Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
Объект исследования - коммуникативные конфликты в организации.
Предмет исследования - социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в организации ОАО «МДМ банк».
Цель курсового проекта - разработать проектные мероприятия по профилактике коммуникативных конфликтов на основе анализа конфликтных ситуация на примере организации.
Задачи работы:
-Коммуникативные конфликты, их структура и причины
-Понятие конфликтов в системе коммуникации
-Характеристика методов и форм управления коммуникативным конфликтами
-Характеристика организации
-Анализ конфликта в организации
-Анализ результатов исследования проведенных на базе предприятия
-Проектные мероприятия
-Основные рекомендации по профилактике коммуникативных конфликтов в организации.
Введение 4
1.Теоретические аспекты конфликтов в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
1.1.Коммуникативные конфликты, их структура и причины 5
1.2.Понятие конфликтов в системе коммуникации 11
1.3.Характеристика методов и форм управления коммуникативным конфликтами 16
2.Анализ качества коммуникаций в организации ОАО МДМ Банк
2.1.Характеристика организации 26
2.2.Описание и анализ конфликта в организации ОАО МДМ Банк 28
2.3.Анализ исследования качества коммуникаций в ОАО МДМ Банк 30
3. Разработка проектных мероприятий по снижению потенциальной конфликтности вследствие недостатков системы коммуникаций
3.1. . Разработка проектных рекомендаций по снижению потенциальной активности …………..34
3.2.Основные рекомендации по профилактике коммуникативных конфликтов в организации 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………43
Глоссарий…………………………………………………………………47
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям [33, с. 84].
Человек, придерживающийся стратегии «уступки», так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет
некоторое сходство и со стратегией
принуждения. Это сходство заключено
в выборе между ценностью предмета
конфликта и ценностью
Данная стратегия может
быть доминирующей для человека в
силу его индивидуально-
Компромиссная стратегия
поведения характеризуется
Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» близко
по своему содержанию к понятию «консенсус».
Сходство их заключается в том, что
и компромисс и консенсус по своей
сущности отражают взаимные уступки
субъектов социального
Стратегия сотрудничества характеризуется
высоким уровнем
Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
Особое место в выборе
данной стратегии занимает предмет
конфликта. Если предмет конфликта
имеет жизненно важное значение для
одного или обоих субъектов
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему [33, с. 86–87].
Выбор лучшей стратеги как формы разрешения коммуникативных конфликтов в социальной работе возможен на основе двухмерной модели, разработанной К. Томасом и Р. Килменом. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
В любом конфликте каждый
участник оценивает и соотносит
свои интересы и интересы соперника,
задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?»,
«Что я потеряю…?», «Какое значение
имеет предмет спора для моего
соперника…?». На основе такого анализа
он сознательно выбирает ту или иную
стратегию поведения (уход, принуждение,
компромисс; уступка или сотрудничество).
Оценка интересов в конфликте
– это качественная характеристика
выбираемого поведения. В модели
Томаса-Килмена она
Графически двухмерная модель
стратегий поведения в
Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предмета конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной, поэтому С.М. Емельяновым была дополнена двухмерная модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО) [34, с. 120].
Схематически она представлена на рис. 2.
Рис. 2. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте
Методы разрешения коммуникативных конфликтов – беседа, убеждение, просьба, разъяснение [34, с. 81].
Так как коммуникативные конфликты основаны на речевом общении, то, по мнению К.Ф. Седова, разнообразие языковых форм, употребляемых в состоянии конфликта, можно свести к трем типам речевых стратегий:
– инвективному,
– куртуазному,
– рационально-эвристическому.
В качестве единого принципа типологии здесь используется особенность аффективного поведения, которую использует языковая личность для снятия фрустрации [23, с. 5].
1. Инвективная стратегия конфликтного поведения демонстрирует пониженную знаковость: коммуникативные проявления здесь выступают отражением эмоционально-биологических реакций и выливаются в аффективную разрядку в форме брани, ругани (инвективы).
2. Куртуазная стратегия, наоборот, отличается повышенной семиотичностью речевого поведения, обусловленного тяготением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия. В качестве крайней формы аффекта в этом случае предпочтение отдается плачу.
3. Рационально-эвристическая стратегия речевого поведения в ситуации конфликта опирается на рассудочность, здравомыслие. Этот тип разрядки тяготеет к смеху, как аффективной реакции. Негативные эмоции в этом случае выражаются косвенным, непрямым образом [23, с. 6].
Речевая стратегия выбирается говорящим бессознательно. Конфликтное поведение как лакмусовая бумажка проявляет своеобразие языковой личности.
По мнению М.В. Муравьевой, чтобы достигать коммуникативных целей, играть коммуникативные роли, то есть управлять коммуникативными конфликтами, социальному работнику необходимы конкретные знания, навыки и умения. Эти знания в совокупности составляют понятие коммуникативной компетенции (или коммуникативного опыта) [19, с. 46].
Составляющими коммуникативного опыта считают совокупность представлений о путях и способах, действиях и инструментах обеспечения кооперации в общении, достижения коммуникативной цели (или некой совокупности подобных целей), реализации выбранной коммуникативной роли. Эту совокупность М.В. Муравьева называет коммуникативной компетенцией, а наличие такого опыта у конкретной личности – коммуникативной компетентностью.
Коммуникативная компетентность является необходимым условием преодоления возможных конфликтов между участниками общения [19, с. 47].
Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний. Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение.
В основе всего этого лежит
коммуникативная техника
Согласно этому можно
выделить ряд характеристик, составляющих
коммуникативный портрет
Эти характеристики называют
коммуникативной
Деловой стиль общения ориентирован на положительный (конструктивный) результат. Он, как правило, складывается из оптимального в данных условиях комбинирования всех позиций участников обсуждения спорного положения. Общей задачей такого обсуждения является не проведение любой ценой своей собственной позиции, а выявление меры истинности и меры ложности каждого положения, вынесенного для обсуждения, причем и своего собственного.
Деловой стиль исключает подавление чужой позиции, такой стиль противоположен деструктивному, силовому.
Поэтому главным в обсуждении должно быть именно отношение к проблеме, а не субъективные пристрастия, неприязнь к собеседнику, отрицательные эмоции, вызванные тем, что он «не такой».
Реализация данного приема предполагает использование следующих шагов:
1) описание проблемы так, как она есть сама по себе, независимо от того, кто ее представляет, какая о нем идет молва; соответствует ли она «правилам хорошего тона» и т.п.;
2) оценка проблемы, исходящая
из объективных критериев, а
не характеристик любого, в том
числе и собственного интереса
и намерения (эта позиция
3) разведение объективных
оценок и субъективных целей
и замыслов (личность оппонента
можно не одобрять, но нельзя
это неодобрение переносить на
его позицию. Надо отдать
4) проведение независимой
экспертизы по всем аспектам
всех, в том числе и своей
собственной позиции (такая
5) определение собственной
позиции, исходя из того, что
она характеризуется как
6) формирование отношения
к позиции оппонента, исходя
из принципиального равенства
взглядов и права высказать
свою точку зрения на
Без овладения вышеуказанными знаниями и навыками осуществление делового общения, т.е. такого общения, когда с помощью слова может быть разрешено дело, невозможно [2].
Но наличие знаний методик
общения с клиентами и
Информация о работе Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций