Меры административного пресечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 20:41, реферат

Краткое описание

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число видов пресечения, использование которых прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения требуется:
В установленных законом случаях для наказания правонарушителей;

Оглавление

Понятие и сущность мер административного пресечения ……………...3
Виды мер административного пресечения ………………………………5
Заключение ……………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………24

Файлы: 1 файл

админка реферат готовое.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

 

«Меры административного пресечения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

Выполнил:  студентка 1 курса,

          гр. 11/1  Кропачева А.П.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2014г.

 

Содержание

 

 

  1. Понятие и сущность мер административного пресечения ……………...3
  2. Виды мер административного пресечения ………………………………5
  3. Заключение ……………………………………………………………….22
  4. Список использованной литературы ……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность мер административного пресечения

 

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число видов пресечения, использование которых прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения требуется:

    • В установленных законом случаях для наказания правонарушителей;
    • Для пресечения и предупреждения правонарушения.

Административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. В силу этого общество (государство в частности) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов, которые установлены настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Меры административного пресечения являются одним из видов административного принуждения. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Но по своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер.

Главной их целью является:

    • Прекращение противоправного поведения;
    • Устранение противоправной ситуации;
    • Принуждение правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности с административными взысканиями. При этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют.

Фактическим основанием пресечением является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения общественно-опасных деяний, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, т.е. административно-деликтоспособного возраста. С другой стороны некоторые средства административного пресечения могут быть использованы в связи с преступлениями.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить такие особенности мер административного пресечения, как:

    1. применение для немедленного пресечения нарушения закона;
    2. волевой и достаточно жесткий характер;
    3. применяются различными исполнительными органами;
    4. носит кратковременный характер.

Можно с уверенностью сказать, что меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Например, помещение правонарушителя, находящегося в состоянии опьянения в общественном месте, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от всевозможных последствий (ограбление, причинение вреда здоровью и жизни граждан, утраты своего здоровья при холодной погоде). Властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить события, которые усугубили бы ответственность виновного лица.

С учетом всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что под мерами административного пресечения следует понимать регулируемые нормами административного права юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

В завершении хотелось бы отметить, что при изменении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда. Во всех случаях применения мер административной ответственности должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушение и требованием правовых норм.

 

Виды мер административного пресечения

 

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения. Вследствие этого многими авторами не раз проводилась попытка классификации и систематизации различных мер пресечения по группам.

Так, один из авторов, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

К общим мерам относятся:

    • превентивное задержание;
    • принудительное лечение;
    • административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы;
    • предписание (предостережение);
    • запрещение эксплуатации;
    • приостановление работ и т.д.

Часть из них применяются только к гражданам, некоторые только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, в их числе:

    • средства физического воздействия;
    • воздействие с помощью технических средств;
    • использование огнестрельного оружия, боевой техники.

Особая цель применения процессуальных мер пресечения – обеспечить нормальных ход производства по делам об административных правонарушениях; не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К ним относятся:

  • Доставление – представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административной правонарушении, если невозможно его составить на месте выявления административного правонарушения, а составление протокола является обязательным ( ст. 27.2 КоАП РФ ).
  • Задержание – согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильно и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  • Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения возможно только в случае, если рассмотрение дела было отложено в связи с неявкой по уважительной причине лиц, подлежащих приводу согласно части 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствии препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.
  • Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения ( ч 2. ст. 35 Конституции РФ ).
  • Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяется к физическому лицу в случае доставления, административного задержания должностными лицами, осуществляющими доставление, административное задержание, либо должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении ( ст. 28.3 КоАП РФ ).
  • отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения представляет собой сопряженные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении    ( ст. 27.12 КоАП РФ).

Еще одна, более точная и практичная, систематизация по группам приведена А.П. Корнеевым. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, можно подразделить на меры пресечения:

      1. применяемые к нарушителю;
      2. имущественного характера;
      3. технического характера;
      4. санитарно – эпидемиологического характера;
      5. финансово – кредитного характера.

Рассмотрим административные меры пресечения применяемые к нарушителю:

      • Требования прекратить противоправные и иные действия, препятствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц.
      • Непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;
      • Задержание и доставление;
      • Принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
      • Временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном и ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей.

О каждой из мер административного пресечения в отдельности:

Уполномоченные должностные лица имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий.

Учитывая особый характер таких мер административного пресечения, как применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, необходимо выделить их в группу специальных мер административного пресечения. Такая классификация весьма значима, т.к. позволяет более точно отразить правовую природу названных мер. В частности, той ее стороны, что применение специальных мер административного пресечения чаще всего связанно с воздействием на физическую сущность лица, подвергнутого принуждению.

Сотрудники полиции и других правоохранительных органов, а также иных государственных органов и уполномоченные на то законом представители негосударственных объединений имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требования, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей.

Сотрудники полиции, ФСБ и других специальных служб обладают правом применять специальные средства:

  • Резиновые палки;
  • Наручники;
  • Слезоточивый газ;
  • Светозвуковые средства отвлекающего действия;
  • Средства нарушения преград;
  • Средства принудительной остановки транспорта;
  • Специальные окрашивающие средства;
  • Служебных собак и т.д.

Полный перечесть специальных средств регламентируется Правительством РФ, основания и порядок их применения предоставлен ФЗ «О Полиции».

Специальные средства и интенсивность их применения избираются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При их применении должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан. Также имеются запреты применения в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

Перечисленные выше особенности мер административного пресечения целиком относятся к применению огнестрельного оружия сотрудниками милиции и достаточно полно характеризуют данную меру принуждения. Имеются также и существенные особенности, отличающие эту меру от других мер административного пресечения.

Из ст. 23 ФЗ «О полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право  лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное  оружие в следующих случаях:

1) Для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни и здоровья;

2) Для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) Для освобождения заложников;

4) Для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

Информация о работе Меры административного пресечения