Беспризорность и безнадзорность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является бродяжничество и беспризорность в современном обществе, а предметом исследования – причины появления данных социальных явлений, их место и проявление в современном обществе.

Оглавление

1. Постановка научной проблемы.
2. Актуальность работы
3. Объект и предмет исследования.
4. Научные гипотезы.
5. Исследовательская часть.
6. Выводы.
7. Рекомендации.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

закачать.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Постановка  научной проблемы.
  2. Актуальность работы
  3. Объект и предмет исследования.
  4. Научные гипотезы.

5. Исследовательская  часть.

6. Выводы.

7. Рекомендации.

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Постановка  научной проблемы
 

     Как известно, в основе общества как  системы лежит исторически сложившаяся  совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений  лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к  обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального  окружения). В процессе исторического  развития в социуме объективно возникают  регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается  как определенная целостность. К  числу таких регуляторов можно  отнести социальные ценности и социальные нормы. Последние представляют собой  общезначимые правила поведения, санкционируемые  обществом или социальной группой. Усвоение социальных норм — основа социализации личности.

     В условиях современного общества назрела  необходимость создать эффективную  систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в  обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального  института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И  в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется  в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Положение детей особенно тягостно там, где  они остаются не только без присмотра  родителей, но и оказываются выброшенными на улицу своими родителями – алкоголиками, наркоманами, душевнобольными. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные  семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро, в других общественных местах. Оставлять их там небезопасно  как для них самих, так и  для окружающих. Психическая травма в детском возрасте может сказаться  на дальнейшем формировании личности, ломке  социальных  устоев и ценностей.

     Поступки  детей из «семей риска» довольно часто  вступают в противоречие с общепринятыми  правилами и нормами поведения. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком  смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся  от нормы. Необходимы меры  социального воздействия на поведенческие отклонения. Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, бродяжничество и т.п. требуют  социальной  помощи. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту бродяжничества и  беспризорности  и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. 
 

  1. Актуальность  работы
 

     В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской  безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны.

     Безнадзорность, беспризорность в общем смысле –  «термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной  ситуации»[1]. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01. 2001 №1_ФЗ, от 07.07.2003 №111_ФЗ) даются следующие определения данных явлений: «безнадзорный — несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания»[2].

     «Жизнь  беспризорных и безнадзорных детей  оборачивается тяжелыми для них  и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется  личность.  Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками»[5].

     Проблемы  детской безнадзорности и беспризорности должны решаться незамедлительно, они  требуют глубокого осмысления причин возникновения и серьезного отношения  всех субъектов общества - государственных  структур, социальных работников, ученых и общественных организаций.  Дети - это будущее общества. Его богатство, поэтому необходимо и очень важно уделять повышенное внимание проблемам безнадзорности и беспризорности, ведь именно в семье растет и развивается ребенок, получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации.  И немаловажно, как и в каком ключе происходят данные процессы. Иначе, что можно ожидать от необразованных молодых людей, выросших на улице? Поэтому создание благоприятных условий для детей наиболее важное направление государственной и общественной политики.

     Актуальность   проблемы  определяется установленным фактом: безнадзорность в современном обществе становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. Поэтому особое внимание в своей  работе  мне хотелось бы уделить детям с девиантным поведением, т.к. оставшиеся без крыши над головой, занимаясь бродяжничеством, такие дети представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу и окружающим.

     Проблема  беспризорных и безнадзорных детей  находит отражение в различных  научных дисциплинах: социологии, педагогики, психологии, культурологи и др. Это  так же говорит о высокой актуальности проблемы, о том, что ее пробуют решить и ослабить.  
 

  1. Объект  и предмет исследования
 

     Объектом  исследования является  бродяжничество и  беспризорность  в современном обществе, а предметом исследования – причины появления данных социальных явлений, их место и проявление в современном обществе. 

     Теоретические подходы к проблеме асоциального поведения личности

Понятие и причины асоциального поведения 

     В литературе часто встречается понятие  «трудный» юноша или молодой  человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает  его сравнение с какой-то нормой.

     Социальные  нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом [7, с.127].

     Нормативные системы общества не являются застывшими. Они изменяются сами и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы – конформизм, а отклонение от нее – девиация.

     Источниками поддержания нормативного поведения (по мнению русского юриста, социолога Л.И. Петражицкого) могут быть:

  • «социальный инстинкт» – следование без раздумья некоторым общим правилам действия;
  • «позитивное моральное расположение» – чувство долга;
  • боязнь внешнего принуждения, наказания;
  • божественная власть [8, с.195].

     Эти факторы действуют тогда, когда  эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая  у людей чувство долга, и члены  общества обладают высоким уровнем  религиозности. Если действие указанных  факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение, которых не соответствует социальным или правовым нормам.

     При оценке отклоняющегося поведения существуют две концепции: относительная и абсолютная. Сторонники первой (относительной) считают, что нравственные и некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы. Нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о добре и зле, о правильном и неправильном, о должном и не должном.

     Причины асоциального поведения находятся в различных направлениях:

  • в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, стремление выделиться, зависть и т.д.);
  • в биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия…);
  • в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможность работать, культурно отдыхать…).

     Социальные  нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи, традиции и т.д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы нрава). В зависимости от сферы регуляция общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиозные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от традиционного, ведущими нормативными системами и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль.  

     Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных  или санкционированных государством.

     Мораль  — это система принципов и  правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и  зло, честь и совесть, долг и справедливость. Санкция за нарушение моральных  норм проявляется в виде общественного  осуждения.

     Как правило, члены общества принимают  социальные нормы и в своей  деятельности следуют им, что в  немалой степени сохраняет его  как систему. Нормативное поведение  отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем  в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным. Когда девиантное поведение приобретает заметные масштабы и превращается в социальное явление, в данном случае применяется термин «социальные отклонения» или «социальная патология».

     Анализируя  виды отклоняющегося поведения, следует  провести их классификацию. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е гг. XX в. американский социолог Г. Беккер [11, с.169]. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. 

     Первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотят и могут быть широко распространены. Девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

Информация о работе Беспризорность и безнадзорность