Административный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Предметом же является административно-правовое регулирование в сфере действия административных договоров.
Цели исследования курсовой работы – описание системы государственного управления в Российской Федерации для последующего анализа административных договоров.
Задачи данного исследования – изучить историю возникновения административного договора, дать определение понятию административного договора, рассмотреть его основные элементы и признаки, а также проанализировать классификацию административных договоров.

Оглавление

С.
Введение………………………………………………………………………. ... 3
Глава 1. Общие положения административного договора ……………..... 6
. История возникновения административного договора ………………….. 6
. Понятие и основные элементы административного договора ………… 10
Глава 2. Особенности отдельных видов административных договоров 14
2.1. Классификация административных договоров…………………………...14
2.2. Административные договоры и государственные контракты………….. 16
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список используемых источников и литературы……………....…….... 24

Файлы: 1 файл

курсовая савельева.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

Тема: Административные договоры

Савельева Маргарита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

С.

Введение………………………………………………………………………. ... 3

Глава 1. Общие положения административного договора ……………..... 6

    1. . История возникновения административного договора ………………….. 6
    2. . Понятие и основные элементы административного договора ………… 10

Глава 2. Особенности отдельных видов административных договоров 14

2.1. Классификация административных договоров…………………………...14

2.2. Административные договоры и государственные контракты………….. 16

Заключение…………………………………………………………………….. 22

Список используемых источников и литературы……………....……....  24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особую актуальность приобретает проблема административного договора как одной из административно-правовых форм осуществления управленческих действий. Актуализация проблемы административного договора на фоне осуществляемых ныне преобразований обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично-правовых отношениях. Публично-правовые установления направляются сегодня не только на традиционное укрепление дисциплины и повышение ответственности в сфере исполнительной власти, но и на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, реализуемых путем применения договорных инструментов, как на уровне государственной администрации, так и на уровне органов местного самоуправления.

Как известно, в сфере частного права договор является традиционным средством регулирования отношений между субъектами (например, гражданско-правовой договор), причем эти отношения, как правило, регламентируются нормами гражданского права, которое при заключении договора предоставляет их участникам равные права.

Публично-правовое регулирование осуществляется преимущественно посредством методов нормативной ориентации и императивных предписаний, оказывающих властно-управленческое воздействие на волю и поведение физических и юридических лиц, побуждая и понуждая их к действию для достижения общих целей и удовлетворения публичных интересов. Однако наряду с этим публичное право использует и договорное начало как особый способ правового регулирования. В публично-правовой сфере договоры принимают на себя функции управления (например, координации, подчинения, организации, распределения) в целях взаимного удовлетворения публичных интересов.

Данная тема имеет высокую степень изученности. Ее затрагивают в своих научных трудах многие авторы, например, Бахрах Д. Н. («Административное право России»), Демин А. В. («Общие вопросы теории административного договора»), Глазунова Н. И. («Система государственного управления»).  

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в результате заключения административного договора.

Предметом же является административно-правовое регулирование в сфере действия административных договоров.

Цели исследования курсовой работы – описание системы государственного управления в Российской Федерации для последующего анализа административных договоров.

Задачи данного исследования – изучить историю возникновения административного договора, дать определение понятию административного договора, рассмотреть его основные элементы и признаки, а также проанализировать классификацию административных договоров.

Теоретической и нормативно-правовой основой курсовой работы являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, а также Кодекс об административных правонарушениях.

В процессе исследования использовались общенаучные методы (сравнение, обобщение, анализ), сравнительно-правовой, системно-правовой, формально-юридический, исторический и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. 

 

 

Глава 1. Общие положения административного договора

    1. История возникновения и развития административного договора

Формирование института административного договора в российской и зарубежной законотворческой и управленческой практике прошло долгий и тернистый путь.

В XIX — начале XX в. многие авторы считали, что, несмотря на огромное значение административного акта как правовой формы управленческих действий, в публично-правовой сфере существуют договоры, выполняющие функции управления (к примеру, координацию, подчинения, организации, распределении) для того, что удовлетворить взаимные публичные интересы.

В противоположность административному акту (правовой акт управления), который приобрел уже к концу XIX в. благодаря известному немецкому ученому О. Майеру четкий образ правовой модели и занял в административно-правовой системе господствующее положение, научная общественность долгое время игнорировала административный договор как проблему. О. Майер считал, что договоры между государством и гражданином (в области публичного права) невозможны из-за того, что отношения государства и гражданина являются субординационными.  Договор же заключается между субъектами, у которых имеются одинаковый правовой статус и они не подчиняются друг другу.

Но не смотря на определенную задержку, в теории административного договора все же заметно значительное развитие как в мире, так и в нашей стране.

Вопрос о договорной форме и методе государственного управления в советской правовой литературе впервые поставили и получили поддержку части научной общественности в краткий период нэпа в 20-е годы прошлого века.

А.И. Елистратов говорил тогда, что развитие договорного начала в административном праве – это потребность учитывания растущего политического самосознания масс, осознания общности своих жизненных и профессиональных интересов. Он подметил, что властвование, не учитывающее волю подвластных, может потерять под собой почву и указывал на то, что в административном праве господствует принцип одностороннего властвования..

Также в условиях социальных компромиссов государства с различными экономическими и социальными группами «договорный акт, по его мнению, становится принципиально столь же возможной формой государственного акта, как и одностороннее волеизъявление власти».

А. И. Елистратов, как и многие другие исследователи того времени, отождествлял публично-правовой договор и административный договоров самого государства с гражданами (к примеру, при имущественных сделках, где частное лицо выступало подрядчиком или поставщиком государства), однако он подчеркивал связб административного договора и правового акта управления, так как государственные органы придавали каждому публичному договору характер специфических правовых актов управления1.

В связи с тем, что практически все средства производства принадлежали государству, а также активно внедрялось плановое хозяйство, договоры между органами государственного управления (особенно в сфере народного хозяйства) широко практиковались в то время (начиная с 1923 года). Они представли собой разновидность плановых договоров между ВСНХ или его отдельными главками (Главметаллом, Центральное управление лесной промышленности и др.) и Наркомпродом, НКПС и т. д.

Такие договоры нередко были заключены в соответствии с постановлениями Госплана или Правительства. Часто на основании таких (с 1929 г. они именовались «генеральными») договоров заключались хозяйственные договоры исполнения (с 1929 г. они стали называться «локальными договорами») - между предприятиями нескольких ведомств.

В 1934—1936 гг. вместо генеральных договоров стали заключаться протокольные соглашения, которые признавались административными актами. По этой причине они не порождали никаких гражданско-правовых обязательств между органами, которые его подписывали. Далее и эти соглашения заменялись административными нормативно-правовыми актами, носившими внедоговорный характер, - основные или общие условия поставки. Причиной этому опять же стала военно-политическая обстановка этого времени.

В период, когда централизованное жесткое руководство интересовалось всеми сторонами жизни государства и общества, существовала плановая экономика в бывшем СССР, отсутствали рыночные отношения в народном хозяйстве, полномочия, которые имели органы государственного управления в облостях, республиках, краях, городах и районах, имели весьма специфические факторы, а также некоторые ограничения2.

Основная правовая форма деятельности органов исполнительной власти в 40-60-е годы – это издание подзаконных правовых актов. Иными словами, это односторонние властные правовые предписания, которые подлежали безусловному исполнению. Они регулировали управленческие отношения только в вертикальной проскости. В те годы директивно-плановые указания стали полноценной мощной системой. Государственно-административные акты часто определяли субъекты и содержание гражданско-правового договора.

Но с 50-х годов уже можно встретить договоры между местными Советами, а также договоры государственных органов с гражданами и генеральные договоры хозяйственных ведомств (между центральными отраслевыми органами государственного управления). О таких договорах уже можно было встретить различную научную литературу. С 60-х годов проблему договорных форм и методов управления вновь стали изучать многие исследователи.

В.И. Новоселов говорит о том, что административный договор является управленческим действием, которое обладает одновременно и чертами власти/подчинения, и юридическим равноправием. К числу административных автором отнесены договоры по коммунально-бытовому обслуживанию, договоры по пользованию гражданами массовых библиотек, трудовые договоры и договоры перевозки в общественном транспорте, а также договоры о расчетных или кредитных отношениях между Госбанком и организациями3.

Примечательно, что интерес к проблеме административного договора проявляется, чаще всего, в периоды демократизации жизни в общесте и ослабления командных начал в экономикой и полической сферах (нэп, 1960-е годы, современные реформы).

В Российской Федерации административный договор имеет особую актуальность именно в последние годы. Наша страна на протяжении многих десятилетий не привлекала особого внимания к данной пробле. Ей не интересовались ни законодатели, ни практики, ни ученые-юристы. За годы советской власти в научной литературе очень редко можно встретить публикации о возможностях использования административных договоров в ограниченных пределах. Однако эти различные теоретические исследования все же пробудили интерес   правоведов к проблеме совеременное административного договора.

Сейчс заметно усилилась значимость государственных управленческих отношений по горизонтальной плосткости. Это приводит к тому, что административно-правовые формы все чаще используются органами исполнительной власти различных ступеней, а также местными администрациями. Использование административных (публично-правовых) договоров в данный период можно объяснить следующим:

- принятием в 1993 г. Конституции РФ и заключением Федеративного договора;

- разграничением компетенции между органами власти Российской Федерации, а также ее субъектов;

- установлением широкого спектра совместной компетенции между Федерацией и ее субъектами (ст. 72 Конституции РФ);

- выделением в качестве самостоятельного звена местного самоуправления, органы которого полномочны самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 12, 130—133 Конституции РФ);

- предоставлением права органам государственной власти Российской Федерации (в том числе исполнительной власти), ее субъектам, местному самоуправлению делегировать друг другу по взаимному согласию части властных полномочий;

- широким развитием предпринимательской деятельности и формированием рыночных отношений (ст. 34 Конституции РФ), необходимостью регулятивного воздействия на них со стороны государственных органов4.

Усиленное внимание к административным договорам связано с тем, что измененилось российское административного законодательство, содействовавшее преобразованию предмета административного права, а также появлению новых взглядов на его институты, содержание, функции и принципы.

К примеру, элементы реального разделения власти в государстве во многом изменяют предмет этой правовой отрасли: из отрасли права, где различные субъекты управления «активно» пользовались правом законотворчества и применяли ранее в большей мере инструмент принуждения и властного воздействия государства. Договоры все более становятся заметным правовым средством для регулирования и согласования интересов и позиций государственных органов, общественных объединений, граждан. На эту тенденцию указывают ученые в литературе в начале 90-х годов. Публичный договор выходит на арену общественной жизни, сочетаясь как с частноправовыми договорами, так и с другими, обычными способами регламентации общественных отношений.

За последние годы в российской научно-правовой литературе, как и в законотворческой практике, проблемы административного договора и тесно связанные с ними проблемы правового акта управления уделяется немало внимания.

Информация о работе Административный договор