Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:42, реферат
Термин "административная реформа" имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. Так, административные реформы Петра I привели не только к замене системы органов государственного управления, но и к формированию на базе сословно-монархического государства императорской России. В целом можно считать, что в Российской Федерации такого масштаба реформа была осуществлена в 90-е годы прошлого века и в ближайшем будущем речь может идти только о небольших, непринципиальных изменениях.
Понятие, особенности, исторический и зарубежный опыт административных реформ
Реформы государственного аппарата в западных странах
Направления и этапы административной реформы
Заключение
Список используемых источников и литературы
Эта работа может строиться по следующим направлениям.
1. Общеполитическое направление предполагает развитие и укрепление демократических начал нашего государства. Государственное управление - неотъемлемая часть общества и если в этой системе, скажем, будут свертываться права, свободы человека, другие принципы демократии, то бессмысленно даже говорить о современной реформе этого института.
1.1 К числу главных задач, связанных с демократизацией государственного управления, относятся:
а)
отработка механизма
б) повышение открытости, "прозрачности" системы государственной службы, ее "отзывчивости" к нуждам фаждан.
1.2 Превращение государственной службы в публичную, а граждан - в ее клиентов. Это предполагает постепенное изменение самой системы взаимодействий между государственной службой и обществом, а также господствующих в обществе ценностных установок по отношению к государственному аппарату.
1.3 Формирование новых критериев эффективности работы государственного аппарата, учитывающих материально-экономические, социальные и нравственные аспекты государственной службы.
1.4 Формирование нового стиля отношений в системе государственного управления, соответствующего требованиям современной управленческой культуры (менеджмента).
2. Законотворческое направление. В последние годы на федеральном и на республиканском уровнях было принято немало нормативных актов, регламентирующих деятельность органов государственного управления, принят ряд новых законов о государственной гражданской службе.
Однако создание достаточной правовой базы государственного управления далеко не завершено. Здесь имеется несколько аспектов:
2.1 Завершить работу по дополнению и конкретизации общих законов Российской Федерации и Республики Башкортостан о государственной службе в целом и о гражданской государственной службе в частности нормативными актами - не только президентскими указами, но и законами - например, о служебных расследованиях, административных судах и т.д.
2.2 Завершить регламентацию муниципальной службы, обеспечив при этом не только ее гарантии и самостоятельность, но и преемственность с государственной службой.
2.3 Принять и начать реализацию концепции административной реформы.
3. Организационное направление включает в себя:
3.1 Совершенствование организационно-управленческой структуры государственной власти, включающей:
а) структуру и перечень должностей в государственных органах;
б)
структуру самих органов
3.2 Создание органа управления государственной службой и административной реформой (федеральная служба по административной реформе).
Сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию: общество крайне нуждается в эффективной системе государственного управления, многое делается в этой области, и в то же время нет по существу ни одного органа, специально, профессионально занимающегося этим очень сложным, не признающим дилетантских подходов, делом. Не случайно даже в странах с устоявшейся государственной системой в течение десятилетий существуют соответствующие специальные ведомства - комитеты по административной реформе, министерства по делам государственной службы и государственного управления, комиссии по изучению эффективности госслужбы и т.д.
Объективная
необходимость такого органа определяется
по крайней мере двумя особыми
обстоятельствами. Во-первых, на Западе
давно уже поняли, что собственно
изменять систему государственного
управления сравнительно просто: она
жестко централизована, иерархична, регламентирована.
Главная сложность здесь - определить,
какими методами, в какой последовательности
и в каком направлении эти
изменения осуществлять, Нужны профессионалы,
способные разработать
Думается, что в России уже в ближайшее время необходимо и возможно создание аналогичного органа, целями которого будут:
• анализ системы государственного управления и государственной службы, оценка их эффективности с точки зрения соответствия долгосрочным интересам государства и общества;
• разработка и координация программ и проектов по упорядочению, удешевлению, оптимизации управленческой деятельности государства;
•
подбор, оценка, передвижение и увольнение
персонала государственных
• разработка и реализация антикоррупционных программ, программ, направленных на повышение имиджа государственных органов в глазах населения и т.д.
Специфика
этой службы, в частности, заключается
в сочетании научно-
4. Развитие кадрового потенциала государственного управления.
4.1 Ввести переходной период (3-5 лет), в течение которого все государственные служащие (кроме младших государственных должностей) могли бы получить соответствующее образование.
4.2 Смелее использовать позитивный опыт работы с кадрами, особенно в приеме граждан на государственную службу (равенство, гласность, конкурсный отбор), и при аттестации госслужащих (современные технологии оценки, объективность и постоянное стремление к совершенствованию).
4.3 Аттестацию госслужащих проводить чаще (раз в 1-2 года) и нацелить ее не только на оценку соответствия госслужащих занимаемым должностям, но и на повышение госслужбы в целом, поиск резервов и новых возможностей.
4.4 Контингент студентов и слушателей по специальности государственное и муниципальное управление должен быть более тесно связан с заказчиком.
4.5 Очень важно не только расширить число специализаций по государственному и муниципальному управлению, но и обеспечить их более глубокий характер. Подготовка государственного служащего для работы в министерстве финансов должна серьезно отличаться от подготовки инспектора управления народного образования в городской администрации.
4.5 Сформировать (или восстановить) систему повышения квалификаций государственных служащих на местах.
5. Морально-этическое направление сегодня является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, включающей:
5.1. Борьбу с коррупцией и злоупотреблениями (от комитетов по этике до деклараций о доходах);
5.2. Формирование нового имиджа госслужащего (честность, демократичность, профессионализм, открытость);
5.3. Наполнение реальным содержанием прав и гарантий государственных служащих.
5.4. Разработка и принятие этического кодекса гражданских государственных служащих Республики Башкортостан. Возможно и введение присяги, как это было в досоветской России.
6. Информационно-аналитическое направление предполагает:
6.1 Разработка и подготовка комплексных долгосрочных стратегических преобразований, отражающих и обеспечивающих эволюцию России, в том числе и ее государственного аппарата.
6.2 Ведение и публикацию развернутого статистического учета государственного аппарата;
6.3 Организацию широкой научной деятельности в данной сфере - от социологического мониторинга госслужбы до компаративистских исследований.
6.4 Создание Реестра государственных служащих Республики Башкортостан.
6.5 Широкое использование международного и исторического опыта, а также опыта организации государственной службы в субъектах Российской Федерации. Для специалистов в области государственной службы интерес может представлять: карьерная система прохождения государственной службы; система стимулирования служащих; организация повышения квалификации государственных. служащих, их стажировки, самостоятельной работы по повышению своего профессионального уровня и многое другое.
7. "Менеджерское" направление, включающее в первую очередь внедрение новых управленческих технологий (принятие решений, мотивация и контроль персонала, управление конфликтами, деловое общение, стратегическое планирование и т.д.), новых критериев эффективности государственного управления.
Первый опыт административной реформы в современной России. В декабре 1991г. было создано Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Роскадры), позднее оно стало подчиняться Президенту РФ.
Роскадры должны были решать следующие задачи: S подготовка концепций формирования системы органов государственного управления и структур отдельных государственных органов;
S выработка критериев и методик создания новых органов государственного управления и определения необходимой штатной численности аппарата;
S создание системы подбора кадров для органов государственного управления, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Однако фактически функции этого государственного органа свелись к вопросам выработки кадровой политики на государственной службе. Кроме того, в 1994 г. данный орган был упразднен, а его функции переданы различным структурным подразделениям Администрации Президента РФ. Так завершилась первая реальная попытка приступить к проведению административной реформы.
В
1997 г. была образована Комиссия по государственному
строительству, под эгидой которой
была разработана Концепция
Целью реформы государственной службы объявлялось создание не "государевой", а публичной государственной службы, которая "отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям формирующегося 1ражданского общества". Однако поставленная в президентском Послании 1998 года задача реформирования исполнительной власти и государственной службы в целом так и осталась невыполненной.
По существу в России административная реформа началась с избрания В.В. Путина Президентом РФ. Уже на рубеже 1999-2000 годов разработка Концепции реформы государственного управления РФ в Центре стратегических разработок (Центр Г. Грефа) фигурировала в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина. В начале 2000 г.
Центр подготовил Концепцию государственного строительства, вобравшую в себя основные идеи Концепции административной реформы 1998 г.