Административно-правовой статус органов местного самоуправления  

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы, изучить следующие вопросы :
1.Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
2.Система федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение и основные полномочия.
3.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4.Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
Решение 3 задач.

Оглавление

Глава 1. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. 5
Глава 2. Система федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение, и основные полномочия. 9
Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 15
Глава 4. Административно-правовой статус органов местного самоуправления. 17
Практическая часть 19
Библиографический список источников 24

Файлы: 1 файл

контрольная по Адм.праву на 10.12.12.docx

— 50.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Административно-правовой статус органов местного самоуправления

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление в  Российской Федерации форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты.

Муниципальный правовой акт  – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом  местного самоуправления и (или) должностным  лицом местного самоуправления, документально  оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов:    

• устав муниципального образования;   

• правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;   

• правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

1. Водитель Потапов, подъезжая  на автомашине к перекрестку,  увидел, что его останавливает  инспектор ГИБДД, но не подчинился, за что был привлечен к административной  ответственности по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ. В жалобе, поданной Потаповым в районный суд, он указал, что согласно примечанию к п. 13.6 Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ,  утвержденного приказом  МВД РФ от 20 апреля   1999 г.  (БНА,   1999. №24), запрещается останавливать транспортные средства перед перекрестком, поэтому он вправе был не останавливаться.

В суде представитель ГИБДД  пояснил, что содержащаяся в Наставлении  норма относится к внутриаппаратным и не регулирует права и обязанности водителей.

Ваше мнение по данному вопросу.

Наставления по работе ДПС  ГИБДД МВД РФ, утвержденные приказом МВД от 20.04.1999, приказом МВД РФ от 02.03.2009 утратили силу, следовательно, если Потапов не выполнил требование сотрудника ДПС после 02.03.2009, то ссылаться на Наставления бессмысленно, Потапов  правомерно был привлечен к административной ответственности.

Если предположить, что  Потапов не выполнил требование сотрудника полиции во время действия Наставлений, то мнение Потапова также ошибочно. Это объясняется тем, что в  указанных Наставлениях нет прямого  запрета на остановку транспортного  средства перед перекрестком.  Наставления  допускают в качестве исключения случаи необходимости безотлагательной остановки транспортных средств во избежание наступления нежелательных последствий. В данном случае оспорить действия  сотрудника ДПС крайне тяжело, поскольку под нежелательными последствиями можно расценивать что угодно, в том числе любые возможные нарушения ПДД водителем, для проверки которых сотрудник ДПС желал остановить автомобиль перед перекрестком. 

 

2. Сутягин обратился в  областной суд с заявлением, в  котором просил признать недействующим  ряд статей областного закона  о правовых актах, предусматривающих,  что областные законы по вопросам  административной ответственности  вступают в силу на следующий  день после их официального  опубликования, а правовые акты  областных министерств вступают в силу с момента их подписания.

Областной суд признал  оспариваемые статьи областного закона недействующими, указав, что в соответствии в ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» нормативные  правовые акты должны вступать в силу не ранее чем через 10 дней после  официального опубликования.

Дайте юридический  анализ дела. В каком порядке вступают в силу законы субъекта РФ, содержащие административно-правовые нормы? В  каком порядке вступают в силу нормативные правовые акты областных органов исполнительной власти?

 

Согласно ст.8 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»,

1. Законы субъекта Российской  Федерации, принятые законодательным  (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации,  направляются указанным органом  для обнародования высшему должностному  лицу субъекта Российской Федерации  (руководителю высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации)  в срок, который устанавливается  конституцией (уставом) и законом  субъекта Российской Федерации.

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

3. В случае отклонения  высшим должностным лицом субъекта  Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  Российской Федерации) закона  субъекта Российской Федерации  указанный закон может быть  одобрен в ранее принятой редакции  большинством не менее двух  третей голосов от установленного  числа депутатов.

4. Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

5. Конституция (устав)  и закон субъекта Российской  Федерации вступают в силу  после их официального опубликования.  Законы и иные нормативные  правовые акты субъекта Российской  Федерации по вопросам защиты  прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

6. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 71-О «О конституционно-правовом смысле п.5 ст.8 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указанный ФЗ является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (п.5 ст.8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.

Конституционно-правовой смысл пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, учитывая вышеизложенное,

1. Областной суд неправомерно  признал оспариваемые статьи  областного закона недействующими, поскольку субъект РФ вправе  сам определять порядок вступления  в силу своих законов.

2. Нормативно – правовые  акты областных органов исполнительной  власти  вступают в силу только  после их официального опубликования.  Так, согласно Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст.15 ч.3). Названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

 

 

3. В соответствии с  законом субъекта РФ «О чрезвычайных  мерах по борьбе с экстремистской деятельностью» лица, подозреваемые в причастности к деятельности экстремистских группировок, могли быть подвергнуты задержанию в административном порядке сроком на 30 суток.

Прокурор области обратился  в суд с заявлением, в котором  просил признать данный закон недействующим, поскольку он противоречит ст. 27.5 КоАП РФ.

Суд заявление прокурора  удовлетворил, указав в своем решении, что предметом регулирования данного закона являются не административно-правовые отношения, а уголовно-процессуальные.

Дайте юридический  анализ дела. Какова юридическая природа  правоотношений, составивших предмет  регулирования оспоренного закона?

(КоАП РФ; УПК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 11)

 

Согласно ст.27.5 КоАП РФ,

1. Срок административного  задержания не должен превышать  три часа, за исключением случаев,  предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого  ведется производство по делу  об административном правонарушении, влекущем в качестве одной  из мер административного наказания  административный арест, может  быть подвергнуто административному  задержанию на срок не более  48 часов.

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления