Административная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:42, реферат

Краткое описание

Термин "административная реформа" имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. Так, административные реформы Петра I привели не только к замене системы органов государственного управления, но и к формированию на базе сословно-монархического государства императорской России. В целом можно считать, что в Российской Федерации такого масштаба реформа была осуществлена в 90-е годы прошлого века и в ближайшем будущем речь может идти только о небольших, непринципиальных изменениях.

Оглавление

Понятие, особенности, исторический и зарубежный опыт административных реформ

Реформы государственного аппарата в западных странах

Направления и этапы административной реформы

Заключение

Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

     Эта работа может строиться по следующим  направлениям.

     1. Общеполитическое направление предполагает развитие и укрепление демократических начал нашего государства. Государственное управление - неотъемлемая часть общества и если в этой системе, скажем, будут свертываться права, свободы человека, другие принципы демократии, то бессмысленно даже говорить о современной реформе этого института.

     1.1 К числу главных задач, связанных с демократизацией государственного управления, относятся:

     а) отработка механизма взаимодействия государственных органов с партиями, общественными объединениями, средствами массовой информации, другими институтами  гражданского общества, включая создание в рамках собственной структуры  эффективно работающих служб по связям с общественностью;

     б) повышение открытости, "прозрачности" системы государственной службы, ее "отзывчивости" к нуждам фаждан.

     1.2 Превращение государственной службы в публичную, а граждан - в ее клиентов. Это предполагает постепенное изменение самой системы взаимодействий между государственной службой и обществом, а также господствующих в обществе ценностных установок по отношению к государственному аппарату.

     1.3 Формирование новых критериев эффективности работы государственного аппарата, учитывающих материально-экономические, социальные и нравственные аспекты государственной службы.

     1.4 Формирование нового стиля отношений в системе государственного управления, соответствующего требованиям современной управленческой культуры (менеджмента).

     2. Законотворческое  направление. В последние годы на федеральном и на республиканском уровнях было принято немало нормативных актов, регламентирующих деятельность органов государственного управления, принят ряд новых законов о государственной гражданской службе.

     Однако  создание достаточной правовой базы государственного управления далеко не завершено. Здесь имеется несколько  аспектов:

     2.1 Завершить работу по дополнению и конкретизации общих законов Российской Федерации и Республики Башкортостан о государственной службе в целом и о гражданской государственной службе в частности нормативными актами - не только президентскими указами, но и законами - например, о служебных расследованиях, административных судах и т.д.

     2.2 Завершить регламентацию муниципальной службы, обеспечив при этом не только ее гарантии и самостоятельность, но и преемственность с государственной службой.

     2.3 Принять и начать реализацию концепции административной реформы.

     3. Организационное направление включает в себя:

     3.1 Совершенствование организационно-управленческой структуры государственной власти, включающей:

     а) структуру и перечень должностей в государственных органах;

     б) структуру самих органов государственной  службы. Речь идет не только об изменении  их полномочий, но и о сокращении или создании новых.

     3.2 Создание органа управления государственной службой и административной реформой (федеральная служба по административной реформе).

     Сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию: общество крайне нуждается в эффективной  системе государственного управления, многое делается в этой области, и  в то же время нет по существу ни одного органа, специально, профессионально  занимающегося этим очень сложным, не признающим дилетантских подходов, делом. Не случайно даже в странах  с устоявшейся государственной  системой в течение десятилетий  существуют соответствующие специальные  ведомства - комитеты по административной реформе, министерства по делам государственной  службы и государственного управления, комиссии по изучению эффективности  госслужбы и т.д.

     Объективная необходимость такого органа определяется по крайней мере двумя особыми  обстоятельствами. Во-первых, на Западе давно уже поняли, что собственно изменять систему государственного управления сравнительно просто: она  жестко централизована, иерархична, регламентирована. Главная сложность здесь - определить, какими методами, в какой последовательности и в каком направлении эти  изменения осуществлять, Нужны профессионалы, способные разработать концепцию, стратегию и тактику преобразований. Во-вторых, государственные органы, которые, в отличие от коммерческих организаций, не имеют прямых, объективных  и жестких критериев эффективности  своей деятельности, не способны самостоятельно не только разработать стратегию  радикальных реформ, но и осуществить  ее.

     Думается, что в России уже в ближайшее  время необходимо и возможно создание аналогичного органа, целями которого будут:

     • анализ системы государственного управления и государственной службы, оценка их эффективности с точки зрения соответствия долгосрочным интересам  государства и общества;

     • разработка и координация программ и проектов по упорядочению, удешевлению, оптимизации управленческой деятельности государства;

     • подбор, оценка, передвижение и увольнение персонала государственных органов, в первую очередь государственных  служащих;

     • разработка и реализация антикоррупционных  программ, программ, направленных на повышение  имиджа государственных органов  в глазах населения и т.д.

     Специфика этой службы, в частности, заключается  в сочетании научно-аналитических  и исполнительских функций, делающей ее в этом смысле похожей на научно-производственные объединения в промышленности. Предпочтительно  формирование такого органа на межведомственной основе, то есть с участием Государственной  Думы, Президента, Правительства России. Только тогда он сможет получить крайне важные здесь полномочия аналитического и исполнительного органа, а также  необходимую независимость от ведомств и ветвей власти. Аналогичную структуру  должны выстроить и субъекты РФ, поскольку они сами формируют  свои органы государственного управления и определяют особенности организации  местного самоуправления в своих  регионах.

     4. Развитие кадрового потенциала государственного управления.

     4.1 Ввести переходной период (3-5 лет), в течение которого все государственные служащие (кроме младших государственных должностей) могли бы получить соответствующее образование.

     4.2 Смелее использовать позитивный опыт работы с кадрами, особенно в приеме граждан на государственную службу (равенство, гласность, конкурсный отбор), и при аттестации госслужащих (современные технологии оценки, объективность и постоянное стремление к совершенствованию).

     4.3 Аттестацию госслужащих проводить чаще (раз в 1-2 года) и нацелить ее не только на оценку соответствия госслужащих занимаемым должностям, но и на повышение госслужбы в целом, поиск резервов и новых возможностей.

     4.4 Контингент студентов и слушателей по специальности государственное и муниципальное управление должен быть более тесно связан с заказчиком.

     4.5 Очень важно не только расширить число специализаций по государственному и муниципальному управлению, но и обеспечить их более глубокий характер. Подготовка государственного служащего для работы в министерстве финансов должна серьезно отличаться от подготовки инспектора управления народного образования в городской администрации.

     4.5 Сформировать (или восстановить) систему повышения квалификаций государственных служащих на местах.

     5. Морально-этическое направление сегодня является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, включающей:

     5.1. Борьбу с коррупцией и злоупотреблениями (от комитетов по этике до деклараций о доходах);

     5.2. Формирование нового имиджа госслужащего (честность, демократичность, профессионализм, открытость);

     5.3. Наполнение реальным содержанием прав и гарантий государственных служащих.

     5.4. Разработка и принятие этического кодекса гражданских государственных служащих Республики Башкортостан. Возможно и введение присяги, как это было в досоветской России.

     6. Информационно-аналитическое  направление предполагает:

     6.1 Разработка и подготовка комплексных долгосрочных стратегических преобразований, отражающих и обеспечивающих эволюцию России, в том числе и ее государственного аппарата.

     6.2 Ведение и публикацию развернутого статистического учета государственного аппарата;

     6.3 Организацию широкой научной деятельности в данной сфере - от социологического мониторинга госслужбы до компаративистских исследований.

     6.4 Создание Реестра государственных служащих Республики Башкортостан.

     6.5 Широкое использование международного и исторического опыта, а также опыта организации государственной службы в субъектах Российской Федерации. Для специалистов в области государственной службы интерес может представлять: карьерная система прохождения государственной службы; система стимулирования служащих; организация повышения квалификации государственных. служащих, их стажировки, самостоятельной работы по повышению своего профессионального уровня и многое другое.

     7. "Менеджерское" направление, включающее в первую очередь внедрение новых управленческих технологий (принятие решений, мотивация и контроль персонала, управление конфликтами, деловое общение, стратегическое планирование и т.д.), новых критериев эффективности государственного управления.

     Первый  опыт административной реформы в современной  России. В декабре 1991г. было создано Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Роскадры), позднее оно стало подчиняться Президенту РФ.

     Роскадры  должны были решать следующие задачи: S подготовка концепций формирования системы органов государственного управления и структур отдельных государственных органов;

     S выработка критериев и методик создания новых органов государственного управления и определения необходимой штатной численности аппарата;

     S создание системы подбора кадров для органов государственного управления, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

     Однако  фактически функции этого государственного органа свелись к вопросам выработки  кадровой политики на государственной  службе. Кроме того, в 1994 г. данный орган  был упразднен, а его функции  переданы различным структурным  подразделениям Администрации Президента РФ. Так завершилась первая реальная попытка приступить к проведению административной реформы.

     В 1997 г. была образована Комиссия по государственному строительству, под эгидой которой  была разработана Концепция административной реформы. Только с сентября 1996 г. по май 1997 г. было подготовлено 12 вариантов  Концепции административной реформы. В Концепции в качестве основных обозначались следующие проблемы: S гражданин и власть; S исполнительная власть: новые функции; S проблемы государственной службы; S коррупция в системе управления.

     Целью реформы государственной службы объявлялось создание не "государевой", а публичной государственной службы, которая "отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям формирующегося 1ражданского общества". Однако поставленная в президентском Послании 1998 года задача реформирования исполнительной власти и государственной службы в целом так и осталась невыполненной.

     По  существу в России административная реформа началась с избрания В.В. Путина Президентом РФ. Уже на рубеже 1999-2000 годов разработка Концепции реформы государственного управления РФ в Центре стратегических разработок (Центр Г. Грефа) фигурировала в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина. В начале 2000 г.

     Центр подготовил Концепцию государственного строительства, вобравшую в себя основные идеи Концепции административной реформы 1998 г.

Информация о работе Административная реформа в РФ