Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Файлы: 1 файл

контрольная по админ.праву.docx

— 53.04 Кб (Скачать)

     Основными направлениями надзорной деятельности выступают предупреждение (профилактика) правонарушений, пресечение правонарушений, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших  правонарушения.

     Основные  направления административного  надзора:

  • Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов;
  • Организационно-массовая и материально-техническая (предупредительная) деятельность.
  • Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, государственные аттестации и сертификации;
  • Применение мер пресечения неправомерных действий для уменьшения тяжести последствий таких действий, а также эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды;
  • Привлечение виновных к ответственности.

     Таким образом, административный надзор как  самостоятельный вид контрольно-надзорной  деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

  • отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
  • возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
  • невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
  • наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
  • возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
  • строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

     Итак, административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении  организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления предписанного порядка и привлечения виновных к административной ответственности. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой – часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности. 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ОБЩИЙ НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ
 

     Прокурорский  надзор — надзор, осуществляемый органами прокуратуры на основании Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

     В число объектов прокурорского надзора  в сфере исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные  комитеты, службы и иные федеральные  органы исполнительной власти, исполнительные органы исполнительной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления. Законодательством  в перечень объектов общего надзора  не включены акты Правительства РФ и правительств республик в составе  Российской Федерации, а также Указы  Президента РФ.

     В предмет прокурорского надзора  в сфере исполнительной власти следует  включать:

  1. Законность и обоснованность правовых актов, издаваемых указанными выше органами государственного управления, а также должностными лицами этих органов. К числу правовых актов, которые могут быть опротестованы прокурором относятся: приказы, инструкции, решения, распоряжения и иные акты. Они могут носить общий и индивидуальный характер. В основе установленного требования о необходимости соответствия законам издаваемых названными органами правовых актов лежит закрепленный в Конституции РФ принцип верховенства закона. Правовые акты указанных органов и их должностных лиц носят подзаконный характер. Они издаются в целях реализации законов и в своей основе имеют закрепленные в законе положения. Любое отклонение от текста закона может привести к искажению его смысла, наступлению отрицательных, во многом непредсказуемых последствий. Поэтому государство всецело заинтересовано в том, чтобы подзаконные акты издавались в точном соответствии с требованиями, заложенными в законе.
  2. В предмет надзора в сфере исполнительной власти также включены соблюдение Конституции РФ и точное и единообразное исполнение законов должностными лицами.
  3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина перечисленными выше органами и их должностными лицами является важнейшим направлением прокурорского надзора в сфере исполнительной власти. Согласно действующему законодательству, надзор за соблюдением прав и свобод граждан - одно из  основных направлений деятельности прокуратуры (статья 1 и глава 2 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Это наглядно подтверждает существенное усиление в современных условиях её правозащитной роли. То обстоятельство, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации.

     Соблюдение  прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и  беззакония. Оно проявляется в  точном выполнении предписываемых законом  правил, определяющих правовой статус личности в государстве.

     Цели  прокурорского надзора:

  • своевременное реагирование на нарушения законности в управлении;
  • принятие мер по устранению причин и условий ее нарушения;
  • восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.
  • Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления:
  • проверка исполнения законов поднадзорными объектами;
  • проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;
  • участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;
  • изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

     Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие, надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемых  судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу.

     Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» с  достаточной полнотой определил  компетенцию органов прокуратуры  при осуществлении  надзора в  сфере исполнительной власти. В своей  деятельности они должны строго руководствоваться положениями Закона и не подменять другие государственные органы. Такая подмена опасна тем, что, во-первых, снижает эффективность усилий прокуратуры по решению своих прямых задач и, во-вторых, влечет вмешательство в деятельность этих органов, затрудняя выполнение ими своих непосредственных функций. В конечном счете, оказываются необеспеченными в должном объеме и та работа, которая возложена на прокуратуру и те участки работы, которые поручены другим государственным органам, поскольку происходит их фактическое устранение от выполнения возложенных на них обязанностей. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе исследования мною определено общее  понятие законности и дисциплины и способов их обеспечения. Также  я обозначил необходимость расширенного понимания законности как многогранного  и многоэлементного явления. Основываясь  на научных работах, определил понятие  дисциплины и ее значение как правового  явления. Мною рассмотрены полномочия Президента РФ, их роль в обеспечении  законности и дисциплины. Раскрыта значимость административного надзора. Дано понятие общего прокурорского  надзора и свойственность его  органам прокуратуры.

     Термин  «законность» применяется в двух аспектах: в широком и узком. В широком смысле под законностью понимается соблюдение всеми гражданами и организациями законов и подзаконных актов. При определении законности в узком смысле целесообразно исходить из четырех основных форм реализации административно-правовых норм: соблюдение, использование, исполнение и применение. Для органов исполнительной власти присущи наиболее активные формы реализации административно-правовых норм, а поэтому законность в их деятельности - это, прежде всего, единообразное исполнение и применение должностными лицами государственных и муниципальных органов законов и иных правовых актов.

     Сущность  дисциплины в органах исполнительной власти сводится к соблюдению федеральных  законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства  РФ, законов субъектов РФ, вступивших в законную силу решений судов, правил внутреннего распорядка, должностных  инструкций (уставов), приказов и распоряжений руководителей органов, начальников (командиров), а также условий контракта о службе в соответствующем органе исполнительной власти.

     Действие  закона должно распространяться на все  сферы деятельности государственной  власти, ее органов, должностных лиц, на деятельность негосударственных  структур и на сознание и поведение  всех граждан общества. Особенно важно  строгое соблюдение законов государственными органами и их должностными лицами.

     Сегодня в законах должны быть отражены не только властные веления государства, но и целесообразность, нравственность этой власти, а главное, законность повседневного поведения и действия власти. То есть законы не могут быть проведены в реальную жизнь общества без способов и средств обеспечения  законности, реального действия ее механизма для всех без исключения.

     Во  всей государственной деятельности действует правило, согласно которому закон обязателен для всех и до тех пор, пока он не изменен или  не отменен полномочным органом.

     Проводится  огромная работа в целях укрепления законности и дисциплины в сфере  исполнительной власти. Это совершенствование  системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование  их правового статуса; определение  должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов  граждан; воспитание у граждан чувства  уважения к закону, повышение их правовой культуры.

     Обеспечение законности ложится на деятельность различных правовых органов. Право  образует и такие органы, деятельность которых направлена непосредственно  на обеспечение законности в сфере  управления. В процессе деятельности указанные органы используют контроль, надзор и проверку исполнения.  
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. -  М.: Норма, 2007. – 816 с.
  2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.
  3. Конин Н.М. Административное право России. Курс лекций. М., 2004.
  4. Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 1997 – 80с.
  5. Кудин В.А., Канибер Ю.Н., Сойников С.А. Административное право. Учебник. Часть 1. М., 2005.
  6. Попов Л.Л., Административное право. Учебник. М.,2004.
  7. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
  9. Четвериков В.С. Административное право. Учебник. – М.: РИОР, 2006.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     «Приложение»

     ЗАДАЧА 

     Доставленный  в дежурную часть РОВД за совершение мелкого хулиганства гражданин Лапшин отказался давать какие-либо объяснения по факту правонарушения и сообщать сведения о себе. При этом Лапшин сослался на конституционное право пользоваться адвокатом и просил сотрудников РОВД предоставить ему адвоката.

Информация о работе Административное право