Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:29, реферат
Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях
в) применение принудительных 
мер властью органа управления по 
отношению к третьим лицам, т.е. 
к лицам, которые не находятся 
с ним в государственно-
г) применение мер административного принуждения только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти;
д) применение ее полномочными органами управления только при нарушении общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления, т.е. действующих за пределами ведомственных границ. Такого рода правила формулируются в правовых актах управления с административной санкцией и выражают административное принуждение;
е) проявление его прежде всего как юридической ответственности, которую несут лица, допустившие правонарушение перед государством в лице действующих от его имени полномочных органов управления. В своем конкретном выражении административное принуждение выражается в применении административной ответственности. Данному виду государственного принуждения соответствует особый вид юридической ответственности;
ж) практическое использование административно-принудительных мер в целях предупреждения правонарушений, их пресечения, а также обеспечение общественной безопасности вне связи с правонарушениями;
з) осуществление в более простых, чем судебное принуждение, процессуальных формах, что обеспечивает оперативность применения принудительных мер, охрану правопорядка, общественную безопасность.
Процессуальной формой административного принуждения является административное производство -один из составных элементов административной юрисдикции.
Административное принуждение 
преследует различные цели: все они 
органически связаны с 
-- административно-
-- административно-пресекательные меры;
-- меры административной ответственности.
Административно-
Меры административного предупреждения вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (эти нормативные акты распространяются на большое количество граждан, многие из которых добровольно соблюдают запреты).
Предупредительные меры используются до совершения правонарушения -- это средства, побуждающие к соблюдению установленных правил и недопущению совершения общественновредных или общественно опасных деяний Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова Административное право изд. Юрист М. 2000 г..
Роль административного 
принуждения очень важна в 
укреплении общественного порядка, 
охране собственности, прав и законных 
интересов граждан и 
1. Понятие административного принуждения.
 
 
Решающая роль в борьбе с правонарушениями 
принадлежит государству. Оно имеет 
специальный аппарат 
Дисциплинарное  
Материальное (гражданско-правовое) 
Уголовное 
Административное 
Административное принуждение является 
особой, самостоятельной разновидностью 
правового принуждения. "Административное 
принуждение играет важную роль в охране 
правопорядка, включает в себя большое 
число средств пресечения (задержание 
граждан, запрещение эксплуатации механизмов 
и т.д.), использование прекращает антиобщественные 
действия, предотвращает наступление 
общественно вредных последствий." 
Применение административного принуждения 
обусловлено:  
во-первых, необходимостью в установленных 
законом случаях наказать правонарушителей,  
во-вторых, необходимостью пресекать и,  
в-третьих, предупреждать правонарушения.  
"Административное правонарушение 
(проступок) - негативное социально-правовое 
явление, поскольку на носит вред охраняемым 
нормам административного права... общественным 
и личным интересам (благам). В силу этого 
общество (государство) вынуждено вести 
борьбу с ними посредством установления 
соответствующих правовых запретов." 
Поэтому целью применения мер административного 
принуждения является "защита охраняемых 
правом общественных отношений." 
Меры административного принуждения могут 
применяться как при наличии, так и при 
отсутствии правонарушений (на пример, 
при чрезвычайных обстоятельствах, при 
необходимости предупредить совершение 
правонарушения). В литературе высказывается 
и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, 
что "административное принуждение 
- это особый вид государственного принуждения, 
состоящий в применении субъектами функциональной 
власти, установленных нормами административного 
права принудительных мер в связи с административными 
правонарушениями". Д.Н. Бахрах отмечает, 
что "всякую принудительную меру следует 
рассматривать, как дозволено в виде исключения 
нарушения неприкосновенности личности 
и ее прав. ... Мерой принуждения может быть 
только индивидуальный акт, имеющий конкретного 
адресата." 
"Административное принуждение применяется 
только к правонарушителям в случаях и 
в порядке, указанном в законе". Он указывает, 
что "как и вообще все средства государственного 
принуждения, административные меры применяются 
в связи с правонарушениями. Но они применяются 
в связи с наличием особого основания 
- административного проступка. Поскольку 
проступки менее вредны чем преступления 
той меры административного принуждения, 
в общем менее суровы, чем уголовное наказание." 
Севрюгин В.Е. отмечает, что “административное 
принуждение является разновидностью 
юридического (правового) принуждения 
и состоит в применении уполномоченными 
на то административно-
1. Основанием применения 
мер административного 
2. Меры административного принуждения 
применяются к лицам и органам, в отношении 
которых субъект административной власти 
не является вышестоящим в порядке подчиненности 
и не обладает по отношению к ним административной 
властью. 
3. Субъект административной власти и нарушитель 
не являются членами одного коллектива 
и последний непосредственно не подчинен 
по службе тем, кто применяет к нему меры 
административного принуждения. 
4. Административное принуждение осуществляется 
органами государственного управления 
и только в некоторых специальных случаях 
народными судами (судьями), органами общественных 
организаций (товарищеские суды, технические 
и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), 
но в порядке, установленном номами административного 
права. 
5. Являются результатом реализации государственно-властных 
полномочий, и состоит в понуждении к исполнению 
гражданами и должностными лицами установленных 
правовыми нормами юридических обязанностей. 
6. Применяется для прекращения противоправных 
действий, наказания нарушителей в административном 
порядке, обеспечения общественной безопасности 
и установленного правопорядка. 
7. Осуществляется в рамках административно 
процессуальных норм. 
8. Способствует профилактике преступлений. 
9. Осуществляется на строго правовой основе.
Как уже отмечалось, правом 
применения административно-принудительных 
мер пользуются не все, а только специально 
уполномоченные органы государственного 
управления. Это облегчает контроль, 
и надзор за применением мер принуждения. 
Произвольное присвоение правомочий по 
применению административного принуждения 
является грубым нарушением законности. 
Меры административного принуждения имеют 
профилактическую направленность, являются 
средством предупреждения преступности, 
так как применяются к лицам, не имеющим 
устоявшихся антиобщественных установок, 
совершающим малозначительные отклонения 
от правовых предписаний. Именно это и 
обуславливает множественность и многочисленность 
применяющихся различными субъектами 
правоприменения административно-правовых 
средств воздействия. 
Административное принуждение - широкое 
понятие, формы его конкретного выражения 
очень разнообразны, что обуславливается 
разнообразием задач органов государственного 
управления и условий, в которых они действуют. 
Административное принуждение служит 
целям обеспечения государственной дисциплины, 
законности и правопорядка.