Беспризорность и безнадзорность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является бродяжничество и беспризорность в современном обществе, а предметом исследования – причины появления данных социальных явлений, их место и проявление в современном обществе.

Оглавление

1. Постановка научной проблемы.
2. Актуальность работы
3. Объект и предмет исследования.
4. Научные гипотезы.
5. Исследовательская часть.
6. Выводы.
7. Рекомендации.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

закачать.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

     Вторичные отклонения, в свою очередь, можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:

а) Отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е., правонарушения. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного  лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую  ответственность. Они разделяются  на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Правонарушающее (в частности, преступное) поведение индивидов и групп  иногда обозначается термином «делинквентное поведение».

б) Отклонения в сфере общественной морали: пьянство и алкоголизм; наркомания; проституция; попрошайничество, или нищенство; самоубийство или суицид; бродяжничество.

     Где бродяжничество рассматривается как систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

     Категории населения, которые более других склонны совершать асоциальные  или делинквентные поступки, —  называют группами риска. В частности, это подростки из неблагополучных семей, лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотическими веществами, ведущие аморальный образ жизни, попавшие под отрицательное влияние окружающих. 

      Семья как важнейший  фактор в решении  проблемы 

     Семья, по определению А.Г. Харчева, - это  малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [2, с.256].

     Вследствие  недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.

     Безнадзорные  дети – это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния  со стороны родителей. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет свои связи  с семьей, у него еще есть эмоциональная  привязанность к какому-либо члену  семьи, но связи эти хрупки и находятся  под угрозой атрофии и разрушения [10, с.321].

     Беспризорные  дети – это дети, которые не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [10, с.322].

     Среди этих детей отмечается резкий рост социальной дезадаптации. Дети и подростки нюхают клей, употребляют алкоголь, принимают наркотики, бродяжничают, совершают противоправные действия. Здоровье безнадзорных детей сильно подорвано различными хроническими заболеваниями, они отстают в психическом, физическом, интеллектуальном развитии, имеют склонность к суициду. Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Они проявляют агрессивность в общении со своими сверстниками, дерзость и отрицание авторитетов по отношению к старшим. Взрослея, эти дети все чаще преступают нормы закона. Проанализировав истоки деформации в семье, можно сделать один важный вывод, что корни этого явления лежат и в искаженном понимании целей воспитания, и в проявлении или отсутствии родительского авторитета, а также в методах воспитания. При этом негативно воздействующая сила на воспитание и развитие детей заключена в супружеских конфликтах и неверно построенных детско-родительских отношениях. Ведь, с одной стороны, семья может быть источником эмоциональной поддержки, физического и психологического восстановления ребенка от жизненных нагрузок, а с другой - источником психологических стрессов, нервных расстройств и различного рода отклонений в развитии детей.

     Некоторые семьи не только не выполняют по отношению к детям свои обязанности, но и являются фактором, деформирующим  их социальное, индивидуальное, интеллектуальное и нравственное развитие. Поэтому  в числе острых проблем, требующих  первоочередного решения, на первый план вышла безнадзорность детей  и подростков. От нее недалеко и  до наркомании и токсикомании, детских  правонарушений и преступлений.

     Одним из выходов в данной ситуации является максимальное приближение сферы  социального обслуживания к населению, что будет способствовать процессу восстановления, развития, поддержания  социальной жизнедеятельности семьи, попавшей в трудную жизненную  ситуацию. Сочетание различных форм помощи, выявление кризисных ситуаций и оперативное реагирование дают возможность сделать новый шаг  в создании системы социальной помощи детям и семьям. При этом особое внимание должно уделяется контролю за результативностью работы с тем, чтобы при необходимости пересмотреть план и программу реабилитации, обратиться к другим, более эффективным средствам достижения результатов.

     При этом ведущим аспектом становится время  — чем раньше ребенок включается в систему оздоровительно-реабилитационной работы, тем успешнее его социализация, тем больше вероятность компенсации  недостатков развития и преодоления  факторов, обусловливающих семейное неблагополучие.

     Анализируя  современное состояние помощи детям  семей группы риска, следует отметить, что на основе такой помощи лежат  следующие принципы:

  • установление тесного взаимодействия между детьми, родителями и специалистами;
  • вовлечение родителей в раннее вмешательство;
  • использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях;
  • использование семейной системы воздействия [4, с.253].

     Первая, основная, задача раннего вмешательства  связана с обеспечением  социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, входящего в группу риска, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка и семьи. Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, раннее вмешательство нацелено на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Таким образом, можно заключить, что раннее вмешательство подразумевает  работу  с ребенком, начиная с раннего возраста, и направлено на поддержку семьи, включающую партнерство семьи и профессионалов, раскрытие семейного потенциала, изучение способа функционирования конкретной семьи и выработку индивидуальной программы, соответствующей ее потребностям и стилю жизни. Хотелось бы сказать, что создание эффективной системы взаимодействия, основанной на объективности, своевременности, конструктивности, дает устойчивый положительный результат в  социальной   работе  с семьей и детьми. 
 
 
 

  1. Научные гипотезы
 

Гипотеза 1.  

     Одна  из главных причин возникновения  и распространения  беспризорности  в последнее время является институциональный  кризис семьи. В современном обществе семья рассматривается как приватная  сфера жизни индивида, административные рычаги давления на семью уже не работают, цивилизованные же формы  отношений ещё не сложились. Как  следствие, семья часто становится очагом девиации, в ней нарушаются права ребёнка.  

Гипотеза 2.  

     Детская  беспризорность  явление неоднородное. Имеет смысл различать разные категории беспризорных детей в  зависимости от факторов, вынудивших их оказаться на улице, вынудивших их уйти из семьи.  

Гипотеза 3.  

     Существует  внешняя и внутренняя мотивация  для ухода ребёнка из дома. Если ребёнок убегает из дома по причине  социальной неустроенности — имеет  место внешняя мотивация. Если ребенок  покидает семью в результате асоциального поведения родителей, различных  видов эксплуатации и злоупотреблений  – имеет место внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может перерасти во внутреннюю, здесь дело связанно с так называемой драмоманией.  
 

  1. Исследовательская часть
 

Социальные  технологии профилактики бродяжничества и  беспризорности 

     Общество  всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами  человеческого поведения в целях  сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов  воздействия общества на нежелательные  формы отклоняющегося поведения  с целью их устранения или минимизации  и приведение в соответствие с  социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

     К институтам (субъектам) социального  контроля относятся практически  все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали. По формам различают формальный и неформальный контроль. 

     Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции. Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями [8, с.95].

     Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов  на ранних их стадиях, позволяет с  меньшими функциональными затратами  снять остроту проблемы и повернуть  процесс в более благоприятное  русло. Таким образом, удается достичь  цели профилактического воздействия.

     В настоящее время сформировались определенные подходы к профилактике девиантного поведения.

     - Прежде всего, это информационный  подход, т.е. информирование людей  о нормативных требованиях, предъявляемых  к ним государством и обществом;  активное использование в этих  целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр,  художественную литературу.

     - Необходимо проводить профилактическую  работу с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании).

     - Среди направлений профилактики  девиантного поведения существует  медико-биологический подход. Его  сущность состоит в предупреждении  возможных отклонений от  социальных  норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера. 

     Социальная  коррекция необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в  социальные  отношения.  

     Социальная  профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на  социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [8, с.106]. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения.  Социальная  профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и  социальной  стабильности общества в целом.

     С учетом  социального  положения и потребностей общества в предотвращении многих  социальных   проблем  и строится профилактическая  работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами  социальных  девиаций, особую  актуальность  в современном обществе приобретает  проблема  профилактики безнадзорности и  беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода  социальных  смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. Ведь безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей.

Информация о работе Беспризорность и безнадзорность