Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение конституционных основ экономической деятельности в РФ.
В связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть множественность и равноправие форм собственности;
- рассказать о Конституции как об основе экономических прав и свобод;
- проанализировать право на свободу экономической деятельности в системе основных прав и свобод человека и гражданина;
- охарактеризовать основания и пределы ограничения основных экономических прав человека и гражданина.
Введение 3
1. Множественность и равноправие форм собственности – конституционная основа свободы экономической деятельности в условиях рынка. 6
2. Конституция РФ об основных экономических правах и свободах, их виды и особенности нормативного значения. 11
3. Право на свободу экономической деятельности в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Его нормативное содержание, формы реализации. 14
4. Основания и пределы ограничения основных экономических прав человека и гражданина. Правовые позиции Конституционного Суда (в соответствии с постановлениями КС РФ от 12.05.98 г., и 11.03.98 г. и др.). 19
Заключение 22
II. На примере конкретных институтов конституционного права покажите их влияние на отдельные отрасли права (гражданское, предпринимательское, муниципальное и пр.). Как они соотносятся с Конституцией ? В чем состоит ведущая роль Конституции для правового закрепления свободы экономической деятельности? 27
Список используемой литературы 32
Основные экономические права, закрепленные и гарантированные Конституцией РФ, представляют собой сложный феномен. С одной стороны, они предполагают невмешательство государства, а, с другой, - активное притязание субъекта, так как заявлены в качестве основных направлений государственной политики. Следовательно, они воплощают в себе комплекс частных и публичных интересов.
Учитывая двойственную природу рассматриваемых прав, сформулировано их определение, согласно которому под конституционными экономическими правами понимаются закрепленные и гарантированные Конституцией возможности участия индивидов в функционировании экономической системы РФ посредством удовлетворения своих личных материальных и духовных потребностей, одновременно оформленных в качестве задач государства.
Используя в качестве критерия различные виды экономической деятельности, приносящие выгоду субъекту, конституционные экономические права предлагается делить на базовые (право на труд, право частной собственности и право на предпринимательскую деятельность) и дополнительные, т.е. наполняющие содержанием базовые права, детализирующие их по разным направлениям деятельности (право на защиту чести и достоинства, деловой репутации, право на свободу передвижения, авторские права, право на интеллектуальную собственность и др.). Кроме того, выделяются сопутствующие права, т.е. права, выступающие условием более полного раскрытия базовых прав, и, в то же время, способные к самостоятельному существованию (право на образование, право на объединение и др.).
Для основных экономических прав важнейшее значение имеют гарантии, вытекающие из законодательно установленных норм (законодательные гарантии), и гарантии, вытекающие из решений Конституционного Суда РФ (конституционно-судебные гарантии). Причем, последние представляют наибольшую ценность, так как, во-первых, обладают большей степенью стабильности в силу того, что правовые позиции Конституционного Суда РФ уточняются реже, чем происходит внесение изменений в законодательные акты, регламентирующие экономические права граждан; во-вторых, соединяют в себе два вида гарантий (по форме – существо конституционных экономических прав; по процедуре – право на судебную защиту).
Имея в виду, что судебная защита носит комплексный характер как по содержанию (внутренний аспект), так и по форме (внешний аспект) и выводится из права на судебную защиту (в материальном и процессуальном смысле), которое, в свою очередь, выступает в качестве права-гарантии, в работе анализируется соотношение категорий «судебная защита» и «право на судебную защиту», а также формулируется дефиниция судебной защиты, под которой понимается деятельность отвечающего требованиям беспристрастности, объективности и справедливости суда по разрешению споров в установленной законом процедуре с целью защиты неправомерно нарушенных прав, оснащённой системой гарантий, позволяющих реализовать и восстановить их в полном объеме.
Конституция РФ предусматривает следующие экономические права: право на экономическую деятельность и право частной собственности.
Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).
Под предпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»12.
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.
Государство запрещает
определенные виды
Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами.
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий, так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др. ).
В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.
Право частной собственности. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.
Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.
Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда13. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.
Только решение суда
или приговор, предусматривающий
конфискацию имущества, могут быть
основанием для принудительного
прекращения права частной
Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.
Гарантией права частной собственности является также право наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.
Отдельно закреплено, а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.
В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ресурс.
Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой, же статье Конституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.35).
Конституция Российской Федерации содержит основания ограничения прав и свобод в ч. 3 ст. 55: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Многие ученые-правоведы видят в данном положении Конституции реализацию основного предназначения конституции любого государства – «ограничение государственного произвола»14.
Действительно, перечисление в приведенной выше статье Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод означает, что для ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть использованы какие-либо иные основания кроме перечисленных.
Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина находят конституционное выражение в установлении общих (генеральных) целей ограничения прав и свобод, имеющих базовое значение для правового регулирования.
Под целями принято понимать «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить»15; «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»16. Другими словами, это то, ради чего совершаются определенные действия.
Цели ограничения прав и свобод закреплены практически во всех международно-правовых документах. Так, во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются (п. 2 ст. 29): 1) обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; 2) удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе17.
Информация о работе Конституционные основы свободы экономической деятельности в РФ