Административно – правовой статус предприятия. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель исследования заключается в рассмотрении и анализе административно-правового статуса предприятия как самостоятельного, специфического, системного, объективно закрепленного в нормах права института, в обобщенно-теоретическом отношении и в научно-практическом смысле.
Задачами работы являются:
- исследование правовой природы предприятия;
- определение понятия предприятия как комплексного, конкретно-исторического явления, выявление его признаков;
- выявление и исследование сущности и понятия административно-правового статуса предприятия;
- характеристика отдельных элементов структуры административно-правового статуса предприятия;

Оглавление

Введение………..………………………………………………….……….1
Глава 1. Понятие и виды организаций……………………………….….. 4
Субъекты административного права. ………………………….….4
Предприятия и учреждения как субъекты
административного права………………………………………….……7
Глава 2. Административно – правовой статус предприятий. …………11
Глава 3. Государственная поддержка предпренимательской
деятельности. ……………………………………………………………..15
3.1. Причины необходимости государственной поддержки
предпренимательства. …………………………………………………15
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в
России, ее проблемы. …………………………………………….……20
3.2.1. Законодательная поддержка предпринимательства……......21
3.2.2. Борьба с коррупцией……………………………………….…23
3.2.3.Налоги………………………………………………………….24
Заключение. ………………………………………………………………25
Список использованных нормативных правовых актов и литературы.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

     Второй  – организационно-структурный –  компонент правового статуса  сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование  порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения  одних организаций в подчинение других, установления и изменения  их организационных структур, права  на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

     У негосударственных предприятиях, в  редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего – лишь некоторые  из них.

     Минимальный объем административно-правового  статуса негосударственного коллективного  субъекта включает в себя право на государственное признание, наименование, право самостоятельно вступать в  административно-правовые отношения  с государственными органами.

     Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в  их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными  полномочиями.

     Правовой  статус учреждений отличается большим  диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного  вопроса законодательство пошло  по пути установления правового статуса  учреждений по отраслям.

     Например, Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных  учреждений (ст. 12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса6. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.

     Аналогичным образом решается вопрос о правовом статусе учреждений в других отраслях. Например, военно-учебные заведения  внутренних войск создаются по решению  Правительства Российской Федерации, равно как и учебные заведения  для подготовки сотрудников милиции.

     Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности  и организационно-правовых форм, обязаны  соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и  т.д.).

     Уполномоченные  государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части  могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его  нарушителям меры принудительного  воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.

     Предприятия и учреждения как юридические  лица несут административную ответственность  в соответствии с КоАП РФ. В отношении  их руководителей и служащих может  быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. Она заключается в лишении  права занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическим  лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.

     Глава 3. Государственная  поддержка предпренимательской  деятельности.

     3.1. Причины необходимости  государственной  поддержки предпренимательства.

     На  развитие предпринимательства оказывают  влияние очень многие факторы, такие  как, экономическое положение в  стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью  развития общества и государства, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и др. субъектов рыночной экономики, стабильность национальной денежной единицы, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, и многое другое.

       Важно то, что многие факторы,  так или иначе, зависят от  государства. Государство имеет  возможность использовать многие  инструменты воздействия на предпринимательство  для достижения своих целей.  На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.

     Намерения государства в отношении малого предпринимательства реализуются  по двум “встречным” направлениям. Государство хочет использовать потенциал малого предпринимательства  для решения стратегических задач  социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными  интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие его устойчивый рост и повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, малое предпринимательство также заинтересовано в поддержке государства, т.к., во-первых, возможности доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Это в той или иной мере относится ко всем группам факторов производства: материально-вещественным (недвижимость, земля, оборудование, технологии, в отдельных случаях — сырье), финансовым (внешние инвестиции и кредитные ресурсы), трудовым (особенно с точки зрения квалификации и мобильности кадров), информационным. Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции “посредника” по доведению имеющихся ресурсов до этой малых предприятий через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и т.п.).

     Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный  покупатель их продукции и услуг  в рамках реализации государственных  программ, поставок для государственных  нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию  малых предприятий.

     Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации  налогового законодательства, определения  общих правил поведения на рынке  в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения  безопасности этого вида деятельности.

     Предлагается свести виды государственной поддержки предпринимательства к таким:

     1)законодательная  – в т.ч. налоговая (налоговые  льготы, оптимизация налоговой политики  в отношении предпринимателей), антимонопольная  политика, борьба с коррупцией, федеральные  программы поддержки и развития  предпринимательства, борьба с  незаконным предпринимательством  и недобросовестной конкуренцией, протекционистская политика и  т.д. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправной деятельности органов государственной (муниципальной) власти и должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен управлять закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Успешному развитию предпринимательства способствует сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок. Очень проблематичны для предпринимательства излишние административные барьеры и коррупция. Всемирный банк считает основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, административные барьеры, налоговое бремя и коррупцию. Бороться с этим – дело государства, и это тоже поддержка предпринимательства, которая, может быть, более важна, чем финансовая.

     2)финансово-кредитная и материально-техническая поддержка  льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, возможность аренды и покупки (в т.ч. и на льготных условиях) средств производства – зданий, техники, научного оборудования и т.д.

     Во  многих зарубежных странах малым  предприятиям оказывается серьезная  финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные  структуры и фонды, например, через  Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для  средних и мелких фирм» (Франция). В России кредитование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации. Фонды  поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между кредитной организацией и  соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства7.

     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства  со стороны государства  через  прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Т.о. государство старается  заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые  компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

     3)информационная – в т.ч. подготовка кадров, информационная поддержка предпринимательства, обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, консультативная поддержка – развитие специализированных услуг консультирования по вопросам налогообложения, планирования, ведения отчетности и т.п.          Поддержка с помощью внешних экспертов является очень важной для развития предпринимателей, т к. многим из них не хватает необходимых навыков для успешной конкуренции на рынке. Хотя существует несколько различных барьеров, которые ограничивают использование услуг по внешнему консалтингу для предпринимательства, наиболее существенным из них, как показывает опыт стран ЕС, является стоимость услуг.

     Наиболее  благоприятные условия для стартового развития предприятий создаёт бизнес-инкубатор, путём предоставления комплекса  услуг и ресурсов, включающего: обеспечение  предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое  оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д.

     Комплекс  услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых –  это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность  имеет значение для стартового развития малых предприятий. Бизнес-инкубатор  в ряде случаев помогает получению  оборудования в аренду, кредита на развитие дела и выходу предприятия (предпринимателя) на местный рынок. Таким образом, предприниматель  сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти  на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес - инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю «свое лицо», представляет его интересы во внешней среде, создает  положительный имидж.

     4)предоставление предприятиям на конкурсной основе госзаказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и т.п.  

     3.2 Государственная  поддержка предпринимательства  в России, ее проблемы.

     В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства  на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным  органам, осуществляющим регулирование  развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе  функциональную), относятся Президент  РФ и его Администрация, Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ, федеральные  министерства, службы, государственные  комитеты. Так, в реализации федеральных  комплексных программ поддержки  и развития малого предпринимательства  принимают участие следующие  федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, юстиции, образования и др. Важное место  в инфраструктуре предпринимательства  занимают Конституционный суд РФ. Арбитражный суд РФ, Верховный  суд РФ, Генеральная прокуратура  РФ и их органы на местах.

     Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее  играл Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако указом Президента РФ в сентябре 1998г. комитет был  ликвидирован.

Информация о работе Административно – правовой статус предприятия. Государственная поддержка предпринимательской деятельности