Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

В процессе изучения конституционного права необходимо учитывать, что законодательство Республики Беларусь в данный период весьма динамично. Происходит активный процесс обновления всей правовой системы, в том числе и в области конституционного права. Поэтому необходимо постоянно следить за происходящими изменениями, публикацией новых законодательных актов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законодательного процесса …………………………..4
2. Стадии законодательного процесса ……………………… …………………...5
Заключение…………………………………………………………………………21
Литература………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

кр по Адм.праву.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении взыскания разрешаются в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом заинтересованные лица извещаются о месте и времени их рассмотрения, а их неявка без уважительных причин не является препятствием для их разрешения.

     Исполнение  административного  взыскания Порядок исполнения административных взысканий имеет свои особенности, обусловленные их видовыми различиями.

     Так, постановление о наложении взыскания  в виде предупреждения исполняется судьей, должностным лицом путем объявления его лицу, подвергнутому взысканию, или путем вручения (направления) ему копии постановления в течение трех дней.

     Административный  штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вступления постановления в законную силу (уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения); юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней. При неуплате штрафа в срок или в связи с отсутствием средств, представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на физическое лицо, направляется в суд, по месту жительства либо месту работы, учебы, получения пенсии для удержания нужной суммы, а в отношении индивидуального предпринимателя, юридического лица — в хозяйственный суд, банк или иную кредитную организацию, с той же целью (ст. 15.2; 15.3; 1.5.4 ПИКоАП).

     При взимании штрафа на месте выдается квитанция установленного образца (ст. 15.5 ПИКоАП).

     Постановления о конфискации, взыскании стоимости предмета административного правонарушения исполняются судебными исполнителями, о конфискации оружия и боеприпасов — органами внутренних дел. Данные веши или предметы реализуются в порядке, установленном ПИКоАП (ст. 16.2; 16.3).

     Исполнение  постановления о взыскании стоимости  предмета правонарушения осуществляется путем принудительного изъятия и обращения в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

     Исполнение  постановления о лишении специального права заключается в изъятии документов, удостоверяющих это право. Осуществляют эту процедуру должностные лица органов, производящих государственный надзор за соблюдением правил в определенных областях. Так, постановление о лишении права управления транспортными средствами выполняют органы внутренних дел. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подлежат возврату в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Исчисление срока начинается со дня вступления постановления в законную силу, а в случае уклонения — с момента фактического изъятия документов (ст. 17.2-17.5 ПИКоАП).

     Существует  ряд особенностей при исполнении постановления об административном аресте. Лицо, подвергнутое данному виду взыскания, содержится под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел, при этом в отношении него применяется личный обыск и досмотр вещей. Порядок отбывания ареста определяется ПИКоАП (ст. 18.1—18.9) и иными нормативными правовыми актами.

     Постановление о лишении права заниматься определенной деятельностью исполняется должностным лицом органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию) путем его изъятия. Срок исчисляется с момента вступления в силу постановления (ст. 19.1 — 19.3 ПИКоАП).

     Исполнение  постановления о депортации иностранных граждан или лица без гражданства производится органом, ведущим административный процесс, в основном за счет средств республиканского бюджета (ст. 20.1 — 20.4 ПИКоАП).

     Постановление об исправительных работах приводится в исполнение органами внутренних дел, по месту работы физического лица. Одновременно производится удержание в доход государства в размере, определяемом постановлением.

     В случаях уклонения лица от отбывания  исправительных работ постановлением суда неотбытый срок может быть заменен штрафом из расчета три десятых базовой величины за один день исправительных работ или административным арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток.

     Законность  в государственном  управлении - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

     Законность  представляет собой конституционный  принцип: ст. 7 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что государство, все его органы связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов.

     Особое  значение принцип  законности имеет  в сфере управления. Это обусловливается следующими обстоятельствами.

     Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государственных органов. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами. Строжайшее соблюдение законности является важнейшим условием слаженности и функционирования всех звеньев управленческой системы, успешного выполнения стоящих перед управлением задач.

     Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т.п.). Конкретизируя общие предписания правовых норм, эти акты вызывают возникновение, изменение, прекращение конкретных правовых отношений в контексте различных отраслей права.

     При помощи правоприменительных актов  оказывается организующее воздействие на объекты управления, оперативно решаются индивидуально-конкретные дела в сфере управления. Поскольку акты применения издаются на основе общих требований правовых норм, постольку они должны соответствовать содержащимся в них юридическим предписаниям. Иначе говоря, правоприменительная деятельность субъектов управления должна осуществляться в соответствии с принципом законности.

     В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.). С ними чаще всего имеют дело граждане, различные организации. От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей, во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций.

     Поэтому органы исполнительной власти обязаны  в пределах своей компетенции  обеспечивать соблюдение законов и подзаконных актов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины.

     В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни.

     Издание нормативных актов органами управления базируется на принципах законности, т.е. они должны соответствовать законам, основываться на них. Соблюдение законности при издании нормативных актов возрастает в связи с тем, что содержащиеся в них предписания часто затрагивают права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций.

     В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.

     Предметом административной юрисдикции являются дела, связанные с административными и дисциплинарными правонарушениями, индивидуальными спорами. В процессе рассмотрения и разрешения такой категории дел органы управления, должностные лица налагают на нарушителей взыскания, добиваясь от них должного поведения. Несомненно, что юрисдикционная деятельность будет только тогда способствовать стабильности общественных отношений, их упорядоченности в сфере управления, когда она будет осуществляться строго в рамках требований закона.

     Таким образом, законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.

      Эффективность управления зависит  не только от уровня законности, но и дисциплины участников управленческого процесса.

     Государственная дисциплина - установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

     Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих  органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурного обслуживания населения.

     Дисциплина  выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности  действий всех участников управленческой деятельности.

     Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется, совершенствуется под  воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.

     Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой - они находятся в неразрывной связи, взаимодействии друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину.

     В тесном единстве с законностью находится  целесообразность, т.е. соответствие действий, прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними, перед управлением. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач.

     Целесообразность  возможна и допустима только в  рамках законности, лишь в этом случае она может приносить пользу гражданам, обществу и государству.

     12.2. Способы обеспечения

     законности  и дисциплины

     в сфере исполнительной власти

     Способы обеспечения законности и дисциплины - совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

     Деятельность  по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

     недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требова ний и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

     своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

     установление  причин и условий, им способствующих;

     привлечение к соответствующей ответственности  виновных в нарушении законности и дисциплины;

     разработку  и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

     создание  обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

     Обеспечение законности и дисциплины достигается  при помощи организационно-правовых средств. В совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов. Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Информация о работе Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении