Основными
направлениями надзорной деятельности
выступают предупреждение (профилактика)
правонарушений, пресечение правонарушений,
привлечение к административной
ответственности лиц, совершивших
правонарушения.
Основные
направления административного
надзора:
- Правотворчество,
участие в определении правового режима
поднадзорных объектов;
- Организационно-массовая
и материально-техническая (предупредительная)
деятельность.
- Предварительный
контроль. В частности, проведение экспертиз,
выдача заключений на проекты строительства
сооружений, государственные аттестации
и сертификации;
- Применение
мер пресечения неправомерных действий
для уменьшения тяжести последствий таких
действий, а также эпидемий, пожаров, неблагоприятного
воздействия окружающей среды;
- Привлечение
виновных к ответственности.
Таким
образом, административный надзор как
самостоятельный вид контрольно-надзорной
деятельности по обеспечению законности
и дисциплины в процессе реализации исполнительной
власти обладает следующими признаками:
- отсутствие
организационной подчиненности субъектов
надзора и поднадзорных объектов;
- возможность
оценки деятельности поднадзорных объектов
только с точки зрения законности и по
достаточно узкому кругу специальных
вопросов;
- невозможность
вмешательства в оперативно-хозяйственную
деятельность объекта надзора;
- наличие специального
объекта надзорной деятельности — норм,
правил, требований, стандартов, содержащихся
в нормативных актах, и их исполнение физическими
и юридическими лицами;
- возможность
самостоятельного применения мер административного
принуждения в случаях обнаружения правонарушений
или возникновения угроз безопасности
различным объектам;
- строгое ограничение
данных мер принуждения правовыми рамками;
наличием юрисдикционных полномочий.
Итак,
административный надзор — это особый
вид государственной управленческой
деятельности, осуществляемой специальными
органами исполнительной власти в отношении
организационно неподчиненных органов,
предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц и граждан по поводу исполнения
ими общеобязательных норм, правил, стандартов,
требований с использованием комплекса
мер административного принуждения с
целью предупреждения, выявления и пресечения
правонарушений, восстановления предписанного
порядка и привлечения виновных к административной
ответственности. С одной стороны, он средство
административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной
деятельности, а с другой – часть государственного
надзора, средство обеспечения режима
законности.
- ОБЩИЙ НАДЗОР
ПРОКУРАТУРЫ
Прокурорский
надзор — надзор, осуществляемый органами
прокуратуры на основании Федерального
закона РФ «О прокуратуре Российской
Федерации».
В
число объектов прокурорского надзора
в сфере исполнительной власти входят
федеральные министерства, государственные
комитеты, службы и иные федеральные
органы исполнительной власти, исполнительные
органы исполнительной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления. Законодательством
в перечень объектов общего надзора
не включены акты Правительства РФ
и правительств республик в составе
Российской Федерации, а также Указы
Президента РФ.
В
предмет прокурорского надзора
в сфере исполнительной власти следует
включать:
- Законность
и обоснованность правовых актов, издаваемых
указанными выше органами государственного
управления, а также должностными лицами
этих органов. К числу правовых актов,
которые могут быть опротестованы прокурором
относятся: приказы, инструкции, решения,
распоряжения и иные акты. Они могут носить
общий и индивидуальный характер. В основе
установленного требования о необходимости
соответствия законам издаваемых названными
органами правовых актов лежит закрепленный
в Конституции РФ принцип верховенства
закона. Правовые акты указанных органов
и их должностных лиц носят подзаконный
характер. Они издаются в целях реализации
законов и в своей основе имеют закрепленные
в законе положения. Любое отклонение
от текста закона может привести к искажению
его смысла, наступлению отрицательных,
во многом непредсказуемых последствий.
Поэтому государство всецело заинтересовано
в том, чтобы подзаконные акты издавались
в точном соответствии с требованиями,
заложенными в законе.
- В предмет
надзора в сфере исполнительной власти
также включены соблюдение Конституции
РФ и точное и единообразное исполнение
законов должностными лицами.
- Надзор за
соблюдением прав и свобод человека и
гражданина перечисленными выше органами
и их должностными лицами является важнейшим
направлением прокурорского надзора в
сфере исполнительной власти. Согласно
действующему законодательству, надзор
за соблюдением прав и свобод граждан
- одно из основных направлений деятельности
прокуратуры (статья 1 и глава 2 ФЗ «О прокуратуре
РФ»). Это наглядно подтверждает существенное
усиление в современных условиях её правозащитной
роли. То обстоятельство, что предметом
надзора является соблюдение прав и свобод
человека, основано на признании их верховенства
в правовой системе Российской Федерации.
Соблюдение
прав и свобод человека играет основополагающую
роль в обеспечении правовой защищенности
личности, защите ее от произвола и
беззакония. Оно проявляется в
точном выполнении предписываемых законом
правил, определяющих правовой статус
личности в государстве.
Цели
прокурорского надзора:
- своевременное
реагирование на нарушения законности
в управлении;
- принятие
мер по устранению причин и условий ее
нарушения;
- восстановление
нарушенных прав, привлечение к ответственности
виновных лиц.
- Методы работы
органов прокуратуры по обеспечению законности
в сфере управления:
- проверка
исполнения законов поднадзорными объектами;
- проверка
правовых актов, издаваемых поднадзорными
объектами, с целью установления соответствия
актов закону и иным нормативным актам;
- участие прокурора
в заседаниях органов представительной
и исполнительной власти;
- изучение,
обобщение сведений о нарушениях законности
и принятие соответствующих мер.
Прокуратура
осуществляет надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина,
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие, надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание, и назначаемых
судом мер принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу.
Федеральный
Закон «О прокуратуре РФ» с
достаточной полнотой определил
компетенцию органов прокуратуры
при осуществлении надзора в
сфере исполнительной власти. В своей
деятельности они должны строго руководствоваться
положениями Закона и не подменять другие
государственные органы. Такая подмена
опасна тем, что, во-первых, снижает эффективность
усилий прокуратуры по решению своих прямых
задач и, во-вторых, влечет вмешательство
в деятельность этих органов, затрудняя
выполнение ими своих непосредственных
функций. В конечном счете, оказываются
необеспеченными в должном объеме и та
работа, которая возложена на прокуратуру
и те участки работы, которые поручены
другим государственным органам, поскольку
происходит их фактическое устранение
от выполнения возложенных на них обязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
ходе исследования мною определено общее
понятие законности и дисциплины
и способов их обеспечения. Также
я обозначил необходимость расширенного
понимания законности как многогранного
и многоэлементного явления. Основываясь
на научных работах, определил понятие
дисциплины и ее значение как правового
явления. Мною рассмотрены полномочия
Президента РФ, их роль в обеспечении
законности и дисциплины. Раскрыта
значимость административного надзора.
Дано понятие общего прокурорского
надзора и свойственность его
органам прокуратуры.
Термин
«законность» применяется в двух
аспектах: в широком и узком. В широком
смысле под законностью понимается соблюдение
всеми гражданами и организациями законов
и подзаконных актов. При определении
законности в узком смысле целесообразно
исходить из четырех основных форм реализации
административно-правовых норм: соблюдение,
использование, исполнение и применение.
Для органов исполнительной власти присущи
наиболее активные формы реализации административно-правовых
норм, а поэтому законность в их деятельности
- это, прежде всего, единообразное исполнение
и применение должностными лицами государственных
и муниципальных органов законов и иных
правовых актов.
Сущность
дисциплины в органах исполнительной
власти сводится к соблюдению федеральных
законов, указов Президента Российской
Федерации, постановлений Правительства
РФ, законов субъектов РФ, вступивших
в законную силу решений судов, правил
внутреннего распорядка, должностных
инструкций (уставов), приказов и распоряжений
руководителей органов, начальников (командиров),
а также условий контракта о службе в соответствующем
органе исполнительной власти.
Действие
закона должно распространяться на все
сферы деятельности государственной
власти, ее органов, должностных лиц,
на деятельность негосударственных
структур и на сознание и поведение
всех граждан общества. Особенно важно
строгое соблюдение законов государственными
органами и их должностными лицами.
Сегодня
в законах должны быть отражены не
только властные веления государства,
но и целесообразность, нравственность
этой власти, а главное, законность
повседневного поведения и действия
власти. То есть законы не могут быть
проведены в реальную жизнь общества
без способов и средств обеспечения
законности, реального действия ее
механизма для всех без исключения.
Во
всей государственной деятельности
действует правило, согласно которому
закон обязателен для всех и до
тех пор, пока он не изменен или
не отменен полномочным органом.
Проводится
огромная работа в целях укрепления
законности и дисциплины в сфере
исполнительной власти. Это совершенствование
системы органов исполнительной
власти и более четкое регламентирование
их правового статуса; определение
должностных обязанностей и прав
государственных служащих, пределов
их личной ответственности; принятие правовых
актов, предусматривающих административный
и судебный порядок восстановления
нарушенных прав и законных интересов
граждан; воспитание у граждан чувства
уважения к закону, повышение их
правовой культуры.
Обеспечение
законности ложится на деятельность
различных правовых органов. Право
образует и такие органы, деятельность
которых направлена непосредственно
на обеспечение законности в сфере
управления. В процессе деятельности
указанные органы используют контроль,
надзор и проверку исполнения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахрах Д.Н.,
Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное
право. Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр.
и доп. - М.: Норма, 2007. – 816 с.
- Дмитриев
Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное
право Российской Федерации: Учебник для
юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008
г.
- Конин Н.М.
Административное право России. Курс лекций.
М., 2004.
- Конституция
Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА,
1997 – 80с.
- Кудин В.А.,
Канибер Ю.Н., Сойников С.А. Административное
право. Учебник. Часть 1. М., 2005.
- Попов Л.Л.,
Административное право. Учебник. М.,2004.
- Федеральный
закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях".
- Федеральный
закон Российской Федерации от 7 февраля
2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
- Четвериков
В.С. Административное право. Учебник.
– М.: РИОР, 2006.
«Приложение»
ЗАДАЧА
Доставленный
в дежурную часть РОВД за совершение
мелкого хулиганства гражданин Лапшин
отказался давать какие-либо объяснения
по факту правонарушения и сообщать сведения
о себе. При этом Лапшин сослался на конституционное
право пользоваться адвокатом и просил
сотрудников РОВД предоставить ему адвоката.