Меры административного пресечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 20:41, реферат

Краткое описание

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число видов пресечения, использование которых прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения требуется:
В установленных законом случаях для наказания правонарушителей;

Оглавление

Понятие и сущность мер административного пресечения ……………...3
Виды мер административного пресечения ………………………………5
Заключение ……………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………24

Файлы: 1 файл

админка реферат готовое.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

6) Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) Для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободны, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и  вооруженным нападением, указанными  в п. 5 и п. 6 ч. 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием  оружия любого вида, либо предметов  конструктивно схожих с настоящим  оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет  право применять огнестрельное  оружие:

1) Для остановки транспортного  средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) Для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью  граждан и (или) сотрудника полиции;

3) Для разрушения запирающих  устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в  жилые и иные помещения по  основаниям, предусмотренным ст. 15 настоящего  Федерального Закона;

4) Для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

4. Сотрудник полиции имеет право  применять служебное огнестрельное  оружие ограниченного поражения  во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 ч.1 ст. 21 настоящего Федерального Закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет  права применять огнестрельное  оружие при значительном скоплении  граждан, если в результате его  применения могут пострадать  случайные лица.

Применение огнестрельного оружия чаще всего связанно с пресечением преступлений. Поэтому возникает вопрос, является ли эта мера административно – пресекательной? Положительным ответом на данный вопрос является следующая аргументация:

    1. огнестрельное оружие применяется субъектами административной власти, и только ими, а все остальные субъекты права (должностные лица, граждане), используют его не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны;
    2. реализуется эта мера пресечения административным правом;
    3. применение огнестрельного оружия прямо не связано с возбуждением уголовного дела и может иметь место до возбуждения уголовного дела, после его приостановления, прекращения, а также для пресечения невиновных общественно опасных действий.

Данное средство воздействия находится на грани между административным и уголовным принуждением, но в большей степени относится к первому.

Применение огнестрельного оружия в отличие от других мер административного пресечения всегда носят активный характер, в то время как использование физической силы и специальных средств в некоторых случаях происходит в форме пассивного сопротивления.

Являясь физическим средством пресечения неправомерных действий, огнестрельное оружие представляет собой такое техническое устройство, результат применения которого, как указывали еще отечественные юристы начала прошлого века, не может быть учтен заранее. Эта мера может дать непредсказуемые фактические последствия: от легкой раны до смерти лица.

В юридической науке отсутствует сколько-нибудь широкая классификация оснований применения огнестрельного оружия, необходимость выработки которой вызвала тем, что правовое основание как элемент правовых основ законного применения и использования огнестрельного оружия тесно связан с другими их элементами – порядком, условиями и пределами данной меры пресечения.

Задержание и доставление, как упоминалось выше, являет собой:

  • Доставление - препровождение физического лица в целях составления протокола об административной правонарушении, если невозможно его составить на месте выявления административного правонарушения, а составление протокола является обязательным ( ст. 27.2 КоАП РФ ).
  • Задержание – согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильно и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Физическое лицо доставляется для составления протокола об административном правонарушении. Причем протокол о применении данной меры обеспечения производства по делу может быть составлен наряду с протоколом об административном задержании после принудительного препровождения доставляемого в служебное помещение, либо о доставлении вносится соответствующая запись в протокол об административном задержании (ст. 27.4 КоАП РФ). После доставления нарушителя в соответствующее служебное помещение судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, предстоит установить существование и обоснованность доказательств, а также подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Доставляемый задерживается на месте выявления административного правонарушения, т.е. установлен факт совершения данного правонарушения, но не установлена вина доставляемого лица в его совершении.

Доставление лица для составления протокола является первичным процессуальным действием, осуществляемым должностными лицами уполномоченных органов при административном задержании. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола уполномоченным лицом.

Доставление лица возможно только в тех случаях, если предполагается составление протокола. Необходимой предпосылкой доставления лица является наличие обстоятельств, препятствующих составлению протокола на месте выявления правонарушения.

Согласно ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях. Применение административного задержания влечет за собой ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, права на свободу передвижения предусмотренных  ч. 1 ст. 22 и ч.1 ст. 27 Конституции РФ.

Как правило, административное задержание осуществляется должностными лицами правоохранительных органов.  Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделены должностные лица системы МВД России, полиции, в том числе должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны при ОВД, а также внутренних войск МВД России.

При административном задержании наряду с протоколом об административном правонарушении, в совершении которого подозревается задержанный, составляется специальный протокол об административном задержании. Задержанный вправе отказаться от подписи протокола. Срок административного задержания не может превышать трех часов. Административное задержание на срок до 48 часов возможно в случае административных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, в совершении которых подозревается лицо, подвергнутое данной мере пресечения, а также применительно к лицам, подозреваемым в совершении проступков, влекущих административный арест.

Известны 2 вида задержания: уголовно – процессуальное и административное. Административное задержание следует отличать от задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно – процессуальному – совершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное задержание проводится в порядке, установленном нормами административного права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном нормами УПК РФ.

В ряде случаев административному задержанию не подлежат: иностранцы, пользующие дипломатической неприкосновенностью, депутат Государственной Думы, судьи, прокуроры, следователи. Исключением являются случаи, предусмотренными Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Законодательством предусмотрено две основные разновидности административного задержания:

  • Превентивное преследует цель предотвращения противоправных деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком, так и в связи с преступлением, а также в отношении деликтоспособных лиц. Такое задержание регулируется разными правовыми актами.
  • Процессуальное задержание преследует двойную цель: предотвратить наступление вредных последствий и уклонение виновного от ответственности. Оно применяется в связи с административными правонарушениями и регулируется КоАП РФ.

Процессуальное административное задержание может быть произведено, если помимо общей предпосылки – совершение административного правонарушения, - имеется одно из следующих дополнительных условий:

    1. наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;
    2. отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте правонарушения.

В отличие от превентивного процессуальное задержание может быть осуществлено, даже если нет угрозы совершения новых правонарушений.

Таким образом, превентивное и процессуальное административное задержание различаются:

      1. по нормативному основанию;
      2. по целям;
      3. по фактическим основаниям применения;
      4. по правовым последствиям;
      5. по кругу задерживаемых лиц.

Принудительное лечение является мерой административно – правового принуждения, ибо государственные муниципальные организации вынуждены прибегать к нему именно потому, что гражданин не выполняет возложенных на него соответствующих правовыми актами обязанностей и законных требований компетентных органов. Особенностью этой меры пресечения является то, что она применяется в интересах общества и самого больного, является средством защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья нарушителя.

Меры пресечения имущественного характера применяются в случае правонарушения, связанного с незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей, а также в целях возмещения вреда, причиненного проступком.

К мерам пресечения данного вида можно отнести:

  • выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое посещение или проживающих в домах, грозящих обвалом. Дело о выселении возбуждается по заявлению органа, в ведении которого находится жилое помещение, жилой дом. С заявлением о выселении может обратиться также заинтересованный гражданин. Дело о выселении в административном порядке вправе по собственной инициативе возбудить прокурор.
  • Снос самовольно возведенной постройки. Самовольной постройкой согласно ст. 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или другое недвижимое имущество, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений.
  • Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности и у незаконного владельца. Во многих законах и правовых актах говорится о такой мере принуждения, как изъятие имущества. Изъятие, в отличие от хищения, - это мера, применяемая на основе правовых норм в связи с неправомерными действиями. Фактическое содержание этой принудительной меры состоит в том, что имущества у владельца физически отбирается, оно перемещается, и лицо лишается возможности им владеть, пользоваться.

Меры технического характера направлены на обеспечение личной и общественной безопасности, на пресечение повышенной опасности, на приостановление работы предприятий, учреждений и организаций с нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей, личной и общественной безопасности. Данные меры многочисленны, к ним, например, относятся:

  • Приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • Приостановление работы предприятий и иных производственных объектов в связи с нарушением техники безопасности или правил пожарной безопасности;
  • Запрещение или ограничение производства ремонтно – строительных работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они ведутся с нарушением технических правил и других требований по обеспечению общественной безопасности.

Информация о работе Меры административного пресечения