Административно-предупредительные меры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях

Файлы: 1 файл

Реферат тема 12.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

Необходимо ответить, что если основанием для применения мер административного пресечения и административных наказаний является правонарушение, то основанием применения административно-предупредительных  мер служат не противоправные действия, а цели их предупреждения. Однако, что  есть цель в административной деятельности? Может ли она быть юридическим  фактом? Цель нормативно закрепленный результат, который необходимо достичь  посредством осуществления административного  воздействия. Таким образом, предупреждение как цель достигается и в процессе административного нормотворчества, и в оперативно-исполнительной, и  в юрисдикционной деятельности(2) государственной администрации. Она не может служить основанием того или иного действия, ибо это конечный пункт механизма административно-правового регулирования.

Предупредительные административно-правовые средства как  самостоятельные инструменты воздействия  отсутствуют, и не потому, что они  не связаны с правонарушением, а  в силу непроявления у них признаков технологичности, инструментальности воздействия. Невозможно в одну группу объединять и сравнивать цели и средства реализации какой-либо деятельности.

Меры  административно-правового принуждения

Методами административно-правового  принуждения являются применяемые  во внешневластных отношениях представителями государственной администрации на основе административно-правовых норм и принимаемых в соответствии с ними индивидуальных административных актов средства воздействия, направленные на выявление угроз безопасности, своевременную их ликвидацию, установление обстоятельств происшедшего, устранение нарушений и привлечение виновных в их совершении к ответственности в целях предупреждения наступления и развития негативных последствий таких угроз.

Целесообразно было бы выбрать в качестве критерия систематизации мер административно-правового принуждения  стадии развития угроз безопасности, в связи с чем к таким мерам относятся:

меры выявления  угроз безопасности, осуществляемые гласно или негласно, направленные на получение информации о противоправных или иных опасных деяниях и  лицах, к ним причастных;

меры административно-правового  пресечения, направленные на оперативное  прекращение совершаемого противоправного  или иного опасного деяния, а также  предотвращение вызываемых ими последствий;

меры административно-правового  восстановления нарушенных режимных требований, направленные на устранение последствий  опасного деяния, нарушившего публичный  порядок, системы управления и руководства;

меры административной ответственности, применяемые за совершение административного правонарушения, выраженные в применении административных наказаний; названная группа мер  особо выделяется в системе мер  государственного, в том числе  административно-правового принуждения, ибо она в отличие от многих других применяется только за виновные противоправные деяния, выражена в  применении санкций административных наказаний;

меры административно-правового  сдерживания, применяемые за нарушение  административных правил или административное правонарушение, выраженные в непредоставлении дополнительных правовых статусов (отдельных прав или льгот) разового характера.

Противодействие правонарушению, направленному на нормальный ход  производства по административным делам, осуществляется с применением мер  административного пресечения, юридическая  природа которых не отличается от пресечения посягательств на другие охраняемые объекты. Исключение составляет особая нормативная основа и собственный  объект посягательства.

Пресечение противодействует реально развивающемуся противоправному  деянию. Разрешение вопроса об ответственности  по существу возможно лишь по его завершении, иначе постоянно накапливаются  новые эпизоды противоправного  действия, что неизбежно влияет на квалификацию, назначение наказания, иные обстоятельства, имеющие значение для  дела. Пресечение действий, посягающих на нормальный ход производства по делу, - противодействие новому правонарушению, а не тому, в связи с которым  осуществляется разбирательство.

Административно-правовое принуждение применяется в связи  с противоправными действиями лица, но процессуальное изъятие, досмотр  вещей товаров и документов могут  применяться и к лицам, незадействованным  в правонарушении. В статьях 92, 94 НК России предусмотрено проведение осмотра и выемки документов и  предметов. По существу они тождественны осмотру, досмотру и изъятию, предусмотренных статьями 27.7 - 27.11 КоАП России. Меры, указанные в НК России, применяются при налоговых проверках, то есть до установления признаков правонарушения и независимо от их установления. Если их признать административно-принудительными, то пресекательная реакция государства применяется как в связи с правомерными, так и неправомерными деяниями. Названные действия - конкретные формы проявления всеобщей обязанности граждан оказывать содействие органами исполнительной власти. Очевидно, что существует процессуальная форма применения мер административно-правового принуждения, но само принуждение как метод процессуальной деятельности отсутствует.

Нормы административного  права закрепляют широкий круг мер  принудительного воздействия, применяемых  государственной администрацией для  обеспечения правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый  вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и  нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых  призваны обеспечить исполнительные органы государственной власти.

Следует различать  меры административно-правового принуждения  и принудительные меры, установленные  нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная ответственность  военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников, общественных судов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права и, кроме того, им регулируется общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.

Особенности и роль административно-правового  принуждения

Административно-правовое принуждение — один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Меры административно-правового  принуждения применяются в связи  с антиобщественными деяниями, нарушающими  правовые нормы, охраняемые административно-принудительными  средствами.

2. Административно-правовое  принуждение осуществляется в  рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами  этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами функциональной  власти и является одним из  способов реализации функциональной  власти.

3. Множественность  субъектов, осуществляющих административную  юрисдикцию, — еще одна важная  его особенность. Применять меры  административного воздействия  вправе десятки видов органов  (государственных, муниципальных,  общественных).

4. Административному  воздействию подвергаются не  только отдельные лица, но и  организации, коллективные субъекты.

5. Административно-правовое  принуждение всесторонне регулируется  административно-правовыми нормами,  которые закрепляют виды мер  принуждения, основания и порядок  их применения.

Таким образом, административно-правовое принуждение -это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо  следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются  самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это  административные санкции. Но имеются  и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр  вещей и др.), которые используются с целью создания условий для  нормального хода производства по делам  об административных нарушениях.

Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Но эта цель достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости  от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и меры взыскания (наказания).

1.1 Административное  принуждение как один из методов  государственного управления

Административное принуждение -- разновидность государственного принуждения, т.е. оно осуществляется от имени и в интересах государства, его официальными представителями, имеет юридическое оформление. В собственном смысле это юридическое принуждение используется при игнорировании тех или иных обязательных велений (предписаний), исходящих от государства в лице его соответствующих органов. В подобных случаях возникает необходимость в принудительном обеспечении выполнения таких велений. Применительно к сфере государственного управления принуждение есть средство обеспечения выполнения предписаний административно-правовых норм.

Органы государственного управления наделены самостоятельными полномочиями по применению в определенных законом случаях соответствующих  мер принудительного обеспечения  должного поведения без обращения  к специальным правоохранительным органам.

В рамках системы органов  государственного управления могут  быть сформированы специальные правоохранительные звенья (например, государственные  инспекции) с полномочиями принудительного  характера, используемые ими в специфических  областях управленческой деятельности (например, санитарный, пожарный надзор) А.П. Алехин , Ю.М. Козлов Административное право Российской Федерации изд. Тейс 1994 г..

В управленческой практике могут возникать ситуации, требующие  оперативного применения мер принудительного  обеспечения общественной безопасности (например, при авариях, стихийных  бедствиях), предотвращения возможных  нарушений установленного правопорядка, а в необходимых случаях и  его восстановление. Законодатель предоставляет органам государственного управления полномочия по применению соответствующих мер принудительного характера в целях оперативного обеспечения исполнения законов и подзаконных актов управления. Это и есть принуждение, осуществляемое самим аппаратом государственного управления, или, как его обычно называют, административное принуждение.

Для административного принуждения  характерно:

а) внесудебное применение предусмотренных законом или  подзаконными актами принудительных мер  властью полномочного органа государственного управления. Лишь в случаях, специально предусмотренных законом, меры административного  принуждения могут применяться  народными судами (судьями).

б) оно не сводится к любым  проявлениям принудительного характера, имеющим место в принудительной практике. В широком смысле под  административным принуждением понимается и применение дисциплинарных мер  воздействия, поскольку соответствующие  принудительные меры применяются во внесудебном порядке;

Информация о работе Административно-предупредительные меры