Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:26, курсовая работа
В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касаю-щейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.
Введение 3
1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1. Предупреждение 7
2.2. Штраф 8
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 11
2.5. Лишение специального права 12
2.6. Исправительные работы 14
2.7. Административный арест 15
2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения
админист-ративных взысканий 21
3.2. Срок давности наложения административных
взыска-ний 23
3.3. Наложение взысканий за множественность
админист-ративных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29
Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис-ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.
Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности прибли-жаются к преступле-ниям: незаконные приобретение и хранение нарко-тических средств в неболь-ших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в обществен-ных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об-щественную нравственность, совершенные ли-цом, которое дважды в те-чение года подвергалось административному взыска-нию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест-венных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному рас-поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру-жинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен-ного порядка; проявление неуважения к суду; непови-новение работнику мили-ции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общест-венности; злостное неповиновение за-конному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого граждани-на при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федера-ции (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).
Указание в данной статье о том, что административный арест при-меняет-ся в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным су-дом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.
В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат-риваться как исключительные. Критерий для применения администра-тивного ареста да-ется в конкретных статьях Кодекса, содержащих соот-ветствующие санкции. В них сказано, что применение административ-ного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом лично-сти нарушителя, применение других пре-дусмотренных в соответствую-щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи-тельных работ, будет признано недостаточным.
Если в санкции статьи приводится только максимальный срок ад-минист-ративного ареста, это взыскание может быть назначено в преде-лах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.
В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания ад-минист-ративного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля-ется ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос-тиг ли подросток, совершивший деяние, обра-зующее проступок, совершенноле-тия, не является ли лицо, привлечен-ное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть под-тверждены соответст-вующими документами.
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбы-вания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подверг-нутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.
2.8. Административное выдворение
Административное выдворение за пределы Российской Фе-дера-ции состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц че-рез Государственную границу за пределы страны, а в случаях, преду-смотренных законодательством, - неконтролируемом самосто-ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при-меняться только к иностранцам и лицам без гражданства.
Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что ино-стран-ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пра-вами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ-ленных федеральным законом или международ-ным договором Российской Фе-дерации.
Административное выдворение
за пределы Российской Федерации
ино-странных граждан и лиц без
гражданства как
Административное выдворение как меру административного взы-скания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отли-чать от админи-стративного выдворения (отправки, передачи) иностран-ных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресе-чения.
Эта мера административного пресечения применяется в отноше-нии ино-странных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Россий-ской Федерации, и пе-ресекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в
отношении указанных нарушений
Государст-венной гра-ницы отсутствуют
основания для возбуждения
Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть под-вергнут административному выдворению за пределы РФ как мере адми-нистративного взыскания за следующие нарушения:
1) если его действия
2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на-се-ления, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;
3) если он грубо нарушал
Основанием для
Постановление (решение) об административном выдворении при-нимается органами внутренних дел, органами государственной безопас-ности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гра-жданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указан-ный в постановлении. Уклоняю-щиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер-жанию и выдворению за пределы РФ в принудитель-ном порядке. За-держание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении.
Ходатайства о выдворении иностранных
граждан и лиц без граж-
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без граждан-ства на основании принятых в установленном порядке поста-новлений произво-дится органами внутренних дел, органами государст-венной безопасности и ор-ганами Федеральной пограничной службы Постановление Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.
.
Иностранный гражданин и лицо без
гражданства вправе обжало-вать по-становление
о его выдворении из пределов Российской
Федера-ции в вышестоя-щий
Многими нормативными актами предусмотрено такое взыска-ние, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттес-таты выда-ются только индивидуальным субъектам). Такие доку-менты выдаются в порядке разрешительной системы и на опреде-ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься опреде-ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на-званная мера - это тоже лишение спе-циального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).
Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер-вых, по-следняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис-пользуется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалифи-кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого раз-решения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо-димо выполнение установленных требований: представление докумен-тов, уплата сбо-ров и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установ-ленного срока.
Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со-стоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво-бодную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обна-ружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения тамо-женных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и допол-нительным.
3. Общие принципы наложения административных взысканий
Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение админист-ративного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та-кой: «Общие правила наложения взыскания за админи-стративное пра-вонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила - принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.
Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу-ющие общие правила (принципы) карательного воздействия:
* законность;
* целесообразность;
* своевременность,
* сложение взысканий,
Есть достаточные основания для вывода о том, что названные об-щие правила являются принципами применения любых каратель-ных санкций.
3.1. Законность и целесообразность применения админист-ративных взысканий
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятель-но-сти. Его проявления многообразны: противоправность как основа-ние привлечения к ответственности, правильная квалификация дей-ствий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противо-правных действиях выявлены все предусмотренные правом при-знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по со-ответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко-торые ему подведомственны. Он может налагать взыскание в пре-делах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, изби-рать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномо-чий.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесооб-разным применение иного взыскания, то должен направить дело су-дье.
Важнейший принцип применения ответственности - целесо-образ-ность. Его главные проявления: индивидуализация кары и эко-номия ре-прессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при кото-рых было совер-шено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В зна-чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчаю-щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
* чистосердечное раскаяние
* предотвращение виновным
* совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя-тельств;
* совершение правонарушения
Этот перечень является открытым:
законодательством и право-
* продолжение противоправного
поведения, несмотря на
* повторное в течение года совершение однородного правонару-шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыска-нию, совершение правонарушения лицом, ранее совершив-шим преступ-ление;