Административно-предупредительные меры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях

Файлы: 1 файл

Реферат тема 12.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

Административно-предупредительные  меры

Административно-предупредительные  меры — это меры принудительного  характера, которые применяются, как  это следует из их названия, в  целях предупреждения возможных  правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка  и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан  при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней  реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и  их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные  меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в  свою очередь, также характеризует  их принудительную природу. Административно-предупредительные  меры не связаны с совершением  правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного  принуждения, реализуемых в случаях  совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные  меры достаточно многообразны, они  применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны  с:

  • осуществлением надзорных проверок;
  • дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
  • досмотром вещей и личным досмотром граждан;
  • проверкой документов, удостоверяющих личность;
  • введением карантина;
  • прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
  • освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, например, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставляется  право применять следующие административно-предупредительные  меры:

  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
  • осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
  • производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;
  • при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
  • в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
  • осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
  • с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
  • производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица государственной  санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие  административно-предупредительные  меры:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
  • давать обязательные для исполнения предписания о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
  • госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
  • временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
  • проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;
  • вводить карантин в организациях и на других объектах.

Федеральным конституционным  законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения  предоставлено право:

  • устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
  • вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  • запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • ограничивать движение транспортных средств;
  • осуществлять досмотр транспортных средств;
  • приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;
  • вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);
  • ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;
  • временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;
  • устанавливать особый порядок аккредитации журналистов;
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан;
  • осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;
  • ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;
  • устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;
  • устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;
  • в исключительных случаях временно изымать у граждан и У организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества;
  • в исключительных случаях временно изымать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;
  • временно отселять жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество  примеров применения органами Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной  службы безопасности РФ, различными надзорными органами, другими органами исполнительной власти различных административно-предупредительных  мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

 

 

Принуждение можно  понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения. Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.

Административно-правовое принуждение определено как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленными нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

 

Меры административно-правового  принуждения применяются специально уполномоченными субъектами в рамках связанной компетенции, как правило, по отношению к определенному  кругу лиц. Оно не имеет самостоятельного значения, а служит вспомогательным  средством обеспечения властных требований. Принуждение процессуально  оформлено и связано с принятием  административных приказов. Фактическим  основанием для его применения являются правонарушения или отдельные опасные  деяния и события.

Сходными с мерами административно-правового принуждения  являются методы оперативного введения специальных режимных запретов и  ограничений в целях противодействия  негативным фактором.

Согласно статьи 7 Закона РФ О занятости населения в России в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников.

Введение защитных и ответных мер во внешней торговле есть реакция на дискриминационные  действия иностранных государств, неудовлетворительную для России конъюнктуру внешнего рынка, угрожающие экономической безопасности государства. По этим причинам названные меры применяются независимо от виновности и противоправности в поведении российских субъектов внешнеторговой деятельности, и не являются мерами принуждения.

При этом проявляется  особенность механизма административно-правового  регулирования - в случае введения специального режима деятельности, как правило, производится прекращение действия ранее состоявшихся правонаделительных актов.

Меры административно-правового  принуждения подчинены универсальной  цели предупреждению воздействия небезопасных факторов. Полицией вообще называется та государственная деятельность, где  государство стремится предупреждать  и парализовать опасности, стоящие  на пути гражданского развития. Где  нет опасности, там нет и полиции. Для этого вводятся специальные  административно-правовые режимы, отбирается состав участников правоотношений, используется государственная монополизация  и т.д. Административно-правовое регулирование  основано на презумпции возможности  наступления угроз безопасности, выступающих юридическими фактами, достаточными для принятия мер, имеющих своей целью только предупреждение отрицательных последствий, связанных с управляемой средой.

П.И. Кононов предлагает разграничивать меры административно-правового  принуждения и меры административно-правового  ограничения, традиционно называемые административно-предупредительными. Дело в том, что любой метод  воздействия (кроме административного  содействия), положенный в основу какого-либо специального административно-правового  режима, вызывает введение правоограничений. Меры административно-правового ограничения отражают введение более жесткого режима регулирования, в том числе и в отношении лиц, чье поведение не было связано с угрозой безопасности.

Основанием применения к лицу мер административно-правового  ограничения является наличие потенциальных  или реальных угроз его безопасности, безопасности других людей или государства, вызываемых причинами как природного и техногенного характера, так и противоправным поведением других лиц. Введение правоограничений основано на оперативном изменении охранительного режима.

Существенным признаком, отличающим режимы правоограничений, от иных правоохранительных вариантов административно-правового воздействия, является установление абсолютных запретов. Режим охраны Государственной границы России носит относительный, запретительно-разрешительный характер, а закрытие ее участков исключает возможность пересечения. Эти меры не связаны с обеспечением требований иных административно-правовых режимов. Они распространяются на субъектов, ситуационно оказавшихся под воздействием небезопасных факторов, к числу административно-принудительных мер не относятся.

Информация о работе Административно-предупредительные меры