Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:49, реферат
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких - либо целей. Основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является образование юридического лица. Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима как правоспособность, так и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно может своими действиями приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО –
ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ ………………………………………………………4
2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.…………………..………..6
2.1. Возникновение (создание) юридического лица………………………………8
2.2. Прекращение юридического лица……………………………………….…….9
3. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ВИДЫ И ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ …………………..………………………………………………..14
3.1. Хозяйственное товарищество………………………………………………...14
3.2. Полное товарищество……………………………………………………..…..17
3.3. Коммандитное товарищество…………………………………………...…….18
3.4. Товарищество с ограниченной ответственностью……………………..……20
4.5. Производственный кооператив……………………………………………….21
4.6. Государственное предприятие………………………………………….…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………...………………….30
имущественные взносы членов кооператива, что характерно для момента создания кооператива, когда его имущество формируется за счет вступительных взносов, а также в последующем, когда в силу тех или иных чрезвычайных обстоятельств кооператив вынужден прибегнуть к привлечению средств в виде дополнительных взносов своих участников;
доходы, полученные от его деятельности. Для нормально работающего кооператива это основной способ наращивания его имущества;
иные источники, не запрещенные законодательными актами.
Хотя это не является требованием закона, учредительными документами кооператива может быть предусмотрено формирование уставного фонда кооператива, который определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующий интересы его кредиторов. В этом случае размер уставного фонда и порядок его формирования устанавливаются уставом кооператива.
Кроме того, если кооператив осуществляет деятельность, в отношении которой законодательными актами предусмотрено наличие у организаций, осуществляющих такую деятельность, уставного фонда в определенных размерах, кооператив обязан сформировать его и использовать в порядке, предусмотренном указанными законодательными актами. Например, если бы кооперативам было разрешено осуществлять страховую деятельность (сейчас они такую деятельность осуществлять неправомочны, что представляется необоснованным ограничением), то они были бы обязаны создать уставный фонд в размере не менее 40 тыс. месячных расчетных показателей.
Кооператив может создать и резервный фонд, хотя такой обязанности для него закон не устанавливает. Резервный фонд создается за счет ежегодных отчислений от чистого дохода кооператива и предназначен для обеспечения исполнения его обязательств перед кредиторами и на покрытие непредвиденных расходов. Размер резервного фонда и порядок его формирования определяются уставом кооператива.
Чистый доход производственного кооператива определяется по итогам за год. Чистый доход, остающийся после уплаты налогов и других обязательных платежей, остается в полном распоряжении кооператива и распределяется общим собранием на цели, предусмотренные учредительными документами кооператива.
Таким образом, в производственном кооперативе существует двухканальная система получения дохода его членами: в форме оплаты труда (заработная плата, премии и т. п.); в форме части чистого дохода, полученного кооперативом.
В момент образования кооператива в качестве его производственно-финансовой базы выступают имущественные взносы его учредителей. Имущественные взносы формируют первоначальный капитал кооператива и предназначены для покрытия расходов по его созданию и организации деятельности. Состав и размер имущественных взносов, а также порядок, способы и сроки их внесения определяются учредительным договором или уставом.
Имущественный взнос может быть первоначальным, который вносится учредителем кооператива в момент его образования, дополнительным, который вносится по решению общего собрания кооператива уже в период его деятельности (в силу, например, возникших трудностей в его работе, необходимости уплаты долгов, погашения обязательств и предупреждения банкротства, стремления расширить сферу деятельности либо сменить ее направленность и т. д.), и вступительным, который вносится гражданином, принимаемым в уже созданный кооператив в качестве его нового члена. Размер и формы вступительного взноса, а также порядок его внесения определяются соглашением вновь принимаемого члена с кооперативом и фиксируется в протоколе общего собрания членов кооператива. Каждому члену кооператива выдается документ, удостоверяющий размер и вид его вступительного взноса.
Имущественным взносом в кооператив могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в т. ч. право землепользования, права на результаты интеллектуальной собственности и иное имущество.
4.6. Государственное предприятие.
Термин "предприятие" применяется в законодательстве в двух значениях. В первом значении под ним понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (завод, фабрика, шахта и т. п.) В этом смысле можно говорить, например, о кооперативном, индивидуальном, семейном предприятии и т. д. Следовательно, предприятие, рассматриваемое в качестве имущественного комплекса, может находиться как в частной, так и государственной собственности. Во втором значении "предприятие" означает одну из организационно-правовых форм коммерческого юридического лица, и в этом смысле может быть только государственным (ст. 34 ПС).
Как юридическое лицо государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему имущества — этим собственником выступает само государство — и в зависимости от того вещного права, на основе которого эти предприятия обладают имуществом и осуществляют свою деятельность, они, в соответствии с п.1 ст. 102 ГК РК, подразделяются на: 1) основанные на праве хозяйственного ведения; 2) основанные на праве оперативного управления. Последние именуются специальным термином —"казенные предприятия" (т. е. предприятия, принадлежащие казне, фиску).
В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на:
а) находящиеся в республиканской собственности,— республиканские государственные предприятия;
б) находящиеся в коммунальной собственности,— коммунальные государственные предприятия.
Предприятие, созданное другим государственным предприятием, рассматривается в качестве дочернего государственного предприятия.
Как имущественный комплекс государственное предприятие признается недвижимостью.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), другие исключительные права (ст. 119 ГК РК).
В связи с этим Указ о предприятии, являющийся в настоящее время основным актом, определяющим правовой статус этого предприятия, предусматривает, что основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства:
1) материальное обеспечение обороноспособности страны и защита интересов общества;
2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики;
3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства.
В связи с изложенным коснемся вопроса о цели деятельности государственных предприятий.
По своей организационно-правовой форме государственное предприятие относится к коммерческим организациям, основной целью деятельности которых является, как известно, извлечение дохода (ст. 34 ГК РК). Однако, в силу того, что главным назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, стоящих перед государством, извлечение дохода не должно выступать в качестве определяющей цели их деятельности — государство создает свои предприятия для того, чтобы они были инструментом реализации функций самого государства. При этом следует исходить из того, что деятельность государственного предприятия не может служить источником личного обогащения работников этого предприятия (для этого надо заниматься частной предпринимательской деятельностью), а главным источником доходов государства, функционирующего в условиях рыночной экономики, должны быть налоги.
Практику использования государственных предприятий в качестве инструмента получения бюджетных доходов вряд ли можно считать соответствующей канонам рыночной экономики (для социализма, чья экономика была основана на государственной собственности, такая практика, напротив, вполне нормальна). Однако, в некоторых странах она существует, чем и объясняется наличие государственных предприятий, основной целью и главным назначением которых является добывание денег для государства, т. е. на такие предприятия возлагается реализация финансовой функции государства. Но при любых обстоятельствах государственные предприятия не могут быть механизмом, предназначенным исключительно для личного обогащения его работников и тем более его руководства, что, однако, вовсе не отрицает возможности материального поощрения и вознаграждения за хороший труд и достижение предприятием высоких экономических показателей. Использование государственного предприятия в личных целях противоречило бы сущности и назначению государственной собственности.
Поименный перечень республиканских государственных предприятий утверждается Правительством Республики Казахстан. Поименные перечни коммунальных государственных предприятий утверждаются соответствующими акимами. Все это также направлено на недопущение разрастания количества хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности.
Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать указание на собственника имущества (а им является государство), на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность (т. е. обозначение вышестоящего органа). Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным. Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан (что подчеркивает его принадлежность государству) и фирменным наименованием предприятия.
Поскольку государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему имущества и как имущественный комплекс находится в собственности государства и должно действовать в его интересах, а не в своих собственных, то в целях организации взаимоотношений предприятия и государства вводится фигура так называемого "уполномоченного органа".
Объем полномочий по каждой из трех функций разнится в зависимости от вида предприятия (является ли оно предприятием на праве хозяйственного ведения, казенным предприятием или дочерним государственным предприятием). Тем не менее, в порядке обобщения можно обозначить следующее. Выступая учредителем, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает устав предприятия, определяя в нем предмет и цели его деятельности; осуществляет регистрацию предприятия в качестве юридического лица, а также его перерегистрацию в случае необходимости; осуществляет иные полномочия и обязанности, возлагаемые законодательством на учредителя юридического лица.
Как орган государственного управления уполномоченный орган назначает руководителя предприятия, привлекает его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности и освобождает от должности в соответствии с законодательством; доводит до предприятия заказ государства и контролирует его выполнение; утверждает нормативы распределения прибыли, полученной предприятием; устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей и главного (старшего) бухгалтера; заслушивает отчеты о деятельности предприятия и осуществляет контроль за ней.
Касаясь заказа государства, отметим, что для государственного предприятия выполнение данного заказа является обязательным (для негосударственной организации принятие заказа к исполнению является добровольным). В силу этого предприятие не вправе отказаться от заключения договора в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение таких договоров предусмотрено заказом государства. В то же время предусмотрено, что продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется предприятием самостоятельно.
В роли собственника предприятия уполномоченный орган наделяет предприятие в момент его образования имуществом, формирует его уставный и иные фонды; дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом в случаях, когда, в соответствии с законодательством, такое разрешение требуется; производит изъятие у предприятия имущества в случаях, когда такое изъятие предусмотрено законодательством; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В качестве уполномоченного органа по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан органы, по отношению к коммунальным государственным предприятиям — местные исполнительные органы, уполномоченные на это соответствующим акимом.
Уполномоченные органы правомочны осуществлять весь комплекс полномочий, которыми обладает государство по отношению к предприятию (за исключением полномочия по принятию решения о приватизации государственного предприятия либо предварительных ее стадиях). Тем самым государство обеспечивает сохранность государственного сектора экономики.
В отличие от большинства видов юридических лип, которые могут заниматься различными видами предпринимательской деятельности, переходя в случае необходимости от одного вида к другому (конверсия производства в условиях свободы выбора предпринимательской деятельности), государственные предприятия обладают строго специальной правоспособностью — предмет и цели их деятельности определяются, во-первых, уставом предприятия, который утверждается уполномоченным органом, во-вторых, должны соответствовать требованиям закона в части назначения государственных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юридическое лицо в Казахстанском гражданском праве - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Существующая в Казахстанском законодательстве классификация юридических лиц обусловлена переходным характером современной отечественной экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы).
Информация о работе Коммерческие юридические лица их правовое положение