Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

В настоящее время помимо уголовно наказуемых деяний (преступлений), за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, совершается достаточно большое число административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.
Многие административные правонарушения внешне схожи с преступлениями. Однако их следует различать. На практике довольно таки часто возникают разногласия по поводу причисления того или иного деяния к административному правонарушению, либо к преступлению.

Оглавление

Введение
1. Понятие и основные черты административной ответственности
2. Нормативное основание административной ответственности
3. Административное правонарушение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Административная ответственность.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

В законодательстве различаются также общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты – должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания административной ответственности или ее повышенный размер, для других – ограничение применения мер административной ответственности.21

Субъективная  сторона характеризует психическое  отношение физического лица к  совершенному деянию и его последствиям, то есть, представляет собой вину, которая имеет две формы22.

Умышленная  форма вины заключается в том, что лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия  и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично23. В материальных составах правонарушения умышленная вина включает также отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к наступившим вредным последствиям (либо оно предвидит эти последствия и желает их наступления, либо сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично). В зависимости от этого различают прямой и косвенный умысел. Неосторожная форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть24.

Наряду с  обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда — участниками), а фактическая деятельность осуществляется его работниками, то в конечном счете о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.

Только при  наличии состава административного  правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности. Конкретные виды административных правонарушений, кроме их общей систематизации в Особенной части КоАП РФ в зависимости от объектов посягательства, сфер их совершения, могут группироваться также по характеру диспозиций материальных норм об административных правонарушениях, по их субъектам, видам наказаний за совершение административных правонарушений и другим основаниям.

Хотя ответственность  за административные правонарушения устанавливается  законом, юридическое содержание ее оснований, т. е. административных правонарушений, формулируется также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с их компетенцией. Наглядным примером этого могут служить Правила дорожного движения.

По субъектам  выделяются правонарушения, субъектами которых признаются: граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.); должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.); юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.); граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.); граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.); должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.); граждане (ст. 19.16, 20.1, 21.5 и др.)25.

В зависимости  от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены  только основные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22). Основные и дополнительные наказания не предусмотрены в качестве альтернативных. Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за данное административное правонарушение (ст. 12.5, 18.10 ч. 2, 18.11, 20.8).

Таким образом административное правонарушение является основанием  административной ответственности и представляет собой виновное противоправное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо присутствие  в его деянии всех признаков состава  административного правонарушения (объе5кт, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Нормы, содержащие конкретные составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены большим количеством нормативных правовых актов.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итоги проделанной работе, можно сказать следующее:

Административная  ответственность является разновидностью юридической ответственности.

Основными чертами  административной ответственности  являются:

  1. административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  2. основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  3. субъектами административной ответственности могут быть физические, так и юридические лица.

Во многих чертах административная ответственность похожи с уголовной, однако есть у них и существенные различия, например, к уголовной ответственности не могут быть привлечены юридические лица, в отличие от административной. Наряду с этим она представляет собой самостоятельный институт российского административного права, который несомненно является одним из важнейших в его системе.

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Конституция Российской Федерации Принята 12 декабря 1993 года.// Российская газета. 1993. № 237.
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. №195 – ФЗ (ред. от 22.06.2007).// Российская газета. 2001. № 256.
    3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984г.// Ведомости ВС РСФСР. – 1984.- №27 (утратил силу).
    4. Дисциплинарный Устав Вооруженных сил Российской Федерации от 14.12.1993. №2140 (ред. от 30.06.2002).М.: Военное изд-во, 1994.
    5. Кодекс Вологодской области «об административных правонарушениях» от 17.02.2003. № 868 – ОЗ. (ред. от 29.04.2007).// «Красный север», 25.02.2003. № 38 – 39 .
    6. Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 704с.
    7. Административное право России: учеб./ Б.Н. Габричидзе [и др.].-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2006.- 680 с.
    8. Административное право: Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова.- М.: Юристь, 2002.- 697 с.
    9. Бахрах Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007, 816 с.
    10. Конин Н.М. Административное право России: учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- 448 с.

 

 

1 См.: Административное право: Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - С. 339.

2 См.: Там же. С.338.

3 Теория государства и права: Учебник./ Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005. – С. 506 – 507.

4 См.: Конституция Российской Федерации Принят 12 декабря 1993 года.// Российская газета. 1993. № 237.

5 См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ.// Российская газета. - 2001. - № 256.

6 См.: Конин Н.М. Административное право России: учебник. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. - С. 150-151.

7 См.: ст. 38 Дисциплинарного Устава Вооруженных сил Российской Федерации от 14.12.1993 № 2140 (ред. от 30.06.2002). М.: Военное изд-во, 1994.

8 См: Конин Н.М. Административное право России: учебник.- Москва.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- с.151.

9 См.: Административное право России: учеб./ Б.Н. Габричидзе [и др.].-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2006.- С. 285.

10. См.: Административное право России: учеб./ Б.Н. Габричидзе [и др.].-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2006.- С. 287 - 288.

11 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007, с.540.

12 См.: Конин Н.М. Административное право России: учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- С. 152.

13 См.: Кодекс Вологодской области «об административных правонарушениях» от 29.01.2003. № 25 (ред. от 29.04.2007).

14 См.: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984г. // Ведомости ВС РСФСР. – 1984.- №27. – Ст.909 (утратил силу)

15 Ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.

16 См.: Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 442.

17 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007.- С.546.

18 См.: Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 443.

19 См.: там же: с. 442.

20 См.: Конин Н.М. Административное право России: учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.- С. 153.

21 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для ВУЗов./ 3-е изд., пересм. и доп.. - М.: НОРМА.-2007.-С.545.

22 См.: Административное право России: курс лекций./ К.С. Бельский [и др.]; под. ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 444.

23 См.: ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ.// Российская газета. - 2001. - № 256.

24 См.: там же.

25 См.: 2.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 10.05.2007) № 54 – ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.




Информация о работе Административная ответственность