Административная реформа в РФ: итоги и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется, прежде всего, тем, что в настоящий момент административная реформа является одной из основных задач Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, поскольку дальнейшее развитие государственных институтов находится в неразрывной связи с совершенствованием государственного управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административная реформа: сущность и исторический опыт……....6
§ 1. Понятие и сущность административной реформы…………………….6
§ 2. Мировой опыт административных реформ и его применение в России……………………………………………………………………….9
Глава 2. Современная административная реформа в РФ……………………..16
§ 1. Цели и направления современной административной реформы в Российской Федерации……………………………………………………16
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение и этапы административной реформы……………………………………………………………………18
§ 3. Основные проблемы реализации административной реформы……..23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Филиал.docx

— 59.12 Кб (Скачать)

     Намечаются  также: административные преобразования антикоррупционного характера; разработка стандартов и регламентов; административное регламентирование и законодательное  обеспечение процесса оказания государственных  услуг; внедрение методик управления, ориентированного на результат.

 

  • 3. Основные проблемы реализации административной реформы
 

     Принципиально новая модель общества и экономики  требует изменения самой сути государственного управления. Однако эта система не претерпела серьезных  изменений и все менее отвечает потребностям новой структуры рыночной экономики. На фоне довольно заметных подвижек, наблюдаемых по многим реформируемым  направлениям, несостоятельность существующей системы исполнительной власти и  несовершенство механизма принятия государственных решений становятся все более и более очевидными. Одна из причин «пробуксовывания» административной реформы кроется в недостатке ответственности чиновников за совершаемые  ими действия. Ответственность –  а если нужно, и вина – перекладывается  на других лиц, чаще всего – подчиненных  или людей, имеющих к данному  делу лишь косвенное отношение. В  результате такое «делегирование полномочий»  негативно сказывается на деятельности всего государственного аппарата, подрывая доверие к нему со стороны граждан. Единственный способ коренным образом  изменить ситуацию видится в четком распределении ответственности  между чиновниками и определении  мер наказания за невыполнение или  ненадлежащее выполнение ими своих  должностных обязанностей.

     В ходе исследования были выявлены следующие  проблемы:

     1. Кризис доверия граждан к власти.

     Граждане  не видят в государстве систему  обслуживания интересов общества, подконтрольную ему и ответственную перед  ним. Не отлажен режим постоянного  диалога между государственной, прежде всего исполнительной, властью  и обществом. Исполнительная власть остается «непрозрачной» для контроля со стороны формирующегося гражданского общества, для общественных инициатив. Новые политические и экономические  условия в очень слабой степени  подействовали на изменение типа деятельности, профессиональной психологии государственных служащих.

     2. Неупорядоченность отношений между  различными ветвями власти.

     Взаимоотношения исполнительной и иных ветвей государственной  власти сегодня таковы, что пока нельзя говорить об эффективном действии механизма сдержек и противовесов.

     3. Неупорядоченность системы и  структуры федеральных органов  исполнительной власти.

     Функциональная  размытость обусловливает отсутствие четких критериев, на которых должна строиться система органов исполнительной власти. Это влечет за собой:

     - необоснованное разделение органов  даже одного вида на более  и менее значимые, что соответствующим  образом отражается на их ресурсном  обеспечении;

     - соединение в одних и тех  же органах функций координации,  регулирования, управления, контроля  и оказания государственных услуг.  Такое соединение не только  снижает степень эффективности  деятельности, но и является одним  из сильных коррупциогенных факторов;

     - нестабильный статус многих ведомств, их частые реорганизации;

     - появление большого числа межведомственных  органов (например, комиссий), которые  фактически еще больше запутывают  схему управления и зон ответственности.

     4. Отсутствие строгой классификации (определения видов и критериев их разграничения) федеральных органов исполнительной власти, что создает основу для конфликтов внутри исполнительной власти, поскольку консервирует ничем не обоснованную иерархию органов (характерно, что ряд ведомств в системе исполнительной власти считают необходимым повысить их статус, не меняя при этом функций), делает нестабильной систему управления в различных сферах, обусловливает непрерывный психологический дискомфорт государственных служащих, сознающих, что статус и объем функций соответствующего органа исполнительной власти может измениться в любой момент по далеко не объективным причинам, а также играет не последнюю роль среди условий, порождающих или способствующих коррупции.

     Функциональная  неопределенность отрицательно сказывается  на стабильности и упорядоченности  структуры федеральных органов  исполнительной власти, т.е. «набора» конкретных министерств и ведомств.

     Не  только существующая система исполнительной власти не отвечает современным и  тем более перспективным потребностям общества, но и «человеческая» составляющая исполнительной власти - система государственной  службы.

     В силу ряда причин кардинальные реформы  в области государственной службы до сих пор не проведены. В результате существующий госаппарат в целом  явно не соответствует новым принципам  и задачам государственной власти ни по профессионально-квалификационным, ни по морально-психологическим характеристикам. Он не только не выполняет роли «мотора» преобразований, но зачастую тормозит их или выхолащивает их дух, оставаясь  в целом системой консервативной, чрезмерно иерархичной и закрытой. В определенной мере это подрывает  политическое доверие общества ко всей системе исполнительной власти. При  этом в сложившейся ситуации меньше всего виноваты конкретные чиновники, работающие с перегрузкой и часто  за весьма незначительную зарплату. Дело, прежде всего, в нереформированности  системы государственной службы.

     Проблемы  в этой области относятся как  к действующей системе госслужбы, так и к подготовке новых поколений  управленческих кадров. К числу основных проблем можно отнести:

  • нарушение принципа единства системы госслужбы Российской Федерации;
  • крайнее несовершенство системы отбора, оценки и служебного продвижения кадров госаппарата;
  • падение уровня исполнительской дисциплины;
  • неразработанность типологии «политических» и «карьерных» должностей, что особенно необходимо, если учесть их принципиально различный правовой статус (действующий Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» за основу дифференциации этих должностей принял только формальные критерии);
  • незавершенность и противоречивость правового регулирования в сфере государственной службы;
  • неоправданную дифференциацию статусов госслужащих некоторых федеральных органов исполнительной власти, что, в частности, выражается в существенных различиях между зарплатой госслужащих не только разных уровней (федерального, регионального и муниципального), но и в различных государственных органах с равнозначным статусом;
  • расширение практики образования новых видов (подвидов) госслужбы, не урегулированных действующим законодательством;
  • падение престижа госслужбы как вида профессиональной деятельности;
  • явно неудовлетворительное состояние системы подготовки и переподготовки кадров управленческого персонала;
  • недостаточная ресурсная обеспеченность госслужбы.

     5. Коррупция в системе управления.

     Россия  не избежала болезни, свойственной всем странам, переживающим этап интенсивной  модернизации – масштабной коррупции. Размеры низовой коррупции, распространенной на среднем и низшем уровне госаппарата  и связанной с постоянно воспроизводящимся  рутинным взаимодействием представителей власти и граждан, также велики. Вот  далеко неполный список каналов низовой  коррупции:

     · сбор штрафов и иных платежей с  населения;

     · выдача виз;

     · выдача водительских прав;

     · выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;

     · разрешение на строительство и наделение  земельными участками;

     · контроль со стороны государственных  служб;

     Оцениваемые специалистами масштабы коррупции  и потерь от нее таковы, что она  стала проблемой, требующей специальной  государственной политики. 
Заключение
 

     Под «административной реформой» принято  понимать преобразования в системе  органов исполнительной власти с  целью создания реально действующей  единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме»  в интересах общества. Объектом реформы  стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации  при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями.

     Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства в обществе; структура и функции органов  государственного управления; повышение  эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

     Административные  реформы во всех странах основываются на принципах целесообразности, прагматизма  и экономичности. Все мероприятия  в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности  информации о деятельности государственных  органов. Их цель – сделать государство  социально более сплоченным и  сильным, «приблизить» его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность  страны.

     Укрепление  системы власти на всех уровнях повлекло развитие процессов по разграничению  полномочий, в том числе между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов. Важным направлением административной реформы является реальное повышение  эффективности деятельности органов  исполнительной власти. Решение этой задачи диктуется необходимостью обеспечить высокую организованность всех звеньев исполнительной власти и государственных служащих, четкость и деловитость в осуществлении их компетенции и главное - позитивное влияние на деятельность производителей материальных и духовных благ - организаций, предприятий и учреждений.

     Правовое  регулирование основных направлений  административной реформы не должно ограничиваться принятием актов  на федеральном уровне: федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, ведомственных актов. Применение административной реформы как инструмента построения эффективной исполнительной власти в Российской Федерации предполагает развитие федеральных правовых норм в законодательных актах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах.

     К приоритетным направлениям административной реформы относятся разработка механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти для их работы в новых условиях, стандартов качества и доступности  государственных услуг и административные регламенты исполнения осуществления  государственных функций и предоставления государственных услуг (полномочий). Хорошие перспективы развития имеет  и такое направление административной реформы, как обеспечение информационной открытости деятельности органов исполнительной власти.

     Степень воплощения различных направлений административной реформы в правовом регулировании на сегодняшний день различна. В сфере разработки административных регламентов определена их система, в целом четкая и логичная, и можно сказать, что базис соответствующего нормативного массива сложился. Можно также предположить, что в ближайшей перспективе исполнение всех функций и предоставление всех услуг на уровне субъекта будет опосредовано соответствующими административными регламентами. С учетом понимания задач административной регламентации руководителями исполнительных органов власти есть основания полагать, что это направление административной реформы будет последовательно реализовано на региональном уровне.

Информация о работе Административная реформа в РФ: итоги и перспективы