Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

В настоящее время помимо уголовно наказуемых деяний (преступлений), за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, совершается достаточно большое число административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.
Многие административные правонарушения внешне схожи с преступлениями. Однако их следует различать. На практике довольно таки часто возникают разногласия по поводу причисления того или иного деяния к административному правонарушению, либо к преступлению.

Оглавление

Введение
1. Понятие и основные черты административной ответственности
2. Нормативное основание административной ответственности
3. Административное правонарушение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Административная ответственность.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Более подробно остановимся  на характеристике нормативного основания  административной ответственности.

Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе  об административных правонарушениях, относит к совместному ведению  РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

Социальная  полезность и эффективность различных нормативных правовых актов об административной ответственности, зависят от таких их свойств, как легитимность, инструментально-правовые и технико-юридические свойства. Эти свойства законов требуют специального исследования.

По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность  в РФ, является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г., который вступил в действие с 1 июля 2002 г.

КоАП РФ включает пять разделов:

1. Общие положения. Они  содержат нормы, которые выделят  административную ответственность  как самостоятельный вид юридической  ответственности с присущими  ей особенностями. Здесь определяются  система законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.

2. Особенная часть. Это наиболее разветвленный раздел Кодекса. Всего в Особенной части 17 глав, из них большинство новых или значительно обновленных. Появились новые и актуальные (в плане борьбы с административными правонарушениями) главы. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов наказания за их совершение9.

3. Судьи, органы, должностные  лица, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях.  В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции об административных правонарушениях, компетенцию и подведомственность им дел. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23, судьями (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций. Возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ10.

4. Производство по делам  об административных правонарушениях.  В этом разделе определяются  задачи и принципы производства, участники производства, их права и обязанности, стадии производства.

5. Исполнение постановлений  по делам об административных  правонарушениях. В этом разделе  сосредоточены правовые нормы,  определяющие как общие начала  производства по исполнению постановлений об административных наказаниях, так и о назначении конкретных административных наказаний.

До вступления в силу КоАП РФ 2001г. федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 года на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен соответствующий правовой массив кодификаций. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ11.

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП РФ.

КоАП РФ отнес  к ведению РФ установление:

    • общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
    • перечня видов административных наказаний и правил их применения;
    • административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
    • порядка производства по делам об административных правонарушениях;
    • порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с: а) законодательством  о судебной системе подсудность  дел об административных правонарушениях  судам; б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать  ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к ней (или исключающими ее)12.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие  обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом  улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушений осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях  устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, под нормативным основанием административной ответственности понимается система различных по формам и юридической силе нормативных правовых актов, которые содержат нормы, устанавливающие административную ответственность. Нормативные основания  играют огромную роль в привлечении лица к административной ответственности, поскольку деяние, содержащее все признаки административного проступка может быть фактическим основанием лишь тогда, когда оно соответствует условиям, описанным в соответствующей норме закона.

Административная ответственность закрепляется не только в федеральном законодательством, но и законами субъектов РФ, например в Кодексе Вологодской области «Об административных правонарушениях» от 29.01.2003. № 25 (ред. от 29.04.2007)13.

 

3. Административное правонарушение

 

Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение.

В законодательстве понятие административного правонарушения впервые было сформулировано в Основах  законодательства Союза ССР и  союзных республик об административных правонарушениях от 23 октября 1980 г. С уточнением оно было воспроизведено в КоАП РСФСР14. Согласно его ст. 10 административное правонарушение (проступок) — это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие, либо бездействие физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность15.

В указанном  выше определении законодательно закрепляется, что су3бъектами административной ответственности  являются как физические, так и юридические лица.

Важным признаком  понятия «административное правонарушение»  является его противоправность. Для  того, чтобы конкретное лицо понесло  административное наказание, необходимо доказать, что его действия либо бездействие вызвали нарушение правил, установленных законом или подзаконным нормативным правовым актом и защищаемых мерами административной ответственности. В Особой части КоАП РФ установлены конкретные составы административных правонарушений и предусмотрены соответствующие меры наказания16.

Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти  нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально  то, что соблюдение соответствующих  норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Административная  ответственность за деяние также  относится к безусловным признакам  административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Для борьбы с  правонарушениями в РФ используются, в основном, три вида карательных  санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств правонарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.17

С одной стороны, административное правонарушение — основание административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. По общему правилу административные правонарушения являются формальными, состоят в самом факте противоправного поведения. Но имеются и материальные, влекущие, кроме противоправности, реальные неблагоприятные последствия. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Последствия совершенного противоправного деяния, будучи предусмотренными правовой нормой, выступают в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения18.

Понимание состава  административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава  административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия.

Под составом правонарушения понимается совокупность юридических признаков, характеризующих противоправное деяние. Состав правонарушения представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.19

Объект административного  правонарушения – общественное отношение, на которое посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).20

Практически в  качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы  выражения конкретных объектов могут  быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за деяние административной ответственности.

Объективная сторона  заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или  бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократное повторное, длящееся нарушение.

Субъектами  административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) юридические  лица.

Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ; б) другие весьма разнообразные категории  лиц, признаваемых субъектами административного  правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья.

Информация о работе Административная ответственность