Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:24, курсовая работа
В настоящее время Россия стремится как никогда к формированию правового государства, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти……. 5
1.1 Понятие органов исполнительной власти………………………...5
1.2 Классификация органов исполнительной власти………………..11
Глава 2. Правительство РФ в системе органов исполнительной
власти………………………………………………………………….18
Глава 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти……………………………………………..23
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ………28
Заключение…………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………
Если сравнивать понятие системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти, то главным отличием является вопросы подчинения
и руководства данных органов. По сути, структура является продолжение
системы, элементы структуры в совокупности составляют элементы системы органов исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-
Рисунок №2
Рисунок №3
Территориальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти являются еще одним структурным элементом единой системы федеральной исполнительной власти. Данные подразделения осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ — во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти, осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъекта, на территории которого планируются данные действия.
Отличия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов РФ заключаются в следующих позициях:
1 – По порядку формирования. Создаются в субъектах Федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти.
2 – По нормативно правовому регулированию. Территориальные органы действуют на основе Конституции и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства и руководствуются в своей деятельности правовыми актами ведомств Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции. Положения о федеральных министерствах, как правило, содержат предписания, закрепляющие правовое положение их органов в субъектах Федерации.
3 – По подчиненности. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти имеют строгую вертикальную систему подчинения, которая закрепляется в законах регламентирующих деятельность того или иного министерства.
4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
В соответствии с Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ). Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:
1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания системы республиканских исполнительных органов;
2) в краях и областях (т.е. административно-
3) в автономных образованиях (одна область и округа);
4) в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
В настоящее время федеральным законодателем установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формирование региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ). Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В частности, каждый из субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч.2 ст.11 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это, означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации.
Особенностью единой системы, которую образуют органы исполнительной власти разных уровней, является то, что вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции РФ). При этом самими субъектами, на своей территории, создаются органы, которые практически реализуют основные функции государственного управления.
Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В настоящее время идет унификация системы органов исполнительной власти во всех субъектах Федерации. Ее юридическую основу составляет Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", один из разделов которого посвящен органам исполнительной власти субъекта Федерации. Уже сложились и действуют единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. Некоторые нормы, которые складывают принципы организации исполнительной на местах:
1. принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;
2. исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта;
3. конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти;
4. законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу.
В настоящее время можно отметить, что принципы организации органов исполнительной власти субъектов РФ в определенной степени копируют данные принципы федеральных органов исполнительной власти, с одной важной оговоркой – высшее должностное лицо, в большинстве субъектов представляется (назначается) Президентом РФ. Что дает возможность влиять Федеральным органам исполнительной власти на принятие решений, даже не относящимся к их компетенции, в соответствии с Конституцией РФ. При этом можно отметить уже единство и вертикальный способ формирования системы исполнительно власти в РФ. В настоящее время только органы местного самоуправления муниципальных образований не являются структурной частью данной цепи и пользуются относительной самостоятельностью.
Как уже отмечалось выше, структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, на примере Амурской области, в соответсвии с Уставом Амурской области от 13 декабря 1995 года №40-ОЗ, высшим должностным лицом Амурской области является губернатор, который возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области (статья 46 ч.1 Устава). Губернатор также формирует порядок формирования, организация и полномочия исполнительных органов государственной власти, в соответствии с законом области о системе исполнительных органов государственной власти области и структурой исполнительных органов государственной власти области. Так на основании Постановления губернатора Амурской области было упразднено министерство информационной и внутренней политики Амурской области[8].
Структура исполнительных органов государственной власти Амурской области строится на основе Закона Амурской области «О системе исполнительных органов государственной власти Амурской области» от 7 июня 2007 года № 344-ОЗ, данный закон устанавливает систему исполнительных органов государственной власти области, а также определяет правовую основу организации и деятельности исполнительных органов государственной власти области. Если объединить положения данного закона и постановление губернатора Амурской области, то система, и структура, в совокупности выглядят следующим образом:
1. Правительство Амурской области – является коллегиальным органом.
2. Иные исполнительные органы государственной власти Амурской области:
представительство Амурской области при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации, 11 министерств, 10 управлений, 3 инспекции.
Компетенция, а вместе с тем и структура органов исполнительной власти субъектов РФ строится на статьях 72 и 73 Конституции РФ, в связи с этим структурные подразделения могут быть созданы как для ведения совместных вопросов в федеральными органами исполнительной власти, так и для решения вопросов исключительно относящихся к ведению исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время на территории субъектов Федерации их органы исполнительной власти "ближе" всех к организациям различных отраслей и сфер государственного управления. Но все они, так или иначе, имеют различную ведомственную принадлежность и подчиненность. В результате на одной территории функционируют объекты республиканского, краевого, областного и т.п., а также федерального подчинения. При этом многие из них действуют в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, что логично, в подобной ситуации должны действовать через одноименные исполнительные органы субъектов Федерации, чего пока не происходит. Эта позиция усиливается в связи с тем, что многие федеральные органы не имеют прямых управленческих связей с объектами их профиля.
Заключение
Изучив материал по данной теме можно сделать ряд выводов о сложившейся ситуации в работе и системе органов исполнительной власти РФ.
Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им программы и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия. Но в тоже время нельзя говорить о фактической подконтрольности органов исполнительной власти обществу, так как это зависит от политических и социальных институтах развивающихся в стране. Исполнительная власть, пользуясь поддержкой законодательных органов, консолидирует властные функции на федеральном уровне, выстраивает и оптимизирует вертикальную основу управления.
Одной из главной проблемой в работе Правительства РФ и общей системы и структуры исполнительной власти РФ в целом можно считать несовершенство законодательной базы формируемой для работы органов исполнительной власти. Особенно это касается подзаконных актов, приказов, инструкций, различных министерств, которые содержат правовые «дыры», могут содержать противоречия федеральным законам, другим сопутствующим подзаконных актов, что усложняет работу, понимание самого процесса, а также дает возможность к коррупционным действиям чиновникам различных рангов.
По третьему вопросу данной работы можно сделать следующий вывод - федеральные органы исполнительной власти выстроены в систему, которая позволяет Президенту Российской Федерации и Правительству РФ достаточно жестко контролировать любой государственный орган, пресекая, в том числе, и споры между подведомственными федеральными органами, что, несомненно, должно привести к повышению «производительности» федеральных органов исполнительной власти. В целом можно констатировать, что подобная система показала свою состоятельность.
В единой системе исполнительной власти Российской Федерации имеются две группы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Первую группу составляют органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему. Вторую группу составляют органы исполнительной власти субъектов Федерации, образуемые по предметам ведения, не отнесенным к ведению Российской Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации. Но часто, вопросы, которые рассматривает та или иная группа переплетаются по содержанию и по функциям, что приводит к периодическому дублированию, увеличенном штате государственного аппарата, несогласованности действий и законодательных актах на разных уровнях власти. Данные негативные факты особенно видны в контролирующих органах исполнительной власти различных уровней. В настоящее время идет оптимизация, сокращение и уплотнение функций и компетенций в связи с социальными и экономическими изменениями жизни в стране.