Федеральные министры участвуют с
правом решающего голоса в заседаниях
Правительства; принимают участие
в подготовке постановлений и
распоряжений Правительства, обеспечивают
их исполнение; принимают участие
в выработке и реализации политики
Правительства и издаваемых им постановлений
и распоряжений; обладают установленными
законодательством полномочиями руководителей
соответствующих федеральных органов
исполнительной власти. Правительство
решает вопросы с обязательным участием
федеральных министров или представителей
федеральных министерств, к ведению
которых отнесены эти вопросы. При
осуществлении своих полномочий
федеральные министры подотчетны Правительству,
а по вопросам, отнесенным Конституцией
РФ и федеральными законами к компетенции
Президента Российской Федерации, подотчетны
Президенту.
Правительство Российской Федерации
— орган коллегиальный. Его заседания
проводятся систематически, не реже одного
раза в месяц.
Исключительно на заседаниях Правительства
принимаются решения о представлении
Государственной Думе федерального
бюджета и отчета об исполнении федерального
бюджета, а также бюджетов государственных
внебюджетных фондов; рассматриваются
проекты программ экономического и социального
развития, связанных с созданием свободных
экономических зон; устанавливается номенклатура
товаров, в отношении которых применяется
государственное регулирование цен; устанавливаются
объемы выпуска государственных ценных
бумаг; принимаются решения о внесении
законопроектов в Государственную Думу;
рассматриваются проекты программ приватизации
федеральной государственной собственности;
рассматриваются вопросы предоставления
дотаций, субсидий, оказания иной поддержки
на безвозвратной основе за счет средств
федерального бюджета, а также вопросы
оказания финансовой поддержки на возвратной
основе, при сроке возврата более двух
лет; рассматриваются вопросы приобретения
государством акций; рассматриваются
вопросы заключения подлежащих ратификации
международных договоров Российской Федерации;
принимаются решения о подписании соглашений
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации; образуется Президиум
Правительства РФ; утверждаются положения
о федеральных министерствах и об иных
федеральных органах исполнительной власти;
устанавливается порядок создания и обеспечения
деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти;
утверждаются Регламент Правительства
РФ и Положение об Аппарате Правительства
РФ.
На заседаниях Правительства Российской
Федерации имеет право председательствовать
Президент РФ. Члены Правительства
участвуют в его заседаниях лично.
В случае невозможности участия
в заседании члены Правительства
информируют об этом Председателя Правительства.
Представители палат Федерального
Собрания, Конституционного Суда, Верховного
Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры,
Счетной палаты, Центрального банка,
иные лица вправе участвовать в заседаниях
Правительства в соответствии с
федеральными законами либо в порядке,
установленном Правительством РФ.
Правительство Российской Федерации
в своей деятельности руководствуется
принципами верховенства Конституции
РФ, федеральных конституционных законов
и федеральных законов, народовластия,
федерализма, разделения властей, ответственности,
гласности и обеспечения прав и свобод
человека и гражданина.
Заседания Правительства носят
открытый характер. Однако Правительство
может рассматривать отдельные
вопросы и на закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний
Правительства осуществляются в
соответствии с Регламентом Правительства.
Материалы к заседанию Правительства,
ход их рассмотрения непосредственно
на заседании и принятое протокольное
решение относятся к служебной
информации, порядок распространения
которой устанавливается Регламентом
Правительства Российской Федерации,
если иное не определено федеральными
законами.
Правительство информирует граждан
через средства массовой информации
о рассмотренных на заседании
Правительства вопросах и о принятых
решениях.
Для решения оперативных вопросов
Правительство РФ по предложению Председателя
Правительства может образовать Президиум
Правительства РФ.
Заседания Президиума Правительства
проводятся по мере необходимости. Решения
Президиума Правительства принимаются
большинством голосов от общего числа
членов Президиума и не должны противоречить
актам, принятым на заседаниях Правительства.
Правительство РФ вправе отменить любое
решение Президиума.
Правительство Российской Федерации
для содействия своей работе вправе
создавать координационные и
совещательные органы — комиссии
и советы. Комиссии являются координационными
органами. Они образуются для обеспечения
согласованных действий заинтересованных
органов исполнительной власти и
решения определенных задач. Советы
— совещательные органы, их . цель
— предварительное рассмотрение вопросов
и подготовка по ним предложений рекомендательного
характера.
По проблемам, имеющим межотраслевое
или межтерриториальное (межрегиональное)
значение, создаются межведомственные
комиссии и советы.
Названные комиссии и советы не являются
органами исполнительной власти.
Расходы на содержание Правительства
РФ определяются в федеральном бюджете.
В случае необходимости могут быть образованы
органы и учреждения при Правительстве,
финансирование которых осуществляется
в пределах ассигнований на содержание
Правительства.
Для обеспечения деятельности Правительства
РФ и организации контроля за выполнением
органами исполнительной власти решений,
принятых Правительством, образуется
Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства
взаимодействует с Администрацией Президента
РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.
Аппарат Правительства возглавляет
Руководитель Аппарата — заместитель
Председателя Правительства РФ или
федеральный министр.
Заместители Руководителя Аппарата Правительства,
руководители основных структурных
подразделений Аппарата Правительства
назначаются на должность и освобождаются
от должности Правительством.
Финансирование расходов на содержание
Аппарата Правительства производится
в пределах расходов на содержание Правительства
Российской Федерации.
Положение об Аппарате Правительства
утверждается Правительством.
Глава
2. Компетенция Правительства РФ
Компетенция
Правительства Российской Федерации
– важнейший компонент его
конституционно-правового статуса.
Компетенция данного органа –
это круг вопросов его ведения, основных
направлений деятельности (функций)
и конкретных полномочий в различных
сферах жизни общества. Правительство
существенно отличается от других органов
исполнительной власти не только специфическим
порядком образования, но и местом,
занимаемым им в системе федеральных
органов исполнительной власти, особым
характером и объёмом компетенций, взаимоотношениями
с Президентом и Федеральным Собранием.
Характеризуя
самостоятельную роль Правительства
как органа, осуществляющего исполнительную
власть Российской Федерации, одновременно
следует учитывать особенности
взаимоотношений Президента с Правительством.
По Конституции РФ Президент активно
участвует в осуществлении исполнительной
власти, поскольку, согласно ст. 80 п. 2, он
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов исполнительной
власти. Поэтому вне конституционной
модели взаимоотношений Президента
с Правительством трудно представить
компетенцию Правительства. Эта
компетенция находит своё юридическое
закрепление в соответствующих
нормах Конституции, так и в предписаниях
текущего законодательства – в федеральных
законах, нормативных актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
В
Конституции (ст. 113) установлено, что
Председатель Правительства Российской
Фе6дерации в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами, указами
Президента определяет основные направления
деятельности Правительства Российской
Федерации.
2.1.
Задачи Правительства РФ на современном
этапе
Задачи
Правительства РФ на современном
этапе – ведущие направления
в деятельности Правительства; в
них выражается целевая нагрузка
данного органа исполнительной власти
и с ними напрямую связан предоставляемый
Правительству объём государственных
полномочий. Говоря по-другому, под
современными задачами понимают и цели,
которые ставит государство перед
Правительством Российской Федерации,
и основные направления его деятельности,
и правовые средства (обязанности
и полномочия), которые применяются
для достижения поставленных целей.
Каждая задача Правительства имеет
свою сферу действия и осуществляется,
как правило, соответствующими методами.
Задачи отражают содержание деятельности
Правительства и в известной степени характеризуют
его сущность.
Первая
задача – это руководство и
направление деятельности в основных
жизненно важных сферах и областях
государственной жизни: экономической,
социально-культурной, правоохранительной,
внешнеполитической. С данной задачей
тесно взаимосвязана и обусловлена
ею вторая важная задача – объединение,
координация и практическое направление
деятельности федеральных министерств
и иных федеральных органов исполнительной
власти. Взятые в совокупности указанные
задачи характеризуют в целом
Правительство как орган, имеющий
общую компетенцию; т.е. это такой
исполнительный орган, который осуществляет
руководство всеми остальными сферами
и отраслями экономики, социально-культурной
жизни, относящимися к ведению Российской
Федерации и совместному ведению
Российской Федерации и её субъектов,
а также межотраслевую сферу.
Вопрос
о задачах Правительства является
ключевым в теории Правительства
и на переходном этапе современной
России приобретает научную и
практически-политическую значимость
в организации деятельности Правительства.
Заключение
Изложенные в курсовой работе положения
и исследования дают возможность
в заключении сделать сказать
о том, что цель работы достигнута
в полном объеме и сделать следующие
выводы по итогам исследования:
- Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Такое определение официально указано в законе. Однако согласно научной теории можно привести и более широкое определение. Например, такое. Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.
- Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов, гармоничное сочетание и взаимодействие с законодательной и исполнительной властью. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется: - федеральными органами государственной власти (согласно Указу Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 г. это Министерства РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.
- Состав Правительства:
Председатель Правительства Российской
Федерации, 7 Заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации (двух
первых заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации, Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководителя Аппарата Правительства
Российской Федерации и Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министра финансов Российской Федерации.),
Федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные агентства, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы
и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам, Федеральные
министерства, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство Российской
Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам, Федеральные службы и федеральные
агентства, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство Российской
Федерации.
- Правительство РФ
осуществляет следующие общие полномочия:
организует
реорганизацию внутренней и внешней
политики Российской Федерации; осуществляет
регулирование в социально-экономической
сфере; обеспечивает единство системы
исполнительной власти в Российской
Федерации, направляет и контролирует
деятельность ее органов; формирует
федеральные целевые программы и обеспечивает
их реализацию; реализует предоставленное
ему право законодательной инициативы.
5.Правительство
слагает свои полномочия перед
вновь избранным Президентом,
добровольно и в случае отрешения.
Список
использованной литературы
I. Нормативные правовые акты:
- Федеральный Закон
от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О Правительстве
Российской Федерации».
- Указ Президента
от 12 мая 2008г. № 724 « Вопросы системы и структуры
федеральных органов исполнительной власти».
- Указ Президента
от 10.06.1995 № 1185 « Об обеспечении взаимодействия
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации»
- Указ Президента
от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти»
- Постановление Правительства
от 1 июля 2004г № 260 « О регламенте Правительства
Российской Федерации и положении об аппарате
Правительства Российской Федерации»
II. Комментарии
к нормативным актам:
- Кудрявцев С.В. Комментарий
Конституции РФ. // Справочная правовая
система «Гарант», 2001 г.
- Окуньков Л.А. Комментарий
Конституции РФ. // Справочная правовая
система «Гарант», 2001 г.
III. Научная
и учебная литература:
- Авакьян С.А. Конституционное
право. Энциклопедический словарь. – М.:
НОРМА, 2005.
- Баглай М.В. Конституционное
право РФ. Учебник для ВУЗов – М.: Норма,
2003.
- Сборник законодательства
по конституционному (государственному)
праву Российской Федерации. Ростов-на-Дону.
«Феникс». 2003.
IV. Периодическая
литература:
Грудцына Л.М. Вопрос-ответ//"Адвокат".
2008. №9