Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:35, курсовая работа
Термин «конституционное право» употребляется в литературе в трех смысловых значениях: во-первых, для наименования действующей в России отрасли права; во-вторых, для названия соответствующей науки; в-третьих, как учебная дисциплина в системе образования. Они тесно взаимосвязаны, могут существовать и развиваться только в единстве, ибо имеют общий источник – единую сферу общественных отношений. Их различие состоит в том, что в одном случае в центре внимания стоит объект регулирования, в другом – предмет изучения.
Введение
1 Система конституционного права как основа конституционного строя государства
1.1 Понятие и принципы системы конституционного права
1.2 Институты системы конституционного права и их различия
1.3 Нормы институтов системы конституционного права
2 Составляющие особенности конституционного права России
2.1 Прокурорско-надзорное право как составная Особенной части конституционного (государственного) права
2.2 Особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А (Подотрасли конституционного права)
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства.
Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.
При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы – о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
2 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
2.1 Прокурорско-надзорное право как составная Особенной части конституционного (государственного) права
Две группы, составляющие Особенную часть конституционного права, неравновесны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по их социальной действенности. Одна из главных задач в конституционно-правового развитии заключается в изменении и баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного.
Государственное право включает:
парламентское право;
право верховного управления;
избирательное право, право референдумов и отзывов;
конституционно-судебное право, определяющее статус и деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов Федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в определенной степени порождаемое ими;
прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора;
институт уполномоченного по правам человека;
комплексный институт государственно-
институт правового статуса языков, определяющий правовое положение языков российских народов в качестве государственных, официальных, национальных;
институт государственных наград, почетных званий и порядок награждения ими [21, с.39].
Гражданско-публичное право включает:
институты гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, традиционные для конституционного права;
право общественных объединений и политических партий, дополняемое их корпоративными нормами;
конфессионально-публичное право, стыкующееся с церковным правом как внутренним правом отдельных религиозных объединений;
информационное право, являющееся единственной реальной подотраслью, сложившейся в гражданско-публичном праве;
право социальных общностей, строящееся на детализации права народов на самоопределение и права меньшинств на пользование своей культурой.
Коротко рассмотрим прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры в системе государственных органов.
Ст.129 Конституции РФ [1] установлено, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Данная статья не определяет функции, полномочия прокуратуры России, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона, каковым является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [9].
В Законе в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе при реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
В Закон введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.
Место прокуратуры в системе конституционных государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Наличие фундаментальных ветвей власти не исключает возможности существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями общества, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из основных ветвей власти. Насущным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспруденции концепции контрольной власти.
В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она принимает меры к устранению любых нарушений законов, всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти.
Органы прокуратуры, действующие на территории субъектов Федерации, являются федеральными органами – звеньями единой централизованной системы прокуратуры.
До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора на должность.
В настоящее время президент России, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов [21, с.438].
2.2 Особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством
Россия является сложным многонациональным государством, состоящим из целого ряда равноправных субъектов. Являясь федеративным государством, основанном на смешанном принципе построения Федерации, Россия включает субъекты, образованные как по национально-территориальному принципу, так и по территориальному. Национально-территориальные субъекты, республики в составе России, признаются государствами. Отсюда и обладание республиками одним из основных признаков государства - гражданством. Другие субъекты в составе России данным институтом не обладают, так как гражданство является атрибутом государственной организации.
Однако законодательное закрепление гражданства субъектов Федерации не может нести разделяющий характер. Россия является единым федеративным государством, и сохранение единого гражданства имеет огромное значение, в первую очередь в интересах сохранения государственной целостности страны. Являясь одним из важнейших сущностных признаков государства, гражданство не может быть раздроблено в соответствии с субъектным составом, в противном случае теряет смысл и само обозначение государства как федеративного. Такое объединение суверенных государств будет представлять собой конфедерацию, то есть союз нескольких государств, объединенных общими целями и задачами, но не образующими новое единое государство. Понятно, что для Российской Федерации такая форма государственного устройства неприемлема. Решение этой проблемы было закреплено в Конституции РФ, установившей конституционный принцип строения федеративного государства.
Единое гражданство было характерно для России с самого возникновения данного института в 1918 году. Оно сохранялось на всей протяженности существования Советского Союза, и хотя в специальной литературе высказывалось мнение о наличии в Советском Союзе тройного гражданства, на практике оно не имело существенного значения.
Под тройным гражданством, в данном случае, подразумевалось одновременное существование гражданства Советского Союза, гражданства республик в его составе и гражданства автономных республик. Естественно, никакого тройного гражданства не существовало - во всех сферах жизни, по всем ключевым вопросам всегда выступал и принимал решение Советский Союз со своим единым гражданством.
Конституция РФ в статье 6 содержит положение, которым в качестве одного из основных принципов российского гражданства устанавливает его единство, не раскрывая, однако, содержание данного принципа. Действующий закон о гражданстве [8] также избегает формулировки единого гражданства, хотя предыдущий закон, принятый в 1991 г., содержал определение данного понятия. Принцип единого гражданства России раскрывался в ст. 2 Закона «О гражданстве РФ» 1991 г. следующим образом: «Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики».
Непонятна позиция наблюдателя, которую занял законодатель. Новый закон не содержит даже упоминания о гражданстве республик в составе России, хотя по логике совершенствование законодательства должно быть направлено на его улучшение. В данном же случае, те первые шаги в попытке регламентировать отношения гражданства на уровне республик - субъектов федерации, которые были сделаны законом 1991 г., просто сведены на нет.
С одной стороны, вопросы гражданства в Российской Федерации входят в ее исключительную компетенцию, и законодатель просто отрицает возможность республиканского гражданства, с другой, договоры, подписанные федерацией и республиками, хотя и уступают Конституции РФ по юридической значимости, тем не менее, содержат регламентацию гражданства республик, оставляя за республиками право самостоятельно формировать законодательную базу в сфере своего, республиканского гражданства в отсутствии его нормативного закрепления на федеральном уровне.
А ведь между федеральным и республиканским законодательствами по вопросам гражданства в настоящее время также имеются противоречия, несогласованность. Более того, в ряде случаев республиканское законодательство прямо противоречит федеральным правовым нормам. В период формирования современного федеративного устройства России некоторые из субъектов ставили вопрос о выходе из состава Российской Федерации, и о непосредственном членстве в Содружестве Независимых Государств, и даже о желании выступать субъектами международного права (Республика Татарстан).
Конституции Адыгеи, Дагестана, Ингушетии и Калмыкии устанавливают гражданство, которое приобретается и прекращается в соответствии с законами субъекта Федерации независимо от российского гражданства. Во многих конституциях права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством данной республики, что противоречит Конституции РФ, в соответствии с п. 2 ст. 6 которой они действуют на всей территории России, а регулирование прав и свобод, так же как и вопросы гражданства отнесены к исключительному ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции РФ) [1].
Основой единого гражданства России и ее субъектов является народовластие. Именно поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям выражает сущность гражданства России. Логическим следствием этого является принцип единого гражданства России, который закреплен в ст.6 Конституции РФ. Эта статья признает гражданство Российской Федерации единым и равным независимо от оснований приобретения. Вообще, в период формирования российского законодательства, нормы, регламентирующие отношения гражданства, претерпели значительные изменения.
Еще в Конституции 1978 г. принцип единства гражданства строился совершенно по другим основаниям. В основу ставилось именно гражданство республик, и принадлежность к гражданству республики, являлась основанием гражданства Советского Союза. В соответствии с действующим законодательством гражданство как естественное состояние человека связывается не с его национальной принадлежностью, не с территориальным цензом оседлости, а, в первую очередь, с тем естественным положением, которое человек приобрел как носитель суверенитета всего многонационального народа федеративной России.
Наличие у лица гражданства Российской Федерации и гражданства республики не означает, что оно имеет двойное гражданство. В данном случае налицо два неравнозначных уровня правовых связей человека - с федеративным государством и с его субъектом - в рамках единого гражданства, когда на гражданина распространяется суверенитет России, и правовая связь с республикой - субъектом Федерации, основанная только на факте проживания на ее территории. Двойное гражданство же предполагает наличие у гражданина России еще и гражданства иностранного государства, которое реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором.
Гражданство Российской Федерации является единым на всей территории России. В ст.71 Конституции РФ [1], посвященной закреплению предметов исключительного ведения Российской Федерации, пунктом «в» относит к ее компетенции «гражданство в Российской Федерации». Данная норма, допускает только одно толкование: все вопросы гражданства на территории Российской Федерации входят в круг полномочий самой Федерации и не могут регулироваться законодательными актами субъектов Федерации.
Информация о работе Конституционное право Российской Федерации