Административные правонарушения в области дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели и по нашему мнение раннее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.
Административное наказание — это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию, предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Оглавление

Введение
Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)
Анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения
2.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
2.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
2.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
2.4. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области дорожного движения.rtf

— 278.10 Кб (Скачать)

Путевые листы содержат сведения о принадлежности автомобиля юридическому лицу или частному предпринимателю, о водителе, управляющем транспортным средством, характере груза, времени и месте следования. Наличие путевого листа обязательно при осуществлении грузо-пассажирских перевозок.

Документами на перевозимый груз являются накладные и другая документация, из содержания которой следует вид перевозимого груза, его принадлежность юридическому или физическому лицу.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» устанавливает следующие понятия:

-крупногабаритный груз -- груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;

-тяжеловесный груз -- груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства;

-опасный груз -- вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.

В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 закона «О безопасности дорожного движения» лицензированию, в частности, подлежат: перевозка пассажиров и грузов; транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц. П. 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном приказом Министерства транспорта РФ № 27 от 9 марта 1995 г., указано, что организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Госавтоинспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

Если ч. 1, 2 ст. 12.3 предусматривают ответственность за отсутствие у водителей необходимых документов, то ч. 3 -- за передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, установленных Правилами дорожного движения. Обстоятельством, исключающим ответственность, здесь является передача управления легковым автомобилем его владельцем в своем присутствии лицу, имеющему водительское удостоверение категории «В», без оформления доверенности на право управления транспортным средством.

Субъективная сторона правонарушений ст. 12.3 КоАП характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств. При установлении факта передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, возможно привлечение этого лица к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ.

Мерой наказания за совершение правонарушений по ст. 12.3 является предупреждение или штраф в размере 0,5 МРОТ. Отметим, что по КоАП РСФСР за совершение аналогичных правонарушений существовали границы штрафов от 0,2 до 0,5 МРОТ

 

2.4 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

 

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

1. Объектом данного административного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье людей.

Установленными Правилами дорожного движения (п.2.7) водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии.

2. С объективной стороны административное правонарушение может выражаться: в управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч.1 ст.12.8); в передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч.2 ст.12.8). При этом фактом передачи транспортного средства следует считать передачу рулевого управления в процессе вождения.

При квалификации правонарушения по ч.1 и 2 ст.12.8 необходимо точное установление факта состояния опьянения в процессе вождения транспортного средства, а не его предположение (неустойчивость позы, речи, выраженное дрожание пальцев, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, сам характер движения транспортного средства). Не является установленным факт состояния опьянения и в случае признания самого лица в употреблении спиртных напитков или наркотических средств и т.д.

В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств. Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование. Врач при составлении заключения на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию, должен установить "алкогольное опьянение". При этом "алкогольное опьянение" следует отличать от "факта употребления алкоголя без признаков опьянения". Во втором случае административная ответственность не наступает.

Порядок медицинского освидетельствования регламентируется ст.27.12 (см. комментарий) и Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г. Правонарушение образует формальный юридический состав. Правонарушение считается оконченным с момента управления транспортным средством либо с момента его передачи лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

3. С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется умышленной виной, его совершение возможно только с прямым умыслом.

4. Субъектом правонарушения выступает водитель транспортного средства, осуществляющий управление транспортным средством.

Как вытекает из содержания ч.2 данной статьи, субъектом правонарушения является одновременно как водитель, который передал управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, так и лицо, которое согласилось управлять указанным транспортным средством.

5. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения квалифицируется по ст.12.26 КоАП.

Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

1. Объектом административного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, установленные правила прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в неисполнении требования о прохождении медицинского освидетельствования.

Под неисполнением требования следует понимать отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Правонарушение квалифицируется по ст.12.26, когда у сотрудника милиции есть все основания предполагать состояние опьянения (неустойчивость позы, речи, выраженное дрожание пальцев, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, сам характер движения транспортного средства).

По юридической конструкции правонарушение образует формальный юридический состав, оно считается оконченным в момент невыполнения требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла. 4. Субъектом административного правонарушения является водитель, уклонившийся от освидетельствования в установленном порядке.

 

Заключение

 

Административные правонарушения в области дорожного движения являются разновидностью правонарушений на транспорте.

Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их родового объекта.

Глава 12 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за дорожные правонарушения, содержит 36 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения. Появились такие новые составы административных правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч. 3 ст. 12.2); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (ст. 12.10); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11); нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13); нарушение правил маневрирования (ст. 12.14); нарушение порядка расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15); невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства (ч. 1 ст. 12.25) и т.д.

Усилена ответственность за управление транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками (ч. 3 ст. 12.2), в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8), за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8).

За управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, не прошедшим государственный технический осмотр (ст. 12.1), с нарушением правил установки государственных регистрационных знаков (ст. 12.2), без документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3), с нарушением правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6) предусмотрено наказание в виде административного штрафа, имеющего фиксированный характер и составляющего 0,5 минимального размера (ранее от 0,2 до 0,5 минимального размера) оплаты труда.

Увеличены предельные суммы штрафов для граждан до 25 МРОТ, для должностных лиц и приравненных к ним индивидуальных предпринимателей - до 100 МРОТ. Максимальный срок лишения права управления транспортным средством снижен с 3-х до 2 лет. Однако основания для применения этого вида наказания расширены. Дополнительно (по сравнению с КоАП РСФСР) лишение специального права может применяться за превышение установленной скорости на величину более 60 км/час (ч. 4 ст. 12.9); выезд на встречную полосу движения, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15); непредставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ч. 2 ст. 12.17).

Таким образом, в новом законе значительно больше уделяется внимания защите интересов не государства, а прав и законных интересов граждан, то есть в первую очередь участников дорожного движения.

 

Список литературы

 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. М.: Издательство ПРИОР, 2002.
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", от 24 июля 1998 г. Российская газета. 2002. N 40.
  3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Российская газета. 2002. N 80 (2948). 7 мая.
  4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Российская газета. 2002. N 80 (2948). 7 мая.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 2 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков"
  8. Агапов А.Б. Учебник административного права. - М., 1999.
  9. Административное право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя.-М., 2003.
  10. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел. Под ред. Л.Л. Попова. - М., 1990.
  11. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. - М., 2004.
  12. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М., 2002.
  13. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г, Административное право: Учебник. - М., 2002.
  14. Иванова Л.И. Административное правонарушение: понятие и состав: Лекция. - Домодедово, 2000.
  15. Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации. М.: Изд-во "Транспорт", 1997.
  16. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Изд-во "Транспорт", 1989.
  17. Шергин А.П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2002.

Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения