Денежные доходы населения: источники и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты
труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,
стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов,
дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции
сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону
различных услуг и др.

Файлы: 1 файл

Денежные доходы населения.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

через госбюджет  путем дифференцированного  налогообложения  различных  групп

получателей  дохода  и  социальных  выплат.  При  этом   значительная   доля

национального дохода переходит от слоев  населения  с  высокими  доходами  к

слоям с низкими  доходами. Ныне все  развитые  страны  мира  создали  системы

социальной поддержки  малоимущих.

      Социальные трансферты –  это   система  мер  денежной  или   натуральной

помощи малоимущим, не связанной с их участием в  хозяйственной  деятельности

в настоящее  время или  и  прошлом.  Целью  социальных  трансфертов  является

гуманизация отношений  в  обществе,  предотвращение  роста  преступности,  а

также поддержание  внутреннего спроса.

      Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов,  решает

проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает  условия  для

нормального   воспроизводства   рабочей   силы,   способствует    ослаблению

социальной напряженности  и т. д. Степень воздействия государства  на  процесс

перераспределения доходов можно измерить объемом  и  динамикой  расходов  на

социальные цели за счет центрального и местных бюджетов,  а  также  размером

налогообложения доходов.

      Возможности  государства   в  перераспределении   доходов   во   многом

ограничиваются  бюджетными  поступлениями.  Наращивание  социальных  расходов

сверх налоговых поступлений ведет к превращению их  в  мощный  фактор  роста

бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение  социальных  расходов  госбюджета

даже в пределах  полученных  доходов  ведет  к  чрезмерному  росту  налогов,

способному подорвать  рыночные стимулы.

      Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части

доходов у  средне-  и  высокодоходных  слоев  населения  и  выплату  пособий

наиболее  нуждающимся  и  инвалидам,  а  также   пособий   по   безработице.

Государство   перераспределяет   доходы   также   путем    изменения    цен,

устанавливаемых рыночным путем,  например  гарантированием  цен  фермерам  и

введением минимальных  ставок заработной платы.[18]

      Само устройство рыночной  экономики   делает  неизбежным  вмешательство

государства в  сферу доходов с целью их  перераспределения.  Благодаря  этому

правительство  получает  средства,  необходимые  для  удовлетворения   общих

потребностей (оборона,  экология,  развитие  производственной  и  социальной

инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве,

нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а  также  малообеспеченных  групп

работников.

      Кроме того,  общество  ответственно  за  уровень  доходов  работников,

занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи  доходы

(зарплата и  жалование) носят фиксированный  характер. Обычно это  достигается

законодательным   установлением   минимального    уровня,    зарплаты    как

обязательной  базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер  минимальной

зарплаты  должен  обеспечивать  минимальный  стандарт   благосостояния.   На

Украине ее значение сейчас составляет около 74 грн.[8]

      Перераспределение  доходов   правительство   осуществляет   прямым   и

косвенным способами, включающими:

V «трансфертные  платежи», то есть пособия,  выплачиваемые   малообеспеченным

  группам  иждивенцам, инвалидам, престарелым  и безработным;

V «регулирование  цен» на социально-важную продукцию;

V  «индексацию»  фиксированных  доходов   и   трансфертных   платежей   при

  определенном  законом проценте инфляции;

V  «обязательный   минимум  зарплаты»  как   базы   оплаты   руда   на   всех

  предприятиях;

V   «прогрессивное   налогообложение»,   при   котором   налоговая   ставка

  увеличивается  по мере роста размеров номинального дохода.

      Изменения в системе налогообложения  и процентной ставке -  таковы  два

мощных инструмента  регулирования  поведения  доходополучателей  в  рыночной

экономике, которыми  располагает  правительство.  Налоги  определяют  размер

реального  личного  дохода,  а  процентная   ставка,   влияя   на   величину

сбережений, определяет размер «потребляемой»  части  дохода  и,  тем  самым,

величину действительного («эффективного») спроса.

      Важным  элементом  государственного  регулирования доходов   является

определение и  верхнего предела номинальной  зарплаты.  Такой  предел  должен

препятствовать  развертыванию инфляционной  спирали  «цена  –  зарплата»  Эта

мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая  на  практике

«замораживание» зарплаты и цен  (в  противоположность  «политике  экспансии»

когда  стимулируется   рост   доходов   населения).   Политика   сдерживания

ограничивает  инфляционное превышение платежеспособного спроса  над объемом

реализуемого  совокупного предложения.

      Осознавая особую социальную  значимость перераспределения   доходов  для

обеспечения  стабильности  рыночного   общества   правительство   стремится,

однако, избежать двух крайностей: формирования  иждивенческих  настроений  у

малоимущих и  подрыва у экономически активной  части  общества  стремления  к

высокодоходной  деятельности.  (Более  подробно  это  будет  рассмотрено   в

следующей главе.)[15]

      Одним  из  основных  направлений государственной   политики   доходов

является защита денежных доходов  (заработной  платы,  пенсий,  пособий)  от

инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение  номинальных

доходов в зависимости  от роста цен.

      Всесторонняя  система индексации  сложилась в 60  – 70-х   гг.   в

большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется  как  на

общегосударственном уровне (на  основе  соответствующего  законодательства),

так и на уровне отдельных предприятий через  коллективный  договор.  Система

индексации  предусматривает  дифференцированный  подход  в  зависимости   от

величины доходов: от полной компенсации  самых  низких  до  близкой  к  нулю

компенсации самых  высоких.

      В большинстве промышленно развитых стран  индексация  распространяется

на меньшую  часть трудоспособного населения (например, в США - на чуть  более

10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают  добиваться тех  или

иных надбавок к заработной плате  при  пересмотре  коллективных  договоров).

Вместе с тем  индексация широко используется  для  поддержания  уровня  жизни

пенсионеров и  других лиц с фиксированными доходами.[17]

      Для подсчета индекса потребительских  цен ввиду больших  колебаний   цен

на различные  товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции,  очень

важен представительный набор товаров и услуг.  Наиболее  часто  споры  между

правительственными  органами и профсоюзами идут по поводу включения в  индекс

расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь,  транспорт и отдых.

При этом считается, что индекс потребительских цен  обычно преуменьшает  рост

стоимости жизни  или же устанавливает заниженные  доли  расходов  на  те  или

иные статьи потребительского бюджета.

      На Украине согласно постановлению Кабинета  Министров  от  21  декабря

1998г., индексации  подлежат денежные доходы граждан,  не превышающие  размера

уровня малообеспеченности (73,7 гривни). При этом денежный доход  гражданина

вместе  с  суммой  индексации  не  должен  превышать   стоимостного   уровня

малообеспеченности. Тем же постановлением к  Порядку  проведения  индексации

денежных доходов  граждан от 7 мая 1998 года внесен ряд  изменений, а  именно:

во-первых,  сумма  индексации  денежных  доходов  граждан  определяется  как

результат произведения подлежащего индексации  дохода  и  величины  прироста

индекса потребительских  цен, уменьшенного на величину  порога  индексации  и

поделенного на 100 процентов; во-вторых, для проведения индексации  денежных

доходов граждан  применяется индекс потребительских цен, из которого  вычтена

величина  порога  индексации.   Надо   отметить,   что   это   постановление

противоречит  Закону Украины, по которому при  достижении  индексом  инфляции

порога в 105% денежные доходы населения в рамках почти  трехкратной  величины

уровня малообеспеченности подлежат индексации. [12]

      Индексация доходов с экономической  точки зрения имеет  и   существенные

недостатки.  Так,  способствуя  уменьшению  разрывов  в  доходах  низко-   и

высокооплачиваемых  работников,  она  может  отрицательно  сказаться  на  их

стремлении  к  более  напряженному  труду.   Кроме   того,   индексация   не

способствует  проведению антиинфляционных мер.  В  силу  этих  причин  многие

государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к  демонтированию  системы

индексации:  стали  вводиться  временные  паузы  (причем   без   последующей

компенсации), устанавливаться  верхние и нижние пороговые уровни  роста  цен,

за которыми индексация не применяется. [18] 

                  ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 
 

                                3.1. Бедность 

      Разрешение такой острой социальной  проблемы как бедность есть  одним из

направлений деятельности государства и связано с поддержкой на  уровне  хотя

бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе  лучшую  жизнь,  а

также сокращением (экономическими средствами) числа  лиц, живущих  за  чертой

бедности. В противном  случае рост численности  бедняков  чреват  социальными

взрывами  и  нестабильностью  в  жизни  общества.   Сокращение   численности

бедняков —  одна из основных задач социальной политики государства в  странах

рыночной экономики.

Информация о работе Денежные доходы населения: источники и структура