Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение.
Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 31.39 Кб (Скачать)

          Условиями, исключающими противоправность  деяния и тем самым исключающими  и  саму административную ответственность,  являются: 

          1. Возраст, по достижении которого  наступает административная ответственность,  – 16 лет на момент совершения  административного правонарушения. 

          2. Крайняя необходимость – противоправное  деяние, совершенное для устранения  опасности, непосредственно угрожающей  личности и правам данного   лица или других лиц, а также   охраняемым законом интересам   общества или государства, если  эта опасность не могла быть  устранена иными средствами и  если причиненный вред является  менее значительным, чем предотвращенный  вред. 

          3. Невменяемость – состояние,  при  котором лицо не могло  сознавать  фактический характер  и противоправность  своих действий (бездействия) либо руководить  ими вследствие хронического  расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики. 

          Так, если нет хотя бы одного  из элементов  состава правонарушения, то нет и  самого правонарушения, а без правонарушения не может  быть и ответственности за  него. 

          Вменяемость же лица, привлекаемого  к административной ответственности,  равно как и  его возраст,  является характеристикой  субъекта  правонарушения, который в  совокупности  с другими элементами образует  состав правонарушения. 

          Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. 

          Юридический критерий невменяемости  заключается  в отсутствии  улица способности осознавать  фактический характер и противоправность  своих действий или бездействия  (это интеллектуальный аспект), а  также руководить ими (это волевой  аспект). 

          Несколько сложнее дело обстоит  при наличии  некоторых обстоятельств,  исключающих  общественную опасность  совершенного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходимая  оборона и крайняя необходимость). 

          К обстоятельствам непреодолимой   силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания  лица, но которые преодолеть он  просто не в силе, и они становятся  на пути исполнения им взятых  на себя обязательств и ведут  к совершению правонарушения. К  таковым относятся: стихийные  бедствия, землетрясения, наводнения  и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот крайняя необходимость – это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения. 

          Крайняя необходимость –  это  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в статье 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.   

     Особо следует отметить Обстоятельства освобождения от административной ответственности  – установленные законодательством  обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.      

     Заключение

     Ответственность – понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется  с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий  конкретной политической системы. Поэтому  ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.     

     Можно выделить два аспекта понимания  ответственности и ее реализации:     

     Первый  связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.      

     Второй  ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность  является ретроспективной. Данная ответственность  носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.     

     Административная  ответственность является одной  из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается  государством посредством издания  правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.     

     Административная  ответственность в юридической  литературе рассматривается как  следствие правонарушения.      

     В административном праве под административной ответственностью принято принимать  ответственность граждан и должностных  лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо  предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение  общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к  нарушителям установленных административных санкций.     

     Исходя  из изложенного, в качестве характерных  черт (признаков) административной ответственности  можно выделить следующее:

  1. наступает при совершении лицом правонарушения;
  2. устанавливается преимущественно нормами административного права;
  3. субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)
  4. поступает во внесудебном порядке;
  5. порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;
  6. не влечет последствий в виде судимости;
  7. играет важную роль в профилактике преступлений.
 

     Следовательно, административная ответственность  – это предусмотренная нормами  административного права обязанность  лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.  
      

     Список  литературы 

     Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №197-ФЗ
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 2), ст. 1274.  
  4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений), Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.
  5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ, КонсультантПлюс, ст. 1.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004 г. №314, в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 №1445, КонсультантПлюс, ст. 2.
 

  

     Литература

  1. Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, стр. 139–143.
  2. Административное право: Учебник. Издание второе, Л.Л. Попов, 2005, КонсультантПлюс, стр. 133–135 (Глава 12, раздел 1)
  3. Административное право: Учебник. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю., ЗАО Юстицинформ, 2007, стр. 92–94
  4. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, М.И. Абдуллаев, Магистр-Пресс, 2004, стр. 151
  5. Административная ответственность: Учебное пособие, И.В. Тимошенко, Москва, «Март», 2004, стр. 22–27.

Информация о работе Административная ответственность