Административная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:42, реферат

Краткое описание

Термин "административная реформа" имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. Так, административные реформы Петра I привели не только к замене системы органов государственного управления, но и к формированию на базе сословно-монархического государства императорской России. В целом можно считать, что в Российской Федерации такого масштаба реформа была осуществлена в 90-е годы прошлого века и в ближайшем будущем речь может идти только о небольших, непринципиальных изменениях.

Оглавление

Понятие, особенности, исторический и зарубежный опыт административных реформ

Реформы государственного аппарата в западных странах

Направления и этапы административной реформы

Заключение

Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

     Но, как и в случае с Концепцией административной реформы 1998 г., можно с сожалением констатировать, что Концепция реформы государственного управления РФ 2000 г. в основной своей части не была реализована в силу разных причин.

     В дальнейшем административная реформа  осуществлялась в следующих сферах:

     1. Укрепление вертикали власти  в государстве - создание федеральных  округов, реорганизация Совета  Федерации, приведение нормативных  актов субъектов РФ в соответствие  с федеральным законодательством,  введение нового порядка избрания  глав субъектов Российской Федерации  и т.д., В целом эта задача была решена, тем более, что для России она исторически проста.

     2. Реформа государственной службы  в России. В 2001 году в рамках  президентской администрации были  сформированы две специальные  рабочие группы, одна из которых (Комиссия по реформе правительства) возглавлялась премьером Михаилом Касьяновым, а другая - заместителем руководителя администрации президента РФ Дмитрием Медведевым. Изначальной задачей первой и второй групп была выработка соответственно законодательных и организационных предложений по реформированию системы госслужбы, а также плана по практическому осуществлению этих мер; В январе 2002 г. Президентом была утверждена "Концепция реформы государственной службы в Российской Федерации". На основе Концепции в ноябре 2002 г. была утверждена Федеральная Программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)". И Концепция, и Программа выделяют в качестве важнейшей проблемы отсутствие целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной службы в РФ. В рамках этого направления были приняты законы "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003 г. и "О гражданской государственной службе РФ" от 27 июля 2004 года, В настоящее время ведется подготовка ряда новых нормативных актов по государственной службе.

     3. Реформа органов исполнительной  власти. В марте 2004 года был  подписан Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Указ кардинально изменил систему органов исполнительной власти в России и совершенно по-другому выстроил прежнюю структуру Правительства РФ.

     Анализируя  Указ Президента РФ, можно выделить несколько новых положений, касающихся системы федеральных органов  исполнительной власти:

     1. Систему федеральных исполнительных  органов образуют три вида  государственных органов: федеральные  министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

     2. Новая структура правительства  построена по функциональному  принципу:

     федеральные министерства лишь определяют государственную  политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование во вверенной им сфере;

     федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также некоторые  специальные функции в области  обороны, государственной безопасности и т.п.;

     федеральные агентства оказывают государственные  услуги, осуществляют управление государственным  имуществом, выполняют правоприменительные  функции.

     3. Четко определены органы исполнительной  власти, руководство которыми осуществляет  Президент РФ, и органы исполнительной  власти, возглавляемые непосредственно  Правительством РФ. Соответственно  полномочия и функции исполнительных  органов для первой группы  определяются указами Президента, а для второй - постановлениями  Правительства.

     4. Одно из интересных новшеств  заключается в том, что федеральные  службы и агентства находятся  в ведении федеральных министерств.  Министерства осуществляют координацию и контроль подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.

     Указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", принятый накануне выборов Президента Российской Федерации и существенно изменивший структуру федеральных органов исполнительной власти, вызвал бурный общественный резонанс. Наряду с положительными оценками была высказана критика в адрес принятой системы исполнительных органов государственной власти.

     Действительно, при всей актуальности предложенных изменений, на мой взгляд, закрепленная в указе реорганизация исполнительных органов не лишена некоторых недостатков:

     1. Федеральные органы исполнительной  власти фактически поделены на  две группы: подчиняющиеся Президенту  и находящиеся в подчинении  Правительства. Не совсем понятны  такое разделение этих групп,  степень их ответственности, характер  взаимодействия, ведущие, по-моемУ,  к образованию двух относительно  самостоятельных структурных систем  исполнительной власти: президентской  и правительственной.

     2. В новой структуре правительства  функции надзора и контроля  отданы федеральным службам. Вместе  с тем к полномочиям федеральных  министерств относится, среди  прочего, контроль деятельности  находящихся в их ведении служб.  Таким образом, возникает явное  противоречие: федеральные службы, осуществляющие надзор и контроль  в определенной сфере деятельности, в том числе и за чиновниками  министерства, сами находятся в  подчинении этого министерства.

     Система государственного управления в России на уровне центра и в субъектах  федерации по существу едина, поэтому  реформа центра обязательно должна предполагать соответствующие изменения  в органах государственного управления субъектов федерации.

     В 2003 году Указом Президента РФ создается  правительственная Комиссия по административной реформе. Она является координационным  органом Правительства РФ для обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы. На Комиссию возложено предварительное рассмотрение проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов и предложений по вопросам исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, организационного разделения функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам и др.

     В целях совершенствования государственного управления, оптимизации структуры  и упорядочения функций федеральных  органов исполнительной власти в 2004 г. образована Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, которая является постоянно  действующим консультативным органом. При Комиссии образованы три межведомственных рабочих группы по основным вопросам административной реформы: реформирование государственной службы и структура  федеральных органов исполнительной власти и др. Комиссия осуществляет координацию деятельности совещательных  и консультативных органов при  Президенте РФ, а также координационных  и совещательных органов, образованных Правительством РФ, по вопросам совершенствования  государственного управления.

     В соответствии с решением Правительственной  комиссии по проведению административной реформы Минэкономразвития России внесло в Правительство Российской Федерации доработанные проекты  Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и 1'Лана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах.

     Согласованные проекты были внесены в Правительство  Российской Федерации и в целом одобрены на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы в августе 2005 г. Официальная концепция проведения административной реформы была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

     Целями  административной реформы  в Российской Федерации в 2006-2008 годах являются:

     S повышение качества и доступности государственных услуг; S снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики;

     S повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

     Для достижения этих целей необходимо решение  следующих задач: J внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;

     разработка  и внедрение стандартов государственных  услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

     оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупциогаго  опасных сферах деятельности органов  исполнительной власти;

     S повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

     S модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

     S формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

 

Заключение

 

     Основные  мероприятия административной реформы  должны быть реализованы в 2006-2008 годах.

     В соответствии с целями административной реформы в Российской Федерации  в 2006-2008 годах в качестве индикаторов их достижения предлагается использовать следующие:

     S оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг;

     S уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, связанных с государственных регулированием экономики;

     S место России в международных рейтингах по качеству государственного управления.

     Основные  проблемы современной  административной реформы. Казалось бы, даже этот далеко не полный перечень действий руководства страны говорит об активных и действенных мерах в рамках совершенствования деятельности государственного аппарата. Однако управленческий анализ как принятых в этой области правовых актов, так и организация их подготовки и реализации показывает, что эта работа недостаточно эффективна.

     По  крайней мере, можно выделить три  крупнейших просчета в осуществлении  административной реформы. Первый заключается  в том, что такого рода сложные, системные  и глубокие преобразования можно  реализовать только на профессиональной основе. Так, для того, чтобы провести серьезную реорганизацию своего предприятия, руководитель приглашает специалистов - управленческих консультантов. Тем более это касается гораздо  более сложной системы государственного управления. Однако в России до сих  пор нет государственного органа, который бы профессионально оценивал эффективность государственного и  муниципального управления и соответственно готовил его преобразование. Комиссионный подход, который практикуется у нас в настоящее время, не позволяет профессионально и ответственно решать эти проблемы. Многочисленные и в принципе безответственные комиссии это достаточно наглядно демонстрируют.

     Во-вторых, серьезная реформа государственного управления - это длительный, многоплановый  и последовательный процесс, который  просто невозможен без системного и  концептуального сопровождения. Пока все действия в этой области носят  эклектичный и плохо скоординированный  характер. Отсутствие системности и  концептуальной основы преобразований зачастую приводит только к дезорганизации госаппарата, к организационной  и кадровой нестабильности государственных  структур. Управленческий анализ показывает, что давно уже крайне необходима концепция и соответствующая  стратегия проведения административной реформы в России, которые определили бы основные направления, приоритеты, механизм и последовательность совершенствования  системы исполнительных органов  в частности, и всей системы государственного управления в целом, включая не только региональный уровень государственной  власти, но и местное самоуправление.

Информация о работе Административная реформа в РФ