Административные правонарушения в области воинского учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:27, реферат

Краткое описание

С 1 июля 2002 г. вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. До этой даты на территории России основные вопросы, связанные с применением мер юридической ответственности за совершение такого рода правонарушений, регулировались принятым еще 20 июня 1984 г. республиканским кодексом такого же наименования, применение которого началось с 1 января 1985 г. Еще ранее, 23 декабря 1980 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонарушениях, явившиеся базой для кодификации правовых норм об административной ответственности.
В предшествующий период значительную роль в упорядочении административного законодательства сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке". Однако комплексного решения всех необходимых вопросов им предложено не было. Единые правовые акты, систематизирующие нормы об административной ответственности, отсутствовали; значительное число действовавших правовых норм было сформулировано еще в 30-е и даже 20-е гг.

Файлы: 1 файл

доклад Административное право.docx

— 35.14 Кб (Скачать)

Административные правонарушения в области воинского учёта.

С 1 июля 2002 г. вступил в  действие новый Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях. До этой даты на территории России основные вопросы, связанные с применением мер юридической ответственности за совершение такого рода правонарушений, регулировались принятым еще 20 июня 1984 г. республиканским кодексом такого же наименования, применение которого началось с 1 января 1985 г. Еще ранее, 23 декабря 1980 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонарушениях, явившиеся базой для кодификации правовых норм об административной ответственности.

В предшествующий период значительную роль в упорядочении административного  законодательства сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке". Однако комплексного решения  всех необходимых вопросов им предложено не было. Единые правовые акты, систематизирующие  нормы об административной ответственности, отсутствовали; значительное число  действовавших правовых норм было сформулировано еще в 30-е и даже 20-е гг.

 

Именно в КоАП 2002 г. было сформулировано понятие «административного правонарушения» в современном  его понимании. Следует отметить, что в ст.2.1 КоАП закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки. Понятия  административной ответственности  не дано. Только анализ статей гл.1 Кодекса  позволяет сделать вывод, что  законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение.

Конкретные составы административных правонарушений в области воинского  учёта предусмотрены в главе 21 КоАП (ст.21.1 - 21.7).

Первым составом, предусмотренным  ст. 21.1. КоАП, является «непредставление в военный комиссариат или  в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет».

Для характеристики объекта  данного состава правонарушения необходимо определить, что же законодатель понимает под термином «воинский  учёт».

Под воинским учетом понимается «государственная система учета  и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов» Он организуется в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. где и раскрывается данное понятие.

Воинский учет граждан  осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет должна иметь следующий состав:

военный комиссар соответствующей  территории либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии;

представитель местной администрации;

специалист по профессиональному  психологическому отбору;

секретарь комиссии;

врачи-специалисты.

Таким образом, объектом рассматриваемого правонарушения является установленный  порядок воинского учета.

Положение о воинском учете  устанавливает, что для осуществления  воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную  работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

 Ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей пятнадцати- и шестнадцатилетнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

Направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Первичный воинский учет подлежащих призыву на военную службу осуществляется органами местного самоуправления. Воинский учет граждан в организациях ведется  по личной карточке, форма которой  утверждена Государственным комитетом  РФ по статистике.

Для осуществления первичного воинского учета, органы местного самоуправления обязаны производить постановку на воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу, которые  прибывают на их территорию (переезжают в другой район, город) на постоянное место жительства или место временного пребывания на срок свыше трех месяцев; вносить в карточки первичного учета  и в списки граждан, подлежащих призыву на военную службу или состоящих на воинском учете изменения, касающиеся семейного положения, образования, места работы, должности и места жительства, и в двухнедельный срок сообщать о внесенных изменениях в военный комиссариат.

Следующий состав административного  правонарушения в сфере воинского  учёта предусмотрен в ст.21.2. Это - «не оповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего  воинский учет».

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный  порядок воинского учета.

Объективная сторона состава  рассматриваемого правонарушения может  включать как неисполнение должностным  лицом организации либо органа местного самоуправления обязанности по надлежаще  оформленному (под расписку) оповещению гражданина о вызове его по повестке военного комиссариата или иного  органа, осуществляющего воинский учет, так и осуществление руководителем  либо иным должностным лицом противоправных действий, препятствующих явке оповещенного гражданина в военный комиссариат.

В первом случае для субъекта правонарушения характерно наличие  у него обязанности ведения воинского  учета либо указание на то, что данное должностное лицо отвечает за ведение  и состояние воинского учета  в рамках своей функциональной компетенции. Во втором случае между должностным  лицом, являющимся субъектом правонарушения, и гражданином, вызываемым в орган, осуществляющий воинский учет, обязательны  отношения соподчиненности.

В соответствии с Положением о воинском учете, оповещение граждан  о вызовах в военный комиссариат  является обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно Положению о  призыве на военную службу граждан  Российской Федерации, утвержденному  постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г., вручение повесток производится под расписку по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими  ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную  работу должностными лицами органов  местного самоуправления, как правило, не позднее, чем за три дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт.

Оповещение призывников  должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание  призывной комиссии подлежат все  призывники. После оповещения призывников  глава органа местного самоуправления утверждает подготовленный военным комиссариатом график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней работы призывной комиссии.

В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная  комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору  по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством РФ к ответственности.

Субъектом правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности, не обеспечившие по требованию военных  комиссариатов оповещение граждан  о их вызове в военные комиссариаты либо препятствующие своевременной явке вызываемых граждан на сборные пункты, призывные участки.

Согласно п.1 ст.83 Трудового  кодекса РФ призыв работника на военную  службу является основанием для прекращения  трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: в этом случае администрация обязана расторгнуть  трудовой договор (контракт), заключенный  на неопределенный срок, в срок, указанный  в заявлении работника, а по его  истечении - выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет, выплатив работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч.3 ст.178 Трудового кодекса РФ).

Неисполнение либо несвоевременное  исполнение данных обязанностей должностными лицами администрации, препятствующее явке граждан на сборные пункты, призывные участки в сроки, указанные  в повестке военного комиссариата, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.

Таким образом, субъект данного  правонарушения - специальный. Причем он может быть очень разнообразным - это и должностные лица органов  местного самоуправления или военных  комиссариатов, осуществляющие воинский учёт и лица, отвечающие за воинский учёт на предприятии (организации), и  администрация предприятия, где  работает лицо, подлежащее призыву.

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется виной  в форме умысла или неосторожности.

Следующий состав правонарушения предусмотрен ст.21.3. - «несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих  граждан или граждан, пребывающих  более трех месяцев в месте  временного пребывания, состоящих или  обязанных состоять на воинском учете

Объектом правонарушения, является установленный порядок  воинского учета, рассмотренный  ранее.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих установленный порядок  представления сведений в военный  комиссариат. Согласно ст.4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" сведения, несвоевременное представление  которых влечет за собой привлечение  к административной ответственности  в соответствии с данной статьей, должны представляться в военный  комиссариат в двухнедельный  срок.

Согласно Положению о  воинском учете, при постановке на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, заполняются карточки первичного учета; на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, кроме  того, заполняются учетные карточки.

Граждане, подлежащие призыву  на военную службу, вносятся в список граждан, подлежащих призыву на военную  службу, и на них заполняются алфавитные карточки. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (временных  удостоверениях, выданных взамен военных  билетов) и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу.

При постановке на воинский учет граждан, переменивших место жительства в пределах района, города без районного  деления или иного муниципального образования, а также граждан, прибывших  с временными удостоверениями, выданными  взамен военных билетов, заполняется  и высылается в военный комиссариат  именной список с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства и работы, должности этих граждан, наименования органа местного самоуправления, где они ранее состояли на воинском учете. Учетные карточки на этих граждан не заполняются. В военных билетах и в карточках регистрации или в домовых книгах делается отметка о постановке граждан на воинский учет.

О гражданах, прибывших из других районов (городов) с мобилизационными предписаниями, сообщается в военный  комиссариат, где они ранее состояли на воинском учете. Изъятие мобилизационных  предписаний производится только по указанию военного комиссариата, о  чем в военных билетах производится отметка.

Орган местного самоуправления в двухнедельный срок представляет в военный комиссариат учетные  карточки на прибывших граждан, их мобилизационные  предписания, список граждан, принятых на воинский учет без заполнения учетных  карточек, а также список граждан, подлежащих призыву на военную службу.

При снятии граждан с воинского  учета:

Делается отметка о снятии с воинского учета в военном билете и в карточке регистрации или в домовой книге;

Составляется список граждан, снятых с воинского учета, который вместе с изъятыми мобилизационными предписаниями в двухнедельный срок представляется в военный комиссариат.

О гражданах, убывших на новое  место жительства за пределы района, города без районного деления  или иного муниципального образования  без снятия с воинского учета, орган местного самоуправления в  двухнедельный срок сообщает в военный  комиссариат для принятия необходимых  мер.

Таким образом, нарушение  каких - либо из перечисленных обязанностей составляет объективную сторону  данного правонарушения. Состав правонарушения - формальный.

Субъектом данного правонарушения являются должностные лица, ответственные  за ведение первичного воинского  учета граждан, подлежащих воинскому  учету и призыву на военную  службу, не оповещающие их о вызове в военный комиссариат либо нарушающие указанные сроки представления в военный комиссариат учетно-воинских документов, необходимых для постановки на воинский учет или снятия с учета. Таким образом, субъект правонарушения – специальный.

С субъективной стороны названные противоправные деяния могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Ещё один состав административного  правонарушения в сфере воинского  учёта предусмотрен ст.21.4. КоАП - несообщение  сведений о гражданах, состоящих  или обязанных состоять на воинском учете

Информация о работе Административные правонарушения в области воинского учёта