Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:36, контрольная работа
Вопрос об административном процессе и административном процессуальном праве является едва ли не самым актуальным и одновременно спорным и противоречивым в современном российском административном праве. Очевидно, именно поэтому он остается нерешенным как в теории административного процессуального права, так и в административном процессуальном законодательстве.
Об административном процессе, его понятии, структуре (административных производствах), видах, критериях классификации учеными написано множество научных трудов. Специалисты пытаются определить понятие и обосновать сущность административного процесса, т. е. показать такую осуществляемую государственными органами и органами
Понятия административного процесса и административной процедуры.
Структура административного процесса. Понятия и виды административных производств.
Принципы процессуально - административной деятельности.
Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Дисциплинарное производство.
Здесь суть заключена в применении к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий.
Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано многими нормативными правовыми актами, что предопределено наличием различных форм государственно-служебных отношений (государственная служба, военная служба и правоохранительная служба). Кроме того, на государственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Важное значение, для правового регулирования дисциплинарного производства, имеет Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996г.
Общее, что характерно
для дисциплинарного
Порядок дисциплинарного
производства в обобщенном виде следующий.
Взыскание применяется
До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть получено письменное объяснение.
Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.
При необходимости проводится служебная проверка (расследование).
Взыскание не может быть
применено позднее шести
При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.
Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку. В военизированных службах взыскание может быть объявлено перед строем или на совещании.
Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника. Меры поощрения во время действия взыскания не применяются.
Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.
Приказ (решение) о наложении
дисциплинарного взыскания
3. Производство по жалобам.
Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.
Жалобы всегда связаны с мнением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов.
Нормативный правовой материал по этому виду производства чрезвычайно разобщенный. Конституция РФ предусматривает лишь судебное обжалование решений и действий (или бездействия) исполнительных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Но существует и административный порядок обжалования этих же действий и решений.
Он в самой общей
форме определяется действующим
и в наши дни Указом Президиума
Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан»
от 12 апреля 1968 г.
Общие правила административного производства
по жалобам следующие. Жалобы подаются
в исполнительный орган (должностному
лицу), к непосредственному ведению которого
относится разрешение поставленного гражданином
вопроса об оспаривании правомерности
действий или решений подчиненного ему
(нижестоящего) должностного лица или
органа.
Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изучение содержащихся в ней сведений. При необходимости в дополнительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исключения продлено до двух месяцев. Решение по жалобе должно быть мотивированным и своевременно сообщаться гражданину.
Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в вышестоящий исполнительный орган или в суд.
Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.
Решение по жалобе в пользу заявителя, по общему правилу, влечет за собой отмену или изменение обжалованного действия (решения), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.
Оба вида административных
производств имеют некоторые
общие черты. В их числе: преимущественно
внесудебный порядок разрешения индивидуальных
дел; юридически властное начало; урегулированность
(однако в разной степени) административно-
Отличия административно-процедурного
производства от административно-
Процедурное производство
не имеет своим результатом
3. Принципы процессуально - административной деятельности.
Принципами административного процесса называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера.
Принципы административного процесса выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которые включаются гарантии реализации на практике общих правовых предписаний.
Анализ действующего законодательства, а именно: Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе РФ позволяет выделить следующий состав принципов административного процесса: принцип отправления правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закон (п. 1 ст. 120 Конституции РФ), принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; принцип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип государственного языка судопроизводства.
Принцип осуществления
правосудия только судом. Данный принцип
имеет конституционное
Содержание этого принципа легко раскрывается
на примере уголовного В административном
процессе этот принцип проявляется в том,
что суды в системе органов, осуществляющих
защиту права (третейские суды, нотариат,
комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.),
занимают особое место. Приоритет судебной
формы защиты права выражается в том, что:
а) когда спор о праве рассматривается
несколькими органами, в число которых
входит суд, окончательное решение принимается
судом, например, по трудовым спорам после
КТС решение по заявлению заинтересованного
лица принимает суд; б) на суд возложена
обязанность проверки законности в определенных
пределах решений третейских судов в случае
обращения за выдачей исполнительного
листа на принудительное исполнение решения
третейского суда; в) и, наконец, решение,
принятое в административном порядке,
может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК
РФ). Правосудие – специальный вид государственной
деятельности и осуществляется только
судьями, наделенными полномочиями в установленном
порядке, и в строго процессуальной форме,
установленной процессуальным законом.
Принцип независимости судей. Этот принцип
провозглашен в Конституции РФ и означает,
что при осуществлении правосудия судьи
независимы, подчиняются только Конституции
РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции).
Независимость судей – важнейший принцип
правосудия.
Судьи рассматривают и разрешают административные
дела в условиях, исключающих постороннее
на них воздействие. Любое вмешательство
в деятельность судей по осуществлению
правосудия запрещается и влечет за собой
установленную законом ответственность.
Независимость судей
обеспечивается целым рядом конституционных
гарантий (ст. 120—124 Конституции РФ),
конкретизированных в нормах законодательства
о судебной системе Российской Федерации.
Вопросы, возникающие при рассмотрении
дел судом в коллегиальном составе, разрешаются
судьями большинством голосов. Никто из
судей не вправе воздержаться от голосования.
Председательствующий в заседании голосует
последним. Судья, не согласный с решением
большинства, обязан подписать это решение
и вправе изложить в письменном виде свое
особое мнение.
Принцип равенства граждан и организаций
перед законом и судом. Равенство граждан
перед законом и судом не зависит от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и других обстоятельств.
Равенство в процессуальных правах организаций
не зависит от места нахождения организации,
юридического статуса, подчиненности,
географических факторов и иных обстоятельств.
Принцип государственного языка. В силу
ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей юрисдикции
являются федеральными судами, поэтому
судопроизводство в них должно вестись
на государственном языке.
Судопроизводство по административным
делам ведется на русском языке – государственном
языке Российской Федерации или на государственном
языке республики, входящей в состав Российской
Федерации, на территории которой находится
соответствующий суд. В военных судах
судопроизводство ведется на русском
языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке или на любом свободно выбранном языке общения.
Нарушение установленных
законом процессуальных
Принцип гласности. В
административном процессе рассмотрение
и разрешение дел происходит в
открытом заседании суда (ст. 123 Конституции
РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе
Российской федерации»). Открытое разбирательство оказывает положительное
воздействие на судей, участвующих в деле
их представителей с точки зрения публичного
контроля за их деятельностью и влияет
на соблюдение ими норм процессуального
права. Этот принцип является одной из
предпосылок вынесения обоснованных и
законных судебных постановлений и последующей
оценки со стороны общества работы судов
и функционирования системы органов правосудия.
Принцип законности. Законность в деятельности
судов означает полное соответствие всех
их постановлений и совершаемых процессуальных
действий нормам как материального, так
и процессуального права, т.е. закону.
Принцип законности провозглашен в качестве
основного принципа в Российской Федерации.
Человек, его права и свободы, говорится
в ст. 2 Конституции РФ, являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина —
обязанность государства.
Принцип законности по своему содержанию
включает в себя требование к судам правильно
применять нормы материального регулятивного)
права и совершать процессуальные действия,
во исполнение норм административного
процесса.
Принцип диспозитивности. Принцип диспозитивности
заключается в возможности участвующих
в деле лиц и в первую очередь сторон распоряжаться
своими материальными и процессуальными
правами. Этот принцип определяет движение
процесса по делу, переход его из одной
стадии в другую. В соответствии с принципом
диспозитивности возбуждение дела, определение
предмета и основания иска, обжалование
решения, обращение его к исполнению зависят
от волеизъявления стороны (истца). Начало
диспозитивности пронизывает все административное
судопроизводство от возникновения конкретного
дела до исполнительного производства.
Заключение мирового соглашения определяется
волей обеих сторон, а признание иска зависит
от позиции ответчика. Стороны сами выбирают
способы защиты. Суд без обращения к нему
с иском (заявлением) заинтересованных
лиц не возбуждает дела. Принцип состязательности.
Истоки принципа состязательности находятся
в противоположности материально-правовых
интересов сторон в административном
процессе. Если принцип диспозитивности
определяет возможности сторон и других
лиц, участвующих в деле, по распоряжению
объектом спора и движением процесса,
то принцип состязательности определяет
их возможности и обязанности по доказыванию
оснований заявленных требований и возражений,
по отстаиванию своей правовой позиции.
Условием реализации принципа состязательности
выступает процессуальное равноправие
сторон, поскольку состязаться в отстаивании
своих субъективных прав и охраняемых
законом интересов стороны могут лишь
в одинаковых правовых условиях с использованием
равных процессуальных средств.
Принцип процессуального равноправия
сторон. В основе этого принципа лежат
экономические и правовые начала, которые
ставят участников судебного процесса
в равное положение. Данное состояние
в сфере регулятивных отношений в свою
очередь положено в основу равноправия
сторон в административном процессе.
Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"