Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:26, курсовая работа
В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касаю-щейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.
Введение 3
1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1. Предупреждение 7
2.2. Штраф 8
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 11
2.5. Лишение специального права 12
2.6. Исправительные работы 14
2.7. Административный арест 15
2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения
админист-ративных взысканий 21
3.2. Срок давности наложения административных
взыска-ний 23
3.3. Наложение взысканий за множественность
админист-ративных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29
* вовлечение
* совершение правонарушения
* совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
* совершение правонарушения в
состоянии опьянения. Но право-
последнее обстоятельство отягчающим.
Хочется отметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое время быть смягчающим или отягчающим вину обстоя-тельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструк-тивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к от-ветственности за этот состав.
Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими право-при-менителю возможность или прямо обязывающие его заменить взыска-ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения ка-рательных мер.
Альтернатива первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи-тельно-сти совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполно-моченный решать дело, может освободить виновного от ответ-ственно-сти и ограничиться устным замечанием.
Альтернатива вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобож-дается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общест-венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару-шителя к нему целесообразно применить меру общественного воздей-ствия.
Альтернатива третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате-риалов об административных правонарушениях военнослужащих, ра-ботников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисципли-нарных уставов, их командирам (начальникам) для привле-чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.
Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери-алы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершен-нолетних.
Две первые альтернативы основаны на дискреционных полно-мо-чиях правоприменитель, а две последние для него обязательны.
3.2. Срок давности наложения административных взыска-ний
Эффективность деятельности исполнительной власти государ-ст-венной администрации зависит и от последовательности осуществ-ления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из прояв-лений этого принципа - установление нормами права сро-ков соверше-ния действий субъектами административно-правовых отношений.
Важное положение о сроке
давности наложения администра-тив-ного
взыскания содержится в ст. 38 КоАП
РСФСР. Речь идет о времени, в течение
которого нарушитель может быть привлечен
к администра-тивной ответственности.
По истечении этого срока про-
Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охра-нительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпе-вать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на-ложении взыска-ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви-тия - этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис-дикционный акт не будет принят, факт совер-шения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порож-денное им правоотноше-ние прекратится, не достигнув этапа ответ-ственности. В подобных слу-чаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоот-ношение.
Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста-новленные правом сроки, необходимо руководствоваться прави-лом «РОКИ».
Считая сроки, нужно знать:
Р - размер срока;
О - откуда считать;
К - конечный момент срока;
И - имеющиеся изъятия из срока.
Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятель-ства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или пре-рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.
Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ-ное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совер-шения правонарушения. По общему правилу срок давности при-влечения к административной ответственности равняется двум ка-лендарным ме-сяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вы-несено постановление о наложении взыскания, а фактически - фак-тическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматрива-емого срока давности законода-тельство не знает.
Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри-вает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном для-щемся на-рушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекраще-нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна-ков проступка ад-министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме-сяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре-кращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле-дующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а од-ному месяцу.
Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта опре-деления старта срока давности: день совершения проступка, день обна-ружения и день вынесения постановления о прекращении уго-ловного дела.
Срок давности, установленный ст.
38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует
только при привлечении к
В действующем законодательстве нет общих норм о сроке дав-но-сти наложения административных взысканий на коллективных субъек-тов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образо-вания юри-дического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обна-ружения нарушения.
В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто-имости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив-ным субъектам, сроки давности не действуют.
3.3. Наложение взысканий
за множественность админист-
Множественность административных проступков - это вы-полне-ние одним лицом нескольких составов, не утративших юриди-ческого значения на день решения вопроса об ответственности ви-новного.
Первым признаком
Самый существенный критерий классификации
множественно-сти
Под совокупностью понимается совершение одним лицом не-скольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.
Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).
Реальная совокупность представляет собой систему составов, вы-полненных разными действиями, а значит, разновременно (напри-мер, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разно-временность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроком давности.
Реальная совокупность может быть совокупностью разнород-ных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в дей-ствиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправ-ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сло-жения взыска-ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска-ется ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя-тельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должно-стным лицом) и притом одновременно.
Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыс-кание все-гда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения ме-нее строгого наказания более строгим.
Рецидив проступка - это совершение нового нарушения пос-ле привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на-казывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от-ветственность. Если первое и второе деяние тождествен-ны, рецидив на-зывается специальным. Признак специального реци-дива является ква-лифицирующим признаком десятков составов ад-министративных про-ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привле-чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре-цидив.
Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:
Управление транспортными
влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.
Те же действия, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт-ными средствами на срок от одного до трех лет.
При решении вопроса об ответственности за специальный реци-див очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Ины-ми сло-вами, в течение какого срока гражданин считается привлекав-шимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши-ло нового ад-министративного правонарушения, то это лицо считается не подвергав-шимся административному взысканию».
Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания сро-ка ли-шения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдель-ных проступков закрепляются исключения из общего пра-вила: годич-ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер адми-нистративного взыскания...».