Анализ изменений учебной мотивации студентов вуза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ изменений учебной мотивации студентов вуза, возникающих под влиянием экзаменационного стресса, и разработка программы профилактики негативных аспектов этих изменений.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования: изменения учебной мотивации студентов вуза, возникающие под влиянием экзаменационного стресса.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что под влиянием экзаменационного стресса у студентов происходят изменения в структуре учебной мотивации. При этом в постэкзаменационный период (после каникул) доэкзаменационная структура учебной мотивации студентов полностью не восстанавливается.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Результаты данного  исследования направлены на научно-методическое обеспечение психологической службы вуза и позволяют включить разработанную  программу в учебный процесс  в качестве спецкурса для повышения эффективности учебного процесса в вузе.

Полученные в  исследовании данные обогащают методическую базу практической психологии для совершенствования  проведения процедуры квалификационных испытаний в вузе с целью поддержки  и развития у студентов мотивации познания и самосовершенствования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в курсах «Педагогическая психология», «Дифференциальная психофизиология» и др.

Список  литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Сергеева, Оксана Михайловна, 2008 год

1. Абрамова, Г.  С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов  / Г. С. Абрамова. М.: Изд. центр  «Академия», 1997. — 672 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К.  А. Абульханова-Славская. М., 1997. - 299 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология  личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. -236 с.

4. Агарков, Ю.  А. Структурно-типологическая модель  мотивации профессионального становления  студентов-психологов: автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю. А. Агарков ; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2005. - 23 с.

5. Адлер, А.  Наука жить / А. Адлер. Киев, 1997. - 287 с.

6. Акимова, М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Вопросы психологии. 1988. -№6.-С. 71-77.

7. Ананьев, Б.  Г. Психологическая структура  личности и ее становление  в процессе индивидуального развития  человека / Б. Г. Ананьев // Психология  личности. Т. 2. Хрестоматия. — Самара : Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.-С. 7-94.

8. Ананьев, Б.  Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М., 1960.-488 с.

9. Ю.Артюхина, А.  Осознанное профессионально-личностное  развитие на начальном этапе  профессиональной подготовки / А.  Артюхина // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). 2006. - №7. - С. 57.

10. П.Асеев, В.  Г. Мотивация поведения и формирование  личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976.- 158 с.

11. Асмолов, А.  Г. Психология личности / А. Г.  Асмолов. — М.: изд-во МГУ, 1990.-367 с.

12. Афанасенкова, Е. JI. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. JI. Афанасенкова. М., 2005. - 23 с.

13. Н.Бакшаева, Н.  А. Развитие познавательной и  профессиональной мотивации студентов  педагогического вуза в контекстном обучении : дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Н.А. Бакшаева ; науч. рук. А.А. Вербицкий. М., 1997.-209 с.

14. Баранова, О.  В. Мотивация социально-педагогической  деятельности и ее развитие  у студентов педагогического  колледжа : дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / О. В. Баранова. Иркутск, 2002. - 154 с.

15. Бассин, Ф. В. У пределов распознанного: к проблеме предречевой форме мышления // Бессознательное (Природа. Функции. Методы исследования). Т.З. Тбилиси, 1978. — С. 736-750.

16. Белов, А. Ф. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект / А. Ф. Белов, М. М, Лапкин, Н. Н. Яковлева//Психологический журнал. 1994. - Т. 15, №1. - С. 81-86.

17. Бендас, Т. Б. Тендерная психология / Т. Б. Бендас. СПб.: Питер, 2005. -431 с.

18. Березин, Ф.  Б. Психическая и психофизиологическая  адаптация человека / Ф. Б. Березин.  Л.: Наука, 1988. - 270 с.

19. Берн, Ш. Тендерная  психология / Ш. Берн. СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

20. Бирюлин, В.  А. Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / В. А. Бирюлин. Самара, 2007. - 24 с.

21. Бодалев, А. А. О потребности и способности личности к саморазвитию / А. А. Бодалев // Социально-психологические проблемы личности и коллектива / под ред. О. Т. Кукосян. Краснодар, 1987. - С. 5-13.

22. Бодров, В.  А. Проблема преодоления стресса.  Часть 2: Процессы и ресурсы  преодоления стресса / В. А.  Бодров // Психологический журнал. -2006. Т.27, №2. - С. 113-123.

23. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М., 2006. - 528 с.

24. Бодров, В.  А. Психологический стресс: Развитие  учения и современное состояние  проблемы / В. А. Бодров. М.: Ин-т  психол. РАН, 1995. - 136 с.

25. Бодров, В. А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности / В. А. Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ // Психологический журнал 2001. -Т.22, №2. — С. 90-100.

26. Бодров, В. А. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность / В. А. Бодров, Н. Ф. Лукьянова // Психологический журнал. 1981. - №2. - С. 51-65.

27. Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. - 209 с.

28. Боковиков,  А. М. Модус контроля как  фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности / А. М. Боковиков // Психологический журнал. 2002. - Т. 21, №1. - С. 93-102.

29. Брайт, Д.  Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.  Брайт, Ф. Джонс. -СПб., 2003.-352 с.

30. Брентано, Л.  Опыт теории потребностей / Л.  Брентано. — Казань, 1921.

31. Васильев, И. А. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности / И. А. Васильев, О. В. Митина, В. В. Кобанов // Психологический журнал. 2006. - Т.27, №4. - С. 38-49.

32. Васильева, В. С. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности / В. С. Васильева // Психологическаянапряженность в трудовой деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии АН СССР, 1989. С. 217-224.

33. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.-200 с.

34. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.

35. Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. М., 1986. — 142 с.

36. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

37. Вилюнас, В.  К. Психологические механизмы  мотивации человека / В. К. Вилюнас.  М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

38. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М., 2003.-528 с.

39. Вовчик-Блакитная,  М. В. Мотивационный аспект  развития учебной деятельности  студентов / М. В. Вовчик-Блакитная  // Воспитание, обучение, психическое  развитие : тез. докл. к IV Всесоюзному  съезду о-ва психологов СССР. Ч. 2. М., 1983.

40. Волков, Б. С. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности студентов / Б. С. Волков // Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов : межвуз. сб. науч. трудов. — М., 1980. С.102-109.

41. Волкова, Е.  Н. Субъектность педагога: теория и практика / Е. Н. Волокова. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 1998. - 248 с.

42. Волохов, Д.  А. Психологические особенности  мотивации учения курсантов вузов МВД России : дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Д. А. Волохов. СПб., 2006. - 203 с.

43. Гавриленко, В.  А. Динамика мотивационных черт  личности и профессиональной  мировоззренческой позиции студентов-психологов : дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 / В. А.  Гавриленко. Краснодар, 2005. -168 с.

44. Гаврилова,  О. В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования : дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / О. В. Гаврилова. Казань, 2000. - 270 с.

45. Гамезо, М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова.- М.: Педагог, 2001. 278 с. ^

46. Гапонова, С.  А. Особенности адаптации студентов  вузов в процессе обучения / С.  А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. - Т. 15, №3. -С. 131-135.

47. Гапонова, С.  А. Функциональные психические  состояния студентов в образовательном  пространстве высшей школы : монография / С. А. Гапонова ; М-во образования  и науки Рос. Федерации, Нижегор.  гос. пед. ун-т. Н.Новгород, 2004. - 197 с.

48. Гапонова, С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты,оптимизация : автореф. дис. .доктора психол. наук : 19.00.07 / С. А. Гапонова. — Нижний Новгород, 2005. 52 с.

49. Гапонова, С. А. Психологические аспекты массового тестирования и экзаменационных испытаний / С. А. Гапонова, А. Б. Макушин, А. М. Пичуеина // Развитие тестовых технологий в России: материалы Всерос. науч.-метод, конф. М., 2002. - С. 165-167.

50. Гапонова, С. А. Преподаватель глазами абитуриента на вступительных экзаменах / С. А. Гапонова, Т. Г. Михалева, А. Н. Пичугина // Школьные технологии. 2003. - №3. - С. 186-190.

51. Гапонова, С. А. Вступительные экзамены в вуз как стресс-фактор образовательной среды / С. А. Гапонова, А. Н. Пичугина // Тез. 3-й Российской конф. по экологической психологии. М., 2003. - С. 207-209.

52. Гаюрова, Ю.  А. Эгоцентризм как доминирующий тип нравственного сознания в России посттоталитарной эпохи / Ю. А. Гаюрова // А. С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. — М., 1997. -С. 78—80

53. Герриг, Р.  Психология и жизнь / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. СПб.: Питер, 2004. - 955 с.

54. Годфруа, Ж.  Что такое психология. В 2 т.  Т.1 / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. —496 с.

55. Голубева, Э.  А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.

56. Горбачёва,  А. В. Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления :дис. .канд. психол. наук: 19.00.15 / А. В. Горбачева. Самара, 2002. — 173 с.

57. Горбов, Ф. Д. О трудных состояниях, возникающих в задачах сложного различения при лимитированной деятельности / Ф. Д. Горбов, Д.Д. Чайнова// Вопросы психологии. 1960. - № 6. - С. 123-13.

58. Гордеева, Т.  О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. — М.: Смысл, 2006.-336 с.

59. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. СПб., 2002. - 496 с.

60. Гришанова,  Н. О новой парадигме развития  высшего профессионального образования  / Н. О. Гришанова // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). 2007. - №4. - С. 8-12.

61. Гуревич, К.  М. Профессиональная пригодность  и основные свойства нервной  системы / К .М. Гуревич. М.: Наука, 1970. - 272 с.

62. Гущо, Ю. П.  Введение в энциклопедию здоровья  и долголетия / Ю. П. Гущо. М., 1993.

63. Дёмина, В.  А. Становление профессионального общения будущего учителя : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.08 / В. А. Демина. — Комсомольск-на-Амуре, 2002. 24 с.

64. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993. - 23 с.

65. Джидарьян, И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.: Просвещение, 1976. — 190 с.

66. Дикая, JI. Г.  Психические состояния и эффективность деятельности / JI. Г. Дикая //Психологический журнал. 1984. - Т. 3, №6. - С. 154-157.

67. Додонов, Б.  И. Структура и динамика мотивов  деятельности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. - №4. - С. 126-130.

68. Додонов, Б.  И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. — М., 1978.

69. Доскин, В.  А. Профилактика экзаменационного  стресса / В. А. Доскин // Школа  и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. - С. 147-160.

70. Дубовицкая, Т.  Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2005. - №1. — С. 73-78.

71. Елисеев, О.  П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2002. 512 с.

72. Емельянова, И.  Миссия современного классического  государственного университета / И. Емельянова // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). -2006.-№11.-С. 12-15.

73. Ермолаев, О.  Ю. Математическая статистика  для психологов / О. Ю. Ермолаев. — М., 2002. — 336 с.

74. Жасимов, М.  Новая парадигма образования  / М. Жасимов // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). 2007. - №1. - С.8-10.

75. Иванников,  В. А. Психологические механизмы  волевой регуляции / В. А. Иванников. -М.: изд-во МГУ, 1991. 140 с.

76. Иванников,  В. А. Формирование побуждения  к действию / В. А. Иванников  // Вопросы психологии. 1985. - № 3. - С. 113-122.

77. Иванова, Е.  М. Основы психологического изучения  профессиональной деятельности / Е.  М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 208 с.

78. Иванова, Н. JI. Взаимосвязь интересов и когнитивных  стилей в профессиональном самоопределении старших школьников : автореф. дис. . канд. псих, наук : 19.00.07 / Н. JI. Иванова. JL, 1987. - 22 с.

79. Иванова, Т.  В. Особенности становления мотивационно-личностной  сферы юношей и девушек современных  студентов технического вуза  в процессе обучения : автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Иванова. - Нижний Новгород, 2006. - 24 с.

80. Ильин, Е.  П. Дифференциальная психофизиология  мужчины и женщины / Е. П.  Ильин. СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

81. Ильин, Е.  П. Мотивация и мотивы / Е. П.  Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

82. Ильин, Е.  П. Психофизиология состояний  человека / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2005.-512 с.

83. Ильин, Е.  П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психологический  журнал. 1995, №2. - С. 45-56.

84. Илысевич, Б.  Формирование профессиональной мотивации / Б. Илькевич // Alma mater (Вест.высш.шк.) 2001. - №8. - С. 11-15.

Информация о работе Анализ изменений учебной мотивации студентов вуза