Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:29, реферат
Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях
в) применение принудительных
мер властью органа управления по
отношению к третьим лицам, т.е.
к лицам, которые не находятся
с ним в государственно-
г) применение мер административного принуждения только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти;
д) применение ее полномочными органами управления только при нарушении общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления, т.е. действующих за пределами ведомственных границ. Такого рода правила формулируются в правовых актах управления с административной санкцией и выражают административное принуждение;
е) проявление его прежде всего как юридической ответственности, которую несут лица, допустившие правонарушение перед государством в лице действующих от его имени полномочных органов управления. В своем конкретном выражении административное принуждение выражается в применении административной ответственности. Данному виду государственного принуждения соответствует особый вид юридической ответственности;
ж) практическое использование административно-принудительных мер в целях предупреждения правонарушений, их пресечения, а также обеспечение общественной безопасности вне связи с правонарушениями;
з) осуществление в более простых, чем судебное принуждение, процессуальных формах, что обеспечивает оперативность применения принудительных мер, охрану правопорядка, общественную безопасность.
Процессуальной формой административного принуждения является административное производство -один из составных элементов административной юрисдикции.
Административное принуждение
преследует различные цели: все они
органически связаны с
-- административно-
-- административно-пресекательные меры;
-- меры административной ответственности.
Административно-
Меры административного предупреждения вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (эти нормативные акты распространяются на большое количество граждан, многие из которых добровольно соблюдают запреты).
Предупредительные меры используются до совершения правонарушения -- это средства, побуждающие к соблюдению установленных правил и недопущению совершения общественновредных или общественно опасных деяний Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова Административное право изд. Юрист М. 2000 г..
Роль административного
принуждения очень важна в
укреплении общественного порядка,
охране собственности, прав и законных
интересов граждан и
1. Понятие административного принуждения.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями
принадлежит государству. Оно имеет
специальный аппарат
Дисциплинарное
Материальное (гражданско-правовое)
Уголовное
Административное
Административное принуждение является
особой, самостоятельной разновидностью
правового принуждения. "Административное
принуждение играет важную роль в охране
правопорядка, включает в себя большое
число средств пресечения (задержание
граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование прекращает антиобщественные
действия, предотвращает наступление
общественно вредных последствий."
Применение административного принуждения
обусловлено:
во-первых, необходимостью в установленных
законом случаях наказать правонарушителей,
во-вторых, необходимостью пресекать и,
в-третьих, предупреждать правонарушения.
"Административное правонарушение
(проступок) - негативное социально-правовое
явление, поскольку на носит вред охраняемым
нормам административного права... общественным
и личным интересам (благам). В силу этого
общество (государство) вынуждено вести
борьбу с ними посредством установления
соответствующих правовых запретов."
Поэтому целью применения мер административного
принуждения является "защита охраняемых
правом общественных отношений."
Меры административного принуждения могут
применяться как при наличии, так и при
отсутствии правонарушений (на пример,
при чрезвычайных обстоятельствах, при
необходимости предупредить совершение
правонарушения). В литературе высказывается
и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает,
что "административное принуждение
- это особый вид государственного принуждения,
состоящий в применении субъектами функциональной
власти, установленных нормами административного
права принудительных мер в связи с административными
правонарушениями". Д.Н. Бахрах отмечает,
что "всякую принудительную меру следует
рассматривать, как дозволено в виде исключения
нарушения неприкосновенности личности
и ее прав. ... Мерой принуждения может быть
только индивидуальный акт, имеющий конкретного
адресата."
"Административное принуждение применяется
только к правонарушителям в случаях и
в порядке, указанном в законе". Он указывает,
что "как и вообще все средства государственного
принуждения, административные меры применяются
в связи с правонарушениями. Но они применяются
в связи с наличием особого основания
- административного проступка. Поскольку
проступки менее вредны чем преступления
той меры административного принуждения,
в общем менее суровы, чем уголовное наказание."
Севрюгин В.Е. отмечает, что “административное
принуждение является разновидностью
юридического (правового) принуждения
и состоит в применении уполномоченными
на то административно-
1. Основанием применения
мер административного
2. Меры административного принуждения
применяются к лицам и органам, в отношении
которых субъект административной власти
не является вышестоящим в порядке подчиненности
и не обладает по отношению к ним административной
властью.
3. Субъект административной власти и нарушитель
не являются членами одного коллектива
и последний непосредственно не подчинен
по службе тем, кто применяет к нему меры
административного принуждения.
4. Административное принуждение осуществляется
органами государственного управления
и только в некоторых специальных случаях
народными судами (судьями), органами общественных
организаций (товарищеские суды, технические
и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.),
но в порядке, установленном номами административного
права.
5. Являются результатом реализации государственно-властных
полномочий, и состоит в понуждении к исполнению
гражданами и должностными лицами установленных
правовыми нормами юридических обязанностей.
6. Применяется для прекращения противоправных
действий, наказания нарушителей в административном
порядке, обеспечения общественной безопасности
и установленного правопорядка.
7. Осуществляется в рамках административно
процессуальных норм.
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой основе.
Как уже отмечалось, правом
применения административно-принудительных
мер пользуются не все, а только специально
уполномоченные органы государственного
управления. Это облегчает контроль,
и надзор за применением мер принуждения.
Произвольное присвоение правомочий по
применению административного принуждения
является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения имеют
профилактическую направленность, являются
средством предупреждения преступности,
так как применяются к лицам, не имеющим
устоявшихся антиобщественных установок,
совершающим малозначительные отклонения
от правовых предписаний. Именно это и
обуславливает множественность и многочисленность
применяющихся различными субъектами
правоприменения административно-правовых
средств воздействия.
Административное принуждение - широкое
понятие, формы его конкретного выражения
очень разнообразны, что обуславливается
разнообразием задач органов государственного
управления и условий, в которых они действуют.
Административное принуждение служит
целям обеспечения государственной дисциплины,
законности и правопорядка.