Административно – правовой статус предприятия. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель исследования заключается в рассмотрении и анализе административно-правового статуса предприятия как самостоятельного, специфического, системного, объективно закрепленного в нормах права института, в обобщенно-теоретическом отношении и в научно-практическом смысле.
Задачами работы являются:
- исследование правовой природы предприятия;
- определение понятия предприятия как комплексного, конкретно-исторического явления, выявление его признаков;
- выявление и исследование сущности и понятия административно-правового статуса предприятия;
- характеристика отдельных элементов структуры административно-правового статуса предприятия;

Оглавление

Введение………..………………………………………………….……….1
Глава 1. Понятие и виды организаций……………………………….….. 4
Субъекты административного права. ………………………….….4
Предприятия и учреждения как субъекты
административного права………………………………………….……7
Глава 2. Административно – правовой статус предприятий. …………11
Глава 3. Государственная поддержка предпренимательской
деятельности. ……………………………………………………………..15
3.1. Причины необходимости государственной поддержки
предпренимательства. …………………………………………………15
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в
России, ее проблемы. …………………………………………….……20
3.2.1. Законодательная поддержка предпринимательства……......21
3.2.2. Борьба с коррупцией……………………………………….…23
3.2.3.Налоги………………………………………………………….24
Заключение. ………………………………………………………………25
Список использованных нормативных правовых актов и литературы.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

     Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений – это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

     1. Административно-правовая норма, предусматривающая права и, обязанности субъекта;

     2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта;

     3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношений (юридический) факт.  
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Предприятия и  учреждения как  субъекты административного  права.

     Предприятия и учреждения относятся к субъектам  административного права, но только в определённых правом случаях и  в соответствующем качестве, поскольку  они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в  целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

     Конституция Российской Федерации применяет  термины «предприятия», «учреждения», «государственные, муниципальные и  другие жилищные фонды», «государственные или муниципальные образовательные  учреждения».

     В Гражданском кодексе РФ нашли  свое юридическое закрепление и  развитие такие понятия, как хозяйственные  товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и  муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

     Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит и раскрывает фундаментальные и чрезвычайно  важные не только для гражданского, но и для административного, финансового, трудового, налогового, таможенного  права понятия.

     Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

     Предприятие – это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (ст. 132 ГК РФ)2.

     Учреждение  – это организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ)3. Учреждения создают ценности в основном непроизводственного характера.

     Предприятия подразделяются на различные виды. По видам их можно условно разделить  на три группы. Например, по виду производства:

  1. предприятия, производящие продукцию;

     2) предприятия, производящие работы;

     3) предприятия, производящие хозяйственные  услуги.

     В свою очередь, в каждой группе предприятий  по видам производства можно произвести дальнейшее их разделение на подвиды.

     Предприятия, производящие продукцию, делятся на предприятия промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты), сельскохозяйственные (акционерные общества, кооперативы, фермерские хозяйства, артели и т.д.).

     Предприятия, производящие работы, делятся на предприятия  строительные, проектные, изыскательские и др.

     Предприятия, производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальные и др.

     В условиях многообразия форм собственности  необходимо разделение предприятий  на группы в зависимости от формы  собственности. По этому признаку предприятия  делятся на:

     а) государственные (основанные на государственной  федеральной собственности или  собственности субъектов Федерации); б) муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления); в) кооперативные (основанные на кооперативной собственности); г) частные предприятия (основанные на частной собственности); д) предприятия, принадлежащие общественным организациям и основанные на их собственности, например полиграфические предприятия политических партий; е) смешанные предприятия (основанные на двух и более формах собственности, например, государственной и частной, государственной собственности РФ и собственности другого государства).

     Разделение  предприятий по формам собственности, имеющей различный правовой статус, влечет значительные различия в их правовом статусе. По этому признаку, т.е. по правовому статусу, предприятия  делятся на:

     1) государственные (находящиеся в  управлении государства);

     2) муниципальные, управляемые органами  местного самоуправления;

     3) частные предприятия (находящиеся  в ведении отдельных лиц или  семьи);

     4) полные товарищества (с солидарной  ответственностью);

     5) смешанные товарищества;

     6) акционерные общества закрытого  типа;

     7) акционерные общества открытого  типа;

     8) филиалы и представительства.

     В Гражданском кодексе РФ обозначены так называемые унитарные предприятия (государственные и муниципальные) – ст. 113 ГК РФ.

     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество4.

     В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. (Например, завод оборонной промышленности по виду собственности – это государственное  предприятие, а по способу управления – унитарное предприятие (государство  доверило администрации этого завода осуществлять управленческие функции  от имени государства).

     По  формам собственности учреждения, как  и предприятия, подразделяются на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные  и т.д.

     Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль  между участниками5.

     Большинство негосударственных некоммерческих организаций созданы для решения  тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные  и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально  неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей  и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, и  многое другое из того, что не может  быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.

     Перечень  важнейших форм некоммерческих организаций  предусмотрен Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут  создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и  иных фондов, ассоциаций и союзов, а  также в других формах, предусмотренных  федеральными законами.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Административно  – правовой статус предприятий.

     Предприятия и учреждения являются субъектами административного  права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного  права в связи с осуществлением своих функций.

     Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

     - общий порядок их взаимоотношений  с исполнительными органами государственной  власти;

     - государственную регистрацию предприятий  и учреждений;

     - по отдельным видам деятельности  – государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование,  контроль и надзор и т.п.

     - общеобязательный порядок ведения  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности  государственным органам, необходимый  для налогообложения и ведения  общегосударственной экономической  информации.

     Административно-правовой статус государственных предприятий  и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового  статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они  являются собственностью государства.

     Руководство государственными предприятиями и  учреждениями осуществляют должностные  лица, назначаемые компетентными  государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

     Муниципальные предприятия и учреждения – основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

     Содержание  административно-правового статуса  предприятий, учреждений в основном зависит от следующих обстоятельств:

     1) является он частью государственного  механизма или нет; 

     2) каким видом деятельности он  занимается (хозяйственной, культурно-воспитательной  и т. д.);

     3) является он самостоятельной  организационной единицей или  включен в более сложную организационную  структуру.

     Правовой  статус предприятий и учреждений определяется нормами ряда отраслей права, но преимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.

     Административно-правовой статус государственных предприятий  и учреждений характеризуется рядом  особенностей. Они образуются и ликвидируются  органами государственной власти, которые  утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.

     В административно-правовом статусе  государственных субъектов можно  выделить три главных блока:

     а) целевой;

     б) структурно-организационный;

     в) компетенционный (компетенцию).

     Первым  элементом административно-правового  статуса государственного коллективного  субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически. Цель в данном случае можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах и иных управленческих актах  конкретизируется в перечне задач  и выполняемых функций.

     Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

     1) производственные, конкретизирующие  ту цель, ради которой она создана  (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);

     2) экономико-экологические, закрепляющие  обязанности бережно использовать  природные и другие ресурсы,  обеспечивать сохранность окружающей  среды и государственного имущества;

     3) социальные, нацеливающие на заботу  о коллективе работников и  его членах, создание благоприятных  условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового  обслуживания, улучшение материального  благосостояния своих рабочих,  служащих и их семей.

Информация о работе Административно – правовой статус предприятия. Государственная поддержка предпринимательской деятельности