Конституционные основы свободы экономической деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение конституционных основ экономической деятельности в РФ.
В связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть множественность и равноправие форм собственности;
- рассказать о Конституции как об основе экономических прав и свобод;
- проанализировать право на свободу экономической деятельности в системе основных прав и свобод человека и гражданина;
- охарактеризовать основания и пределы ограничения основных экономических прав человека и гражданина.

Оглавление

Введение 3
1. Множественность и равноправие форм собственности – конституционная основа свободы экономической деятельности в условиях рынка. 6
2. Конституция РФ об основных экономических правах и свободах, их виды и особенности нормативного значения. 11
3. Право на свободу экономической деятельности в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Его нормативное содержание, формы реализации. 14
4. Основания и пределы ограничения основных экономических прав человека и гражданина. Правовые позиции Конституционного Суда (в соответствии с постановлениями КС РФ от 12.05.98 г., и 11.03.98 г. и др.). 19
Заключение 22
II. На примере конкретных институтов конституционного права покажите их влияние на отдельные отрасли права (гражданское, предпринимательское, муниципальное и пр.). Как они соотносятся с Конституцией ? В чем состоит ведущая роль Конституции для правового закрепления свободы экономической деятельности? 27
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Основные экономические  права, закрепленные и гарантированные Конституцией РФ, представляют собой сложный феномен. С одной стороны, они предполагают невмешательство государства, а, с другой, - активное притязание субъекта, так как заявлены в качестве основных направлений государственной политики. Следовательно, они воплощают в себе комплекс частных и публичных интересов.

Учитывая двойственную природу рассматриваемых прав, сформулировано их определение, согласно которому под конституционными экономическими правами понимаются закрепленные и гарантированные Конституцией возможности участия индивидов в функционировании экономической системы РФ посредством удовлетворения своих личных материальных и духовных потребностей, одновременно оформленных в качестве задач государства.

Используя в качестве критерия различные виды экономической деятельности, приносящие выгоду субъекту, конституционные экономические права предлагается делить на базовые (право на труд, право частной собственности и право на предпринимательскую деятельность) и дополнительные, т.е. наполняющие содержанием базовые права, детализирующие их по разным направлениям деятельности (право на защиту чести и достоинства, деловой репутации, право на свободу передвижения, авторские права, право на интеллектуальную собственность и др.). Кроме того, выделяются сопутствующие права, т.е. права, выступающие условием более полного раскрытия базовых прав, и, в то же время, способные к самостоятельному существованию (право на образование, право на объединение и др.).

Для основных экономических  прав важнейшее значение имеют гарантии, вытекающие из законодательно установленных норм (законодательные гарантии), и гарантии, вытекающие из решений Конституционного Суда РФ (конституционно-судебные гарантии). Причем, последние  представляют наибольшую ценность, так как, во-первых, обладают большей степенью стабильности в силу того, что правовые позиции Конституционного Суда РФ уточняются реже, чем происходит внесение изменений в законодательные акты, регламентирующие экономические права граждан; во-вторых, соединяют в себе два вида гарантий (по форме – существо конституционных экономических прав; по процедуре – право на судебную защиту).

Имея в виду, что  судебная защита носит комплексный  характер как по содержанию (внутренний аспект), так и по форме (внешний  аспект) и выводится из права на судебную защиту (в материальном и процессуальном смысле), которое, в свою очередь, выступает в качестве права-гарантии, в работе анализируется соотношение категорий «судебная защита» и «право на судебную защиту», а также формулируется дефиниция судебной защиты, под которой понимается деятельность отвечающего требованиям беспристрастности, объективности и справедливости суда по разрешению споров в установленной законом процедуре с целью защиты неправомерно нарушенных прав, оснащённой системой гарантий, позволяющих реализовать и восстановить их в полном объеме.

 

 

 

 

 

3. Право на свободу  экономической деятельности в  системе основных прав и свобод  человека и гражданина. Его нормативное  содержание, формы реализации.

Конституция РФ предусматривает  следующие экономические права: право на экономическую деятельность и право частной собственности.

Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской  деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»12.

Право на экономическую  деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

 Государство запрещает  определенные виды экономической  деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или  обусловливает такую деятельность  специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт  и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической  деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. Под  недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий, так  называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи.

Государство оказывает  поддержку и так называемому  малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

Законом не допускается  недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др. ).

В случае установления факта  нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

Право частной собственности. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической  основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Собственник вправе совершать  в отношении своего имущества  любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ устанавливает  две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению  суда13. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий  конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного  прекращения права частной собственности. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов (ст.242 ГК РФ), возможна конфискация в административном порядке (ст.243 ГК РФ), но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суде в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности  является также право наследования. Гражданский кодекс регулирует все  тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Отдельно закреплено, а Конституции  РФ право частной собственности  на землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ресурс.

Конституция РФ устанавливает, что  владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой, же статье Конституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.35).

4. Основания и пределы  ограничения  основных экономических  прав человека и гражданина. Правовые позиции Конституционного Суда (в соответствии  с постановлениями КС РФ от 12.05.98 г., и 11.03.98 г. и др.).

 

Конституция Российской Федерации  содержит основания ограничения прав и свобод в ч. 3 ст. 55: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Многие ученые-правоведы видят в данном положении Конституции реализацию основного предназначения конституции любого государства – «ограничение государственного произвола»14.

Действительно, перечисление в приведенной выше статье Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод означает, что для ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть использованы какие-либо иные основания кроме перечисленных.

Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина находят конституционное выражение в установлении общих (генеральных) целей ограничения прав и свобод, имеющих базовое значение для правового регулирования.

Под целями принято понимать «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить»15; «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»16. Другими словами, это то, ради чего совершаются определенные действия.

Цели ограничения прав и свобод закреплены практически  во всех международно-правовых документах. Так, во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются (п. 2 ст. 29): 1) обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; 2) удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе17.

Информация о работе Конституционные основы свободы экономической деятельности в РФ