездействие –один из видов поведения.  Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.

В свою очередь, поведение, имеющее юридическое  значение, имеет свой обязательный признак психологически,  выражающийся в том,  что правовое (как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли лица.  Следовательно, не может признаваться деянием в юридическом смысле,  а значит и правонарушением поведение в состоянии невменяемости или недееспособности.

Таким образом,  правонарушение, будучи деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.

Правонарушение  нарушает интересы,  охраняемые правом, и тем самым причиняет вред общественным и личным  интересам,  установленному правопорядку. В этом состоит еще одна черта,  характеризующая правонарушения. Этой чертой,  присущей всем правонарушениям является  общественная опасность.  Она выражается во вреде,  наносимом обществу. Вред – это совокупность  отрицательных последствий правонарушения. Социальная сущность вреда состоит в нарушении правопорядка, Дезорганизации общественных отношений и одновременное хотя и не  всегда   умаление или уничтожение какого-либо блага,  ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов, вопреки закону.

Вред – обязательный признак каждого правонарушения.  Характер вреда может различаться по разным признакам, но правонарушение всегда несет социальный вред.  Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет, более или менее значимым, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами и  обществом в целом.  Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения. Вредных или безразличных для государства, общества, граждан правонарушений не существует.

Правонарушения  различны по степени вредности и  поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступления и проступки.  Преступление характеризует большая степень общественной  опасности,  что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

Таким образом,  правонарушение – это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Общественная  опасность,  вредность правонарушения характеризует их как отрицательные  социальные явления. Отрицательной  оценки заслуживает и лицо, совершившее правонарушения. Порицание справедливо,  оправданно и возможно при условии безупречного поведения,  то есть такого действия или бездействия, которое явилось результатом сознания, воли.

Порицание основывается на  том, что  правонарушитель  выбрал  из имеющихся именно вредный  вариант поведения, пренебрег интересами общества, субъективными правами иных граждан.  Выбор  такого  варианта поведения свидетельствует о направленности,  или пренебрежении,  или безразличии сознания правонарушителя к общественным и индивидуальным интересам, к причинению или допущению социального вреда.  Такое психическое отношение правонарушителя к своим действиям или бездействиям и  их последствиям характеризует противоправное деяние как виновное. Субъективный момент деяния – вина – необходимый признак правонарушения. Вина выражается в двух формах: косвенная вина и прямая. В случае прямой вины правонарушителя подразумевается,  что данное лицо предвидит и желает наступления отрицательных последствий,  при косвенной вине имеется в виду то, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит наступление отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности или самонадеянности думает, что их удастся избежать. [10, c. 56]

Из сказанного следует вывод: если противоправность всегда виновна, то, следовательно, отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую  ответственность. Это положение полностью соответствует принципам законности, справедливости, охраны прав личности и поэтому не может и не должно иметь исключения. 
 
 

ПРИЗНАКИ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Административная  ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Юридическими  признаками административного правонарушения (проступка) являются:

• общественная опасность деяния

• противоправность деяния

• виновность

• наказуемость деяния

Понятие «деяние» часто применяется в  законодательстве, причём этим понятием охватывается два вида поведения  правонарушителя: действие либо бездействие, т.е такое действие, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут  совершать посредством действия, например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но немало административных правонарушений совершается в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т.д. [7, c. 116]

Реальное  деяние только тогда считается административным правонарушением, когда оно содержит все закреплённые в законе признаки. В установленных законодательством  случаях для признания деяния административным правонарушением  необходимо наличие обязательной причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной

среде и т.д.

Общественная  опасность заключается в опасности  деяния для общественных отношений, в причинении им вреда либо угрозы его причинения. Общественная опасность  характеризуется характером и степенью. Характер – это качественная категория общественной опасности, степень –количественная.

Информация о работе Понятие административного правонарушения и его признаки