Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:49, доклад
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
А как
быть в том случае, если в группе
имеется негативный лидер? Трудно и
даже невозможно дать совет для каждой
конкретной ситуации. Тем важнее для
каждого руководителя наличие хотя
бы элементарных знаний по теории конфликта.
11. Социализации — это процесс понятия знаний для существования в данном обществе.
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
В ходе
социализации человек понимает язык,
а потом и всё остальное. Принято
разбивать на 4 (иногда 5 этапов):
1-й этап. Детство. В ходе данного
этапа формируется базис, с которым человеку
проведёт оставшуюся жизнь. До 5 лет ребёнок
может выучить всё, что угодно. На этом
этапе так же формируются основные понятия,
основные нормы и ценности. Появляются
правила и табу. В ходе социализации на
детском этапе может возникнуть конфликт
норм и ценностей, например, при простой,
казалось бы просьбе ребёнка сказать по
телефону, что родителя нет, ребёнок может
растеряться между послушанием и правдой.
Возможные варианты поведения ребёнка:
1. Папа сказал, что его нет дома (получается, что ребёнок и послушался, и сказал правду).
2. Несёт папе трубку (ребёнок выбрал правду).
3. Не берёт трубку (или берёт и молчит) — не может выбрать какая ценность выше и обе обесцениваются.
4. Ребёнок говорит, что папы нет дома (выбрал послушание).
После такой ситуации появляется монстр — но сам ребёнок не считает себя таковым.
2-й этап. Отрочество и юнность. (иногда этот этап разделяют на 2).
На этом этапе получаются не только базисные, но и вторичные знания.
Например, нормально, когда врёт тогда, когда ему надо (когда надо зависит от первого этапа).
Если ребёнку на данном этапе сказать что в углу игрушка и её не дадут, если на неё ребёнок посмотри в 95% случаев, ребёнок, посмотревший, все-таки на игрушку, даст отрицательный ответ на впорос, смотрел ли он на игрушку (т.е. скажет неправду).
3-й этап.Вторичная социализация (иногда — социализация на работе). Во время вторичной социализации происходит социализация на работе.
4-й этап.Старость (начинается в 40-50 лет) Человек уже сформировал всё для жизни.
1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует, главным образом, мотивацию их поведения.
Современная
ситуация в молодежной среде отличается
резким возрастанием неформальных связей,
спонтанно возникающих
Особенностью психологии молодого человека в процессе социализации является сориентированность на нормы поведения, действующие в группе его общения. В ситуации выбора часто происходит не личностное самоопределение, а ориентация на реакцию формального большинства группы. Это и делает молодого человека «пленником ситуации». Если в неформальной группе доминируют положительные ценности, то она ускоряет формирование общественно значимых качеств индивида. В противном случае, в силу механизма «группового конформизма», жесткой психологической зависимости, слепого следования групповым стандартам молодой человек постепенно втягивается в негативное, и даже противоправное поведение. Возникновение неформальных групп — свидетельство роста социальной активности молодежи, поиска ее новых идей самореализации. Жизненная позиция личности, таким образом, не просто характеристика ее внутреннего мира через направленность или совокупность функциональных проявлений — ролей. Это целостное предметно-практическое (духовно-практическое и материально-практическое) проявление человека, имеющее свои количественные и качественные параметры измерения. Жизненная позиция выступает как феномен, раскрывающий меру участия человека в разрешении общественных противоречий и степень опосредования этой активности для собственного всестороннего развития.
Под индивидуальным характером в социальной психологии именуют совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающую типичные для нее способы поведения. Индивидуальный характер складывается в процессе общения. А общение — одна из разновидностей социального взаимодействия. Стало быть, индивидуальный характер есть не что иное, как продукт социального взаимодействия. Кроме того, именно в контактах с другими людьми индивидуальный характер проявляется в наибольшей мере. Необходимо иметь представление о национальном характере. Процесс социализации каждого из нас испытывает на себе определенное давление социального окружения, связанное с господством традиций, обычаев, ритуалов, в которых проявляются особенности национальной культуры того общества, в котором мы живем. К такому выводу приходили многие этнографические исследования, выявившие, что различные люди, живущие в одном обществе и воспитывающиеся в условиях одной и той же культуры, обладают некоторой суммой одинаковых черт своего поведения. Таким образом, в поведении каждого из нас в той или иной мере проявляются черты как индивидуальной, неповторимой личности, так и национального характера, общие для всех людей, разделяющих приверженность традициям, обычаям и нравам того народа, к которому мы принадлежим.
Социализация – это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. В процессе социализации социальные агенты не только обучают, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом – семьей, группой, учреждением или социальным институтом, - то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем
|
Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, выбор имени ребенка, методы разрешения конфликта. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия.
Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, производство, политические партии, правительство и.т.д. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство – благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство – благодаря полиции, секретной службе.
Социальный
контроль – это, прежде всего, внешний
контроль, но помимо него выделяют еще
внутренний контроль или самоконтроль. Индивид
самостоятельно регулирует свое поведение,
согласовывая его с общепринятыми нормами.
В процессе социализации нормы усваиваются
настолько прочно, что люди, нарушая их,
испытывают чувство неловкости или вины.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль,
тем меньше этому обществу приходится
прибегать к внешнему контролю. И наоборот,
чем меньше у людей развит самоконтроль,
тем чаще приходится вступать в действие
институтам социального порядка: армии,
судам, государству.
12. Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.
Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы. У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств. Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.
Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации. Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов. Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения. В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения. К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.
Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы. Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию. Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение. Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:
- правовые
санкции — это система
- этические
санкции — это система
- сатирические
санкции — это система
- религиозные
санкции — это наказания или
награды, установленные
В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций: