Беспризорность и безнадзорность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является бродяжничество и беспризорность в современном обществе, а предметом исследования – причины появления данных социальных явлений, их место и проявление в современном обществе.

Оглавление

1. Постановка научной проблемы.
2. Актуальность работы
3. Объект и предмет исследования.
4. Научные гипотезы.
5. Исследовательская часть.
6. Выводы.
7. Рекомендации.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

закачать.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

     Хотя  число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом  растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает.

Реализация  профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу  методов социальной профилактики можно  отнести:

  • профилактическую информационно-консультационную беседу;
  • системное наблюдение;
  • профилактические тренинги;
  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения;
  • метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;
  • метод профилактического вмешательства и др.

     Наиболее  распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические  этапы. Психологи выделяют несколько  этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

     При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет  в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

     Правильный  подбор методов профилактического  воздействия, их своевременное и  профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь  общество и личность от затрат и  серьезных усилий по преодолению  устойчивых негативных явлений и  процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом  преодолевать его, противодействуя  его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом  социальной технологизации. 

     Социальная  реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [8, с.116].

     Разнообразие  методов социальной реабилитации позволяет  достигать нужного эффекта в  этой очень важной и необходимой  деятельности. Наряду с универсальным  методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного  наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие  методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия  и др. Для примера можно прокомментировать  возможности метода ролевых игр  в процессе реабилитации дезадаптированных  детей. Этот метод специалисты успешно  используют в социально-реабилитационных центрах для подростков, в воспитательных домах, в социальных приютах и  других подобных учреждениях.

     Психологами подмечено, что психическое здоровье и психологическое состояние  ребенка и подростка определяется в значительной мере их способностью к игровой деятельности. Многие дезадаптированные  дети не умеют играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой сферы. Таким детям необходимо вернуть игру, пробудить у них фантазию, развивать образное мышление. Без этого нельзя развить эмоционально-волевой потенциал ребенка и вообще обеспечить его нормальное развитие. Благодаря ролевым играм дезадаптированные дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности.

     Социальная  терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании [12, с.53].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  при помощи умело подобранных  методов реабилитационный процесс  достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его  правовое положение, морально-психологическое  равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности. 

  1. Выводы
 

     Природе каждого «трудного ребенка» свойственно  стремление к переменам. Ни один из них не хочет выглядеть слабым. Этот психологический фактор можно  продуктивно использовать в целях  спасения личности ребенка. Конфликтные  отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость – далеко не полный перечень внутрисемейных стимуляторов асоциального поведения личности. Анализ  проблемы  семей «группы риска» привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, и это несмотря на то, что педагогические коллективы вкладывают в них «частичку себя».

     Таким образом, можно сказать, что выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась: семейное неблагополучие и отвержение социальным окружением ребенка, является основной причиной появления девиантного поведения формирующийся личности, главным фактором, влияющим на рост бродяжничества и  беспризорности  в современном белорусском обществе. Первое, что необходимо сделать при  работе  с такими детьми, - это дать ему почувствовать удовлетворение собой в добровольной деятельности, предоставить возможность проявить хоть какие-нибудь положительные качества личности. Искренняя заинтересованность в дальнейшей судьбе подростка пробуждает у него моральную обязанность, чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, доверия к людям.

     Основной  акцент при  работе  с детьми, склонными к бродяжничеству, необходимо ставить на консультирование по проблемам  воспитания и личного развития детей, а также на психологическую поддержку родителей в случае обнаружения серьезных  проблем  их с ребенком, либо в связи с эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

     Правильный  подбор методов профилактического  воздействия, их своевременное и  профессиональное осуществление обеспечивают эффективность  социальной  профилактики бродяжничества и беспризорности. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.      

     Профилактика  позволяет уберечь общество и  личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче  предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем  потом преодолевать его, противодействуя  его проявлениям и последствиям. 
 

  1. Рекомендации
 
Что делать? Кто будет делать?
1. Необходимо проводить профилактическую работу с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании). Специалисты по социальной работе или социальные психологи.
2. В школах на классные часы приглашать инспектора по делам несовершеннолетних с целью проведения беседы. Учителя.
3. В школах проводить просмотры документальных фильмов и репортажей о беспризорности и безнадзорности. Учителя.
4. Целенаправленно осуществлять материальную и психолого-педагогическую помощь детям беспризорникам. Общественные  и благотворительные организации.
5. Осуществлять деятельность по работе с безнадзорными и беспризорными детьми и их семьями. Органы  социальной защиты, образования, здравоохранения  и внутренних дел.
6. Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании жителей округа представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству; продолжив реализацию мероприятий, проведенных в округе в Год семьи и Год ребенка. Социальные  работники.
7. Выявлять семьи, находящихся в социально опасном положении, и оказывать им помощи в обучении и воспитании детей. Социальные  работники.
8.  Важно проводить более широкое информирование населения округа о реализуемых в округе направлениях работы по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и преступности, с тем, чтобы к ним могли присоединяться те жители округа, которые имеют ресурсы и желание помогать беспризорным и безнадзорным детям. Социальные  работники.
9. С целью координации всех видов  деятельности по работе с безнадзорными  и беспризорными детьми необходимо  разработать окружную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Специалисты по социальной работе или социальные психологи.
10. Следует постараться изменить  имидж детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных  и иных детских учреждений  как содержащих «сирых и убогих».  Необходимо позиционировать их  как учреждения, оказывающие поддержку  детям, не по своей вине оказавшимся  в трудной жизненной ситуации. Общественные  и благотворительные организации.
11. Поднимать статус общественных  институтов, занимающихся вопросами  «трудных» детей, создавать отношение  доверия к ним со стороны  граждан, что позволит иметь  широкую организационную сеть, которая  могла бы аккумулировать потенциал  гражданского участия, координировать  и направлять на решение наиболее  острых задач действия людей,  готовых оказать помощь и пока  не знающих, как это сделать.  Любые успехи в их деятельности  должны находить широкий отклик  в средствах массовой информации. Общественные  организации.
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

  1. Бархерит Г. Я. Осложненное поведение подростка и некоторые подходы к его преодолению. Мн., 2000.
  2. Вержибок Г. В. , Криволап Н.С. В помощь психологу. Мн., 2003.
  3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Воронеж.- М., 2002.
  4. Грищенко Л. А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. Свердловск, 1987.
  5. Козлов Н. И. Формула личности. СПб, 2000.
  6. Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание. Воронеж.- М., 2001.
  7. Короленко Ц. П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990.
  8. Михайловская И. Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени.- М., 1990.
  9. Николаева Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе. Воронеж.- М., 2003.
  10. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога.- М., 2000.
  11. Рудестам К. Г. Групповая психотерапия. СПб, 2000.
  12. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников.- М., 2001.
  13. Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок.- М., 2002.
  14. Социальная работа под ред. проф. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2005.
  15. Чем раньше, тем лучше (профилактика детской безнадзорности и социального сиротства), с.28. Социальное обеспечение. № 11 ноябрь 2009.

Информация о работе Беспризорность и безнадзорность