Административное задержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной содержаться понятие административного задержания.Рассказывается о субъектах административного задержания,порядке и характере администртивного задержания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ………………………………...7
1.1. Понятие административного задержания……………………………………..7
1.2. Отграничение административного задержания от уголовно-процессуального задержания……………………………………………………….8
1.3. Субъекты административного задержания…………………………….…….16
ГЛАВА II. ПОРЯДОК АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЗАДЕРЖАНИЕМ……………………………………………………………….…20
2.1. Порядок и основания административного задержания……………………..20
2.2. Проблемы, связанные с административным задержанием…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……40

Файлы: 1 файл

Административное задержание. курс. 40 с.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

8.              Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию. Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 (Нарушение правового режима контртеррористической операции) КоАП.

9.              Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3 (Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.9 (Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (Нарушение законодательства об исполнительном производстве) и 17.15 (Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера) КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда.

Профессор А. Б. Агапов подчеркивает, что «как правило, административное задержание осуществляется должностными лицами правоохранительных органов, в системе которых находятся войска». Это ОВД, пограничные органы и пограничные войска. Вместе с тем не все должностные лица министерств, ведомств, в системе которых имеются войска, уполномочены производить административное задержание. Таким правом не обладают должностные лица ФСЖВ (железнодорожных войск), МЧС (войск гражданской обороны). Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделены должностные лица системы МВД России.

Должностные лица полиции вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Административное задержание, так же как и предшествующее ему доставление физического лица, не может быть применено к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, в случаях, когда административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается без составления протокола.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти положения позволяют не признавать то, что в соответствии с российским правом некоторые меры принуждения, лишающие лицо свободы, не являются задержанием. По такому основанию лицу, лишенному свободы, не может быть отказано в действии положений вышеуказанного Свода принципов, а также иных международных правовых актов, среди которых особое место занимает Конвенция Совета Европы "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 года.

Статья 5 Конвенции предусматривает исчерпывающий перечень шести законных оснований для лишения свободы лица, и два из них не признаются российским законодательством ни лишением свободы, ни задержанием. Как следствие, не ставится и вопрос о распространении на такие случаи действия положений статьи 22 конституции РФ. имеются в виду подпункты d и е пункта 1 статьи 5 конвенции, в соответствии с которыми законным лишением свободы являются: задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу.

 

 

 

Глава II. Порядок административного задержания и проблемы, связанные с административным задержанием

 

2.1. Порядок и основания административного задержания

 

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлен перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые сотрудник полиции вправе применить включено административное задержание.

Необходимо знать, что порядок применения данной меры установлен статьями 27.3 – 27.6 КоАП РФ, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Итак, в каких случаях, кем и на какой срок может быть применено задержание?

Согласно статьи 27.3 КоАП РФ административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное сотрудниками полиции и доставляемое в помещение органа внутренних дел, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.

Целями административного задержания являются: правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении; исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Законодатель установил перечень должностных лиц, которые обладают правом осуществлять административное задержание. Данный перечень является исчерпывающим. Он изложен в части 1 статьи 27.3 КоАП РФ. Никакие иные должностные лица, кроме перечисленных в данной статье, не вправе осуществлять доставление.

К числу должностных лиц, наделенных правом осуществлять административное задержание относятся сотрудники полиции.

Административное задержание возможно применять исключительно  в случаях выявления административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Однако следует помнить, что не каждый сотрудник полиции имеет право осуществлять административное задержание.

Согласно части 2 статьи 27.3 КоАП РФ перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.3 КоАП РФ, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных осуществлять административное задержание, утвержден приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

Итак, в каких случаях и кем может быть осуществлено задержание?

Административное задержание может быть применено только при следующих условиях: наличие достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения; при отсутствии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении; при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Однако следует знать, что административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности. В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, данное правило не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий; без согласия прокурора субъекта РФ – депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Доказательством, подтверждающим административное задержание, является протокол административного задержания, который составляется с учетом требований факта статьи 27.4 КоАП РФ либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.

Поскольку административное задержание при отсутствии правонарушения не допускается, то в протоколе об административном задержании, прежде всего, должно найти отражение основание применения данной меры. Таким основанием следует считать предварительную квалификацию противоправного деяния и ссылку на соответствующую статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность за излагаемое в протоколе конкретное действие либо бездействие.

В протоколе об административном задержании обязательно указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

При применении административного задержания, задерживаемое лицо имеет право потребовать у сотрудников полиции, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. В соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные cтатьей 25.1 КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

При составлении протокола следует обратить внимание на следующее: при указании времени задержания должно быть указано не время фактического ограничения свободы, а должно быть зафиксировано точное время доставления задержанного в то или иное помещение органа внутренних дел (полиции), а в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, – время его вытрезвления. В обязательном порядке в протоколе отмечается и точное время освобождения задержанного лица.

Задержанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном задержании. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Присутствие понятых при применении административного задержания в КоАП РФ не предусмотрено, поэтому присутствия понятых при применении этой меры обеспечения производства по делу не требуется.

В соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Теперь следует рассмотреть вопрос о сроке задержания?

В части 1 статьи 27.5 КоАП РФ указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение. Он может быть не более 3 часов. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения.

Однако КоАП РФ предусматривает случаи применения административного задержания на срок, превышающий 3 часа.

Так, лица, совершившие мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ) и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством – часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами – часть 3 статьи 12.8 КоАП РФ; неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ – часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ), могут быть задержаны на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов.

Теперь следует остановиться на вопросе о месте содержания и условиях содержания задержанных лиц?

В соответствии с частью 1 статьи 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных и охраняемых помещениях органов внутренних дел (полиции), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Помещение в изоляторы временного содержания (ИВС) лиц, задержанных в административном порядке, запрещается.

Запрещается размещать в специальных помещениях: лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»; лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени); беременных женщин; взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание (например, сотрудник дежурной смены УВД), организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица. Личный досмотр производится только лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола.

Информация о работе Административное задержание