Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа
Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели и по нашему мнение раннее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.
Административное наказание — это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию, предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.
Введение
Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)
Анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения
2.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
2.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
2.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
2.4. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Заключение
Список литературы
Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).
Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП. Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.
Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.
Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:
- должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:
- судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;
- органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;
- органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).
Приводим перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:
Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.
Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).
2. Анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения
2.1 Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, -- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других Статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы4.
Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
Статья 12.1 КоАП содержит два вида правонарушений: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр.
Порядок регистрации транспортных средств установлен постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» от 12 августа 1994 г. № 938. Государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Регистрацию транспортных средств осуществляют:
-подразделения Госавтоинспекции МВД РФ -- автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
-органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации -- тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним;
-таможенные органы Российской Федерации -- транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев;
-автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, -- транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других войск.
Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра установлены следующие размеры оплаты: в рублях
1 Выдача государственных регистрационных знаков: автомобили (тип 1) 351,0 прицепы и полуприцепы (тип 2) 193,5 мототранспорт (тип 4) 173,0
2 Выдача водительского удостоверения старого образца (размером 148на105) 54,0 3 Выдача водительского удостоверения нового образца (размером 85на45) 281,0
4 Выдача дубликата паспорта транспортного средства 71,0
5 Выдача свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации транспортного средства 68,0
6 Выдача временного разрешения (дубликата временного разрешения) на право управления транспортным средством 39,0
7 Выдача талона ТО 46,0
8 Выдача номерных знаков «Транзит» 42,0
9 Выдача акта технического осмотра ТС 41,0
10 Выдача свидетельства на высвободившийся агрегат 39,0
11 Выдача справки-счета 74,0
12 Прием экзаменов на право управления транспортным средством:
по правилам дорожного движения 60,0
по навыкам вождения 100,0
Kаждый следующий экзамен:
по правилам дорожного движения 80,0
по навыкам вождения 120,0
Следует отметить, что проведение техосмотра на платной основе дважды оспаривалось в Конституционном Суде РФ. Заявители считали, что данный платеж нельзя отнести ни к государственной пошлине, ни к плате за услугу, оказание которой предполагает добровольное волеизъявление сторон; по своей правовой природе это налоговый платеж, однако федеральным законом такой налог не предусмотрен; следовательно, поскольку налоги и сборы могут устанавливаться только законом, с указанием в том числе ставки, оспариваемые положения нарушают ст. 57, ч. 3 ст. 75 и ч. 1 ст. 115 Конституции РФ. Тем самым перед Конституционным Судом ставился вопрос о проверке конституционности оспариваемых положений именно с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между Правительством и Федеральным Собранием как законодательным органом.
Однако Конституционный Суд пришел к выводу о том, что технический осмотр, по существу, выступает в качестве необходимого составного элемента технического обслуживания транспортных средств и необходимого условия выполнения владельцами транспортных средств обязанности поддерживать их в технически исправном состоянии, что позволяет Правительству РФ -- в целях защиты прав и свобод граждан, их безопасности и во исполнение своих конституционных полномочий установить, что он должен проводиться на платной основе.
Последствием неуплаты данного платежа является не принудительное изъятие денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче разрешения на пользование транспортным средством как не прошедшим технический осмотр: владельцы транспортных средств вправе осуществлять их эксплуатацию при условии, что техническим осмотром подтверждено отсутствие неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Его неналоговая природа выражается и в том, что в случае управления транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, и, соответственно, невнесения платы за технический осмотр наступает ответственность, предусмотренная не налоговым, а административным законодательством (ст. 114 КоАП РСФСР, ст. 12.1 КоАП РФ).
Принимая постановление «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Правительство исходило, таким образом, из полномочий, предоставленных ему законом «О безопасности дорожного движения»5.
1. Объектом административного правонарушения являются установленные Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" правила эксплуатации транспортных средств. К их числу относятся регистрация транспортных средств (ст.15 Закона), техническое состояние и оборудование транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения (ст.16 Закона), обязательный государственный технический осмотр (ст.17 Закона), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии (ст.18 Закона).
Предметом административного правонарушения являются автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и конструктивной максимальной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные (автогрейдеры, асфальтоукладчики, автопогрузчики, автокраны) и иные машины, трамваи, троллейбусы.
В зависимости от используемой энергии двигатели могут быть внутреннего сгорания, электрическими (электрокар), газогенераторными и др.
Транспортное средство, не оборудованное двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), к предметам данного правонарушения не относятся.
2. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра.
Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства.
Не зарегистрированным в установленном порядке считается транспортное средство, не прошедшее регистрацию в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД или иных органах, определяемых Правительством РФ, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или пяти суток после его приобретения или таможенного оформления.
Не прошедшим государственного технического осмотра считается транспортное средство, эксплуатация которого осуществляется без осмотра и проверки технического состояния в предусмотренные для этого сроки.
Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения