Конституционные основы свободы экономической деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение конституционных основ экономической деятельности в РФ.
В связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть множественность и равноправие форм собственности;
- рассказать о Конституции как об основе экономических прав и свобод;
- проанализировать право на свободу экономической деятельности в системе основных прав и свобод человека и гражданина;
- охарактеризовать основания и пределы ограничения основных экономических прав человека и гражданина.

Оглавление

Введение 3
1. Множественность и равноправие форм собственности – конституционная основа свободы экономической деятельности в условиях рынка. 6
2. Конституция РФ об основных экономических правах и свободах, их виды и особенности нормативного значения. 11
3. Право на свободу экономической деятельности в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Его нормативное содержание, формы реализации. 14
4. Основания и пределы ограничения основных экономических прав человека и гражданина. Правовые позиции Конституционного Суда (в соответствии с постановлениями КС РФ от 12.05.98 г., и 11.03.98 г. и др.). 19
Заключение 22
II. На примере конкретных институтов конституционного права покажите их влияние на отдельные отрасли права (гражданское, предпринимательское, муниципальное и пр.). Как они соотносятся с Конституцией ? В чем состоит ведущая роль Конституции для правового закрепления свободы экономической деятельности? 27
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

В Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международном пакте  о гражданских и политических правах 1966 г. указываются более детальные  условия их применения. Согласно статье 4 первого из названных пактов, ограничения должны осуществляться с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав18; согласно целому ряду статей второго пакта (ст. ст. 12, 18, 19), если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц19.

В Европейской конвенции  о правах человека 1950 г. можно заметить, что цели ограничений существенно  расширены. Согласно этому документу, ограничения, кроме того, вводятся с целью поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. ст. 8-9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10)20.

Необходимо отметить, что некоторые ученые, анализируя цели и основания ограничения прав и свобод отождествляют эти понятия.

Подводя итог сказанному выше, можно разделить основания  ограничения прав и свобод человека и гражданина на две группы:

1) защита прав и  свобод человека и гражданина, то есть защита частных интересов;

2) защита интересов  государства и общества (защита  публичных интересов).

Заключение

Итак, в заключении данной курсовой работы сделаем краткие  выводы.

Часть 1 статьи 8 Конституции РФ устанавливает и гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия и т.д. носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).

Последнее не упомянуто  в данной статье, по-видимому, потому, что о праве каждого, кто законно  находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства как об одном из основных прав (и свобод) человека и гражданина говорится в ст. 27, а о свободе и условиях труда - в ст. 37 Конституции.

Конституционные обязанности  государства, его органов и их должностных лиц охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, вытекающим не только из ст. 8 Конституции, но также из других положений Основного закона. Так, хотя установление правовых основ единого рынка в России упомянуто только в ст. 71, как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, все конституционные положения об экономике описывают именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны - как для граждан, согласно ч. 1 ст. 34, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).

Но эта свобода не является абсолютной. Конституция демократического, правового и социального государства, признавая, соблюдая и защищая эту свободу, не может допустить злоупотребления ею с чьей бы то ни было стороны. Поэтому Конституция РФ не только прямо предписывает свободу экономической деятельности в рамках единого экономического пространства страны, не только устанавливает основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в экономической области (ч. 3 ст. 11, ст. 12, 71-73, 130-133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственной власти в сфере экономики (п. "а" - "г", "е" ч. 1 ст. 144, ст. 127), но и определяет ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности (ч. 2 ст. 34).

Эти ограничения вытекают прежде всего из содержания прав и  свобод человека и гражданина, а  также из обязанности государства  их признавать, соблюдать и защищать (ст. 2, 17, 18). Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты (ст. 7), ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.

Если Конституция предписывает (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то очевидно, что экономическая деятельность, настолько свободная, что она разрушала бы эту основу, недопустима, как и свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами со стороны их собственников, если это наносит ущерб окружающей среде или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 36).

Если, согласно ч. 3 ст. 35 Конституции, возможно принудительное отчуждение имущества для нужд государства в судебном порядке и при соблюдении определенных условий, то нельзя не признать, что это тоже некоторое ограничение экономической свободы и права собственности.

Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы в сфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (право частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и свободу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (ч. 3 ст. 62).

В ряде случаев Конституция лишь в общей форме говорит о возможности запрещения законом (Федерации или ее субъекта) некоторых видов экономической деятельности. Существуют, например, запреты на выращивание растительного сырья для производства наркотиков, на такое производство и на торговлю содержащими наркотики медикаментами без особого на то разрешения и контроля со стороны государства. Экономическая деятельность граждан и юридических лиц, предприятий и т.д. вообще должна происходить в рамках их специальной правоспособности.

Экономическая роль демократического правового социального государства  в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций:

1) законодательное определение  круга субъектов права на отдельные  виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, иначе говоря - юридических правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;

2) поощрение, защита  и охрана социально и экономически  целесообразных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками; повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;

3) недопущение соединения  в руках органов публичной  власти, т.е. государственной власти  или местного самоуправления, двух  направлений деятельности - присущего  им осуществления властных полномочий  с характерной для предприятий хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли в той или иной форме, за исключением случаев, когда это прямо и обоснованно допускается законом.

Часть 2 статьи 8 Конституции РФ провозглашает признание и защиту равным образом различных форм собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень (речь идет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности); он повторен в ч. 2 ст. 9 применительно к собственности на землю и другие природные ресурсы.

В строго юридическом  смысле Конституция говорит о  двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной, о чем прямо сказано в ч. 2 ст. 35) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам Федерации) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать профсоюзам, общественным организациям и т.д.

Возможно и выделение  форм собственности не по субъектам, а по объектам этого права. Так, статьи 9 и 36 Конституции говорят о собственности на природные ресурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов. Упомянутые в п. "к" ч. 1 ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная, горная (о недрах) отрасли законодательства органически связаны с единством законодательства, общего для любых субъектов права собственности, и с соответствующими формами права собственности.

По-видимому, было бы полезно  различать и формы собственности, определяемые содержанием соответствующих  правоотношений: от тех форм, объекты  которых имеют режим неограниченного  свободного владения, пользования и распоряжения, до форм, абсолютно исключенных из любого гражданского рыночного оборота.

Отсутствие в Конституции общей характеристики права собственности (всех ее форм) не означает отказа от этой идеи. Ее наличие в российской Конституции, хотя и в не столь явной форме, проявляется во всех тех ограничениях права собственности и свободы экономической деятельности, о которых говорится в комментарии к ч. 1 рассматриваемой статьи. Общей характеристике права собственности посвящены статьи 209-212 ГК. В них изложена традиционная концепция права собственности, состоящего из трех названных свободно осуществляемых правомочий с многочисленными оговорками ("если иное не предусмотрено законом" и т.п.). Эти оговорки охватывают весь объем ограничений и обязанностей, входящих в современную концепцию права собственности.

II. На примере конкретных институтов конституционного права покажите их влияние на отдельные отрасли права (гражданское, предпринимательское, муниципальное и пр.). Как они соотносятся с Конституцией? В чем состоит ведущая роль Конституции для правового закрепления свободы экономической деятельности?

Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, но занимает среди них особое место. Соотношение Конституционного права с другими отраслями системы российского права (административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное и др.), определяется соотношением между Конституционным правом и этими отраслями права. Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей. Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.

Так, Конституционное  право анализирует принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 11, 117 Конституции РФ) и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяется федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее. Следовательно, она определяет исходные положения административного права.

Конституционное право устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Информация о работе Конституционные основы свободы экономической деятельности в РФ