Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:42, реферат
В настоящее время помимо уголовно наказуемых деяний (преступлений), за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, совершается достаточно большое число административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.
Многие административные правонарушения внешне схожи с преступлениями. Однако их следует различать. На практике довольно таки часто возникают разногласия по поводу причисления того или иного деяния к административному правонарушению, либо к преступлению.
Введение
1. Понятие и основные черты административной ответственности
2. Нормативное основание административной ответственности
3. Административное правонарушение
Заключение
Список используемой литературы
В законодательстве
различаются также общие
Субъективная
сторона характеризует
Умышленная форма вины заключается в том, что лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично23. В материальных составах правонарушения умышленная вина включает также отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к наступившим вредным последствиям (либо оно предвидит эти последствия и желает их наступления, либо сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично). В зависимости от этого различают прямой и косвенный умысел. Неосторожная форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть24.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда — участниками), а фактическая деятельность осуществляется его работниками, то в конечном счете о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.
Только при
наличии состава
Хотя ответственность за административные правонарушения устанавливается законом, юридическое содержание ее оснований, т. е. административных правонарушений, формулируется также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с их компетенцией. Наглядным примером этого могут служить Правила дорожного движения.
По субъектам выделяются правонарушения, субъектами которых признаются: граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.); должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.); юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.); граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.); граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.); должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.); граждане (ст. 19.16, 20.1, 21.5 и др.)25.
В зависимости от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены только основные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22). Основные и дополнительные наказания не предусмотрены в качестве альтернативных. Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за данное административное правонарушение (ст. 12.5, 18.10 ч. 2, 18.11, 20.8).
Таким образом административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное противоправное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.
Для
привлечения лица к административной
ответственности необходимо присутствие
в его деянии всех признаков состава
административного
Нормы, содержащие конкретные составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены большим количеством нормативных правовых актов.
Заключение
Таким образом, подводя итоги проделанной работе, можно сказать следующее:
Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности.
Основными чертами административной ответственности являются:
Во многих чертах административная ответственность похожи с уголовной, однако есть у них и существенные различия, например, к уголовной ответственности не могут быть привлечены юридические лица, в отличие от административной. Наряду с этим она представляет собой самостоятельный институт российского административного права, который несомненно является одним из важнейших в его системе.
Список использованной литературы
1 См.: Административное право: Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - С. 339.
2 См.: Там же. С.338.
3 Теория государства и права: Учебник./ Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005. – С. 506 – 507.
4 См.: Конституция Российской Федерации Принят 12 декабря 1993 года.// Российская газета. 1993. № 237.
5 См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ.// Российская газета. - 2001. - № 256.
6 См.: Конин Н.М. Административное право России: учебник. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. - С. 150-151.
7 См.: ст. 38 Дисциплинарного Устава Вооруженных сил Российской Федерации от 14.12.1993 № 2140 (ред. от 30.06.2002). М.: Военное изд-во, 1994.
8 См: Конин Н.М. Административное право России: учебник.- Москва.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- с.151.
9 См.: Административное право России: учеб./ Б.Н. Габричидзе [и др.].-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2006.- С. 285.
10. См.: Административное право России: учеб./ Б.Н. Габричидзе [и др.].-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2006.- С. 287 - 288.
11 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007, с.540.
12 См.: Конин Н.М. Административное право России: учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- С. 152.
13 См.: Кодекс Вологодской области «об административных правонарушениях» от 29.01.2003. № 25 (ред. от 29.04.2007).
14 См.: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984г. // Ведомости ВС РСФСР. – 1984.- №27. – Ст.909 (утратил силу)
15 Ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.
16 См.: Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 442.
17 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007.- С.546.
18 См.: Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 443.
19 См.: там же: с. 442.
20 См.: Конин Н.М. Административное право России: учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- С. 153.
21 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007.-С.545.
22 См.: Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 444.
23 См.: ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ.// Российская газета. - 2001. - № 256.
24 См.: там же.
25 См.: 2.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.