Административные взыскания и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касаю-щейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

Оглавление

Введение 3
1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1. Предупреждение 7
2.2. Штраф 8
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 11
2.5. Лишение специального права 12
2.6. Исправительные работы 14
2.7. Административный арест 15
2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения
админист-ративных взысканий 21
3.2. Срок давности наложения административных
взыска-ний 23
3.3. Наложение взысканий за множественность
админист-ративных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29

Файлы: 1 файл

особенности российского федерализма, пути его совершенствования.docx

— 60.47 Кб (Скачать)

* вовлечение несовершеннолетнего  в правонарушение;

* совершение правонарушения группой  лиц;

* совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

* совершение правонарушения в  состоянии опьянения. Но право-применитель  с учетом конкретных данных  может не признать

последнее обстоятельство отягчающим.

Хочется отметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое время быть смягчающим или отягчающим вину обстоя-тельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструк-тивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к от-ветственности за этот состав.

Последовательное обеспечение  целесообразности карательного воздействия  обеспечивается и нормами, предоставляющими право-при-менителю возможность или  прямо обязывающие его заменить взыска-ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения ка-рательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи-тельно-сти совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполно-моченный решать дело, может освободить виновного от ответ-ственно-сти и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобож-дается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общест-венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару-шителя к нему целесообразно применить меру общественного воздей-ствия.

Альтернатива третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате-риалов об административных правонарушениях военнослужащих, ра-ботников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисципли-нарных уставов, их командирам (начальникам) для привле-чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери-алы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в  комиссии по делам несовершен-нолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полно-мо-чиях правоприменитель, а две последние  для него обязательны.

3.2. Срок давности наложения  административных взыска-ний

Эффективность деятельности исполнительной власти государ-ст-венной администрации зависит и от последовательности осуществ-ления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из прояв-лений этого принципа - установление нормами права сро-ков соверше-ния действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке  давности наложения администра-тив-ного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение  которого нарушитель может быть привлечен  к администра-тивной ответственности. По истечении этого срока про-изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра-щению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических  фактов порождают охра-нительные  правоотношения, в которых одна сторона  обязана претерпе-вать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на-ложении взыска-ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви-тия - этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис-дикционный акт не будет принят, факт совер-шения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порож-денное им правоотноше-ние прекратится, не достигнув этапа ответ-ственности. В подобных слу-чаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоот-ношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста-новленные правом сроки, необходимо руководствоваться прави-лом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятель-ства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или пре-рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ-ное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совер-шения правонарушения. По общему правилу срок давности при-влечения к административной ответственности равняется двум ка-лендарным ме-сяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вы-несено постановление о наложении взыскания, а фактически - фак-тическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматрива-емого срока давности законода-тельство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри-вает два  исключения. Во-первых, при фактически неоконченном для-щемся на-рушении  срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекраще-нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна-ков проступка ад-министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме-сяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре-кращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле-дующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а од-ному месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР  названы три варианта опре-деления  старта срока давности: день совершения проступка, день обна-ружения и день вынесения постановления о прекращении уго-ловного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует  только при привлечении к ответственности  индиви-дуальных субъектов. Кроме того, он является общим прави-лом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специ-альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс-кания, как предупреж-дение, штраф, отзыв квалификационного аттес-тата «могут быть нало-жены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисле-ние начи-нается с момента обнаружения нового нарушения.

В действующем законодательстве нет  общих норм о сроке дав-но-сти  наложения административных взысканий  на коллективных субъек-тов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации  и лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образо-вания юри-дического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обна-ружения нарушения.

В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто-имости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив-ным субъектам, сроки давности не действуют.

3.3. Наложение взысканий  за множественность админист-ративных  проступков

Множественность административных проступков - это вы-полне-ние одним лицом нескольких составов, не утративших юриди-ческого значения на день решения вопроса об ответственности ви-новного.

Первым признаком множественности  проступков является на-ли-чие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Вто-рой признак множественности - все противоправные деяния совер-шаются одним лицом, которое одновременно или разновременно вы-полняет не-сколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра-няет свою юридиче-скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по-следнем деликте. Иными словами, если отсут-ствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за не-сколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации  множественно-сти административных проступков - совершение нового нарушения  до или после привлечения к  ответственности за предыдущее нару-шение. Соот-ветственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом не-скольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность - это одновременное  выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

Реальная совокупность представляет собой систему составов, вы-полненных  разными действиями, а значит, разновременно (напри-мер, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разно-временность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнород-ных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в дей-ствиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправ-ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сло-жения взыска-ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска-ется ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя-тельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должно-стным лицом) и притом одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при  совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыс-кание  все-гда налагается за каждое нарушение  в отдельности без поглощения ме-нее строгого наказания более  строгим.

Рецидив проступка - это совершение нового нарушения пос-ле привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на-казывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от-ветственность. Если первое и второе деяние тождествен-ны, рецидив на-зывается специальным. Признак специального реци-дива является ква-лифицирующим признаком десятков составов ад-министративных про-ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привле-чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре-цидив.

Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:

Управление транспортными средствами водителями, находящи-мися в состоянии  опьянения, а равно передача управления транспорт-ным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение штрафа в размере  от восьми до двенадцати мини-мальных  размеров оплаты труда или лишение  водителей права управления транспортными  средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение штрафа в размере  от десяти до пятнадцати мини-мальных  размеров оплаты труда или лишение  права управления транспорт-ными средствами на срок от одного до трех лет.

При решении вопроса об ответственности  за специальный реци-див очень  важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Ины-ми сло-вами, в течение какого срока гражданин считается привлекав-шимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши-ло нового ад-министративного правонарушения, то это лицо считается не подвергав-шимся административному взысканию».

Эта норма закрепляет давность погашения  взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания сро-ка ли-шения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдель-ных проступков закрепляются исключения из общего пра-вила: годич-ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер адми-нистративного взыскания...».

Заключение

Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взы-сканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер-шения  или непосредственным объектом  административного пра-вонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонару-шения;

5) лишение специального права,  предоставленного данному граж-данину (права управления транспортным  средством, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) выдворение.

Со  времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения - притом иногда значительные - коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное  взыскание, во-первых, обозначает, под-твер-ждает факт административной ответственности поскольку, как говори-лось выше, без взыскания нет и самой ответственнос-ти) и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные  взыскания применяются в качестве мер основ-ных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация  предметов могут применяться  в качестве как основных, так и  дополнительных ад-министративных взысканий; другие админи-стративные взыскания, ука-занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правона-рушение может быть наложено основ-ное либо основное и допол-нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования живот-ным миром.

Информация о работе Административные взыскания и их виды