Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.

Основные задачи работы следующие:

•определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;
•дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;
•изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;
•осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5

1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5

1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8


ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15

2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15

2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18

2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21


Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27

3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая По ОКС.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Таблица 1. Уровень подготовки и переподготовки кадров ИКС АПК Республике Саха (Якутия), в ед.

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Кадровый  состав

в т.ч. районные ИКС

Подготовка и  переподготовка кадров ИКС

8 33

17 

15

27

13

38

7 

18

30

6 

15

28

6 

15

Специализация курсов

Агрономия

Зоотехния

Экономика, финансы

Бухучет, налоги

Право

Организация ИКС

Информ.технологии

   
 
 
 
 
 
7

8

   
1

1

1

6

1

1

7

 
1

1

2

4

1

2

2

 
1

1

2

4

1

2

2

 

    В настоящее время Мегино-Кангаласский филиал ИТЦ АПК имеет в составе 4 сотрудника. Филиал расположен в 2 населенных пунктах в с. Майя и с.Техтюр. Имеются 2 консультанта-организатора, 1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник. Основная работа заключается в оказании услуг по развитию информационных технологий, бизнес-планированию, ведению бухучета предприятий и организаций, мероприятий с привлечением квалифицированных представителей научных и образовательных организаций, работников управления АПК.

    В Амгинском филиале основная работа ведется по консультированию налогообложению, ведению бухучета, бизнес-планированию и поддержке компьютерной сети районной администрации, внедрению информационных технологий. Состав филиала: 2 сотрудника (1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник).

    В ИТЦ АПК почти не практикуется привлечение к консультациям профессорско-преподавательского состава ЯГСХА и научных работников ЯНИИСХ. В республике ввиду отсутствия финансовой поддержки не существует информационно-консультационных центров образованных научными или образовательными учреждениями. На самом деле такие службы находятся в выигрышном положении, поскольку могут полностью использовать материально-технический и кадровый потенциал, имеющийся в системе дополнительного профессионального образования.

    Преимущественными в ИКС являются услуги, связанные с консультированием по экономике, правоведению, технологиям в растениеводстве, животноводстве, а также по маркетингу и рекламе (табл. 2).

    Таблица 2. Общий объем оказанных информационно-консультационных услуг по отраслям, в ед.

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Агрономия

Зоотехния

Технология переработки

с/х продукции

Механизация

Маркетинг и  реклама

Экономика АПК

Бухучет и налоги

Оздоровление  с/х предприятий

Законы и право

Строительство

Информ. технологии и компьютерные системы

ВСЕГО:

2

9 

-

-

1

4

- 

-

-

- 

-

16

21

33 

15

5

32

41

18 

2

28

1 

6

202

14

16 

5

-

19

35

9 

-

21

- 

2

121

50

69 

11

1

64

70

42 

5

57

1 

102

472

38

44 

24

2

35

55

25 

10

63

2 

30

328

29

32 

15

3

84

19

35 

6

15

- 

28

266

 

    Это позволяет отметить, что повышенный спрос предприятий связан с неплатежеспособностью  и желанием сдвинуть с места сложившуюся  ситуацию. Сельхотоваропроизводители  в основном затрудняются в вопросах экономики и финансов, что осложняет  эффективное налаживание собственного производства, в этом им должна помочь и помогает ИКС.

    Преобладающими  среди пользователей услуг ИКС  являются личные подсобные хозяйства (32% от общего объема потребителей), крестьянские (фермерские) хозяйства (29%) и сельскохозяйственные кооперативы (17%). Региональный и районный органы управления АПК являются постоянными потребителями услуг, которые составляют 7% в общем объеме услуг.

    Анализ  деятельности ИКС Республики Саха (Якутия) позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение с точки зрения их дальнейшего развития и усиления степени воздействия на АПК региона:

    - региональные ИКС крайне медленно  расширяют номенклатуру своих  услуг, недостаточно учитывают  специализацию сельского хозяйства  регионов, неактивно участвуют в  разработке и реализации региональных и муниципальных программ по устойчивому развития сельской местности, финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитию сельской кредитной кооперации, страхованию сельскохозяйственной деятельности, обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения;

    - районные ИКС плохо оснащены современными средствами связи и соответственно не сформировано единое информационное пространство, недостаточно обеспечиваются федеральными и региональными базами данных, практически не разрабатывают собственные базы данных, учитывающие местные особенности сельского хозяйства.

3.3. Пути совершенствования  информационно-консультационной  службы Республики  Саха (Якутия) при  вступлении России в ВТО

    В области доступа на рынок услуг  положительные последствия либерализации  международной торговли проявляются  в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано прежде всего  с тем, что сфера торговли услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.

    Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных  капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие.

    Российской  торговле услугами практически полностью  отсутствует государственная политика, в результате чего российский экспортеры услуг сталкиваются с многочисленными преградами в то самое время, когда их иностранные конкуренты без каких-либо проблем осваивают национальный рынок России. Большинство иностранных государств, к примеру, прилагает титанические усилия для привлечения иностранных туристов, а российское – буквально выталкивает своих граждан, стремящихся отдохнуть, за пределы своей страны.

    Другими вопиющими примерами отраслей сферы  услуг, в которых пассивность  государства и фактически полная либерализация им внешней торговли услугами оборачивается колоссальными потерями для России, следует признать:

  • Операционный лизинг (потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании удовлетворяются за счет лизинга, осуществляемого иностранными компаниями;
  • Маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические и иные деловые услуги, экспорт которых практически отсутствует;
  • Стратегический консалтинг, внутренний рынок квалифицированных и высокооплачиваемых услуг в определяющей степени контролируется иностранными консультационными компаниями;
  • Наукоемкие услуги, в частности услуги по выполнению исследовательских работ;
  • Экспортная сертификация и предотгрузочная инспекция;
  • Предоставление качественных строительных услуг;
  • Общественное питание и т.д.

    При вступлении России в ВТО, государство не сможет обеспечить действенную реализацию национальных интересов в сфере услуг и защитить российских производителей услуг. Тем более не удастся отвоевать позиции, утраченные национальными производителями услуг в результате официальной «политики невмешательства». Избыточная защита слабых национальных производителей, не сопровождающаяся действенными стимулами для повышения их эффективности, тормозит развитие соответствующих отраслей, консервирует их технологическую и управленческую отсталость и подрывает национальную конкурентоспособность не меньше чем захват соответствующих рынков иностранными производителями.

    Иностранный капитал приносит с собой необходимые  российскому бизнесу финансовые ресурсы, современные технологии производства и управления, культуру деловых отношений. Однако даже представители ВТО признают совершенно очевидный факт: «одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков».

    Таким образом, преимущества иностранной конкуренции могут быть реализованы лишь в ходе постепенного открытия национальных рынков, регулируемого в соответствии с динамикой конкурентоспособности национальных производителей.

    Либерализация и ограничение внутренней поддержки, искажающей торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь повлияют на производителей товарной продукции. Для сельскохозяйственных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры, возможное ухудшение финансово-экономических условий хозяйствования вследствие снижения потребительских цен может быть смягчено за счет отраслей переработки. Однако предприятия, не входящие в агрохолдинги, и крестьянские (фермерские) хозяйства могут столкнуться с серьезными потерями. Многие из них уже сейчас находятся на грани банкротства. Ситуация усугубляется ограничением предоставления государственной поддержки, влияющей на производство. В результате могут ухудшиться условия производства и в хозяйствах населения, связанных с сельскохозяйственными предприятиями и пользующихся их услугами.

    В этой ситуации необходимо проведение государственной политики по смягчению  последствий открытия национального аграрно-продовольственного рынка и ограничения внутренней поддержки, влияющей на сельскохозяйственное производство. Такая политика должна обеспечивать, прежде всего, ускоренный рост отдачи факторов производства (труда и капитала) в сельском хозяйстве. Однако учитывая критическую ситуацию с трудовыми ресурсами в сельской местности (старение и высокий уровень смертности сельского населения, уменьшение его численности, ухудшение его "качества"), а также деиндустриализацию аграрного сектора, реализация политики по повышению производительности факторов невозможна без прямого участия государства на долгосрочной основе (период 15-20 лет). Причем эта политика должна быть составной частью общей политики сельского развития. Необходимо, чтобы последняя обеспечивала устойчивость развития аграрного сектора и сельской экономики в целом.

    Можно выделить несколько основных направлений реализации политики по смягчению последствий ухудшения финансово-экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате постепенного открытия аграрно-продовольственного рынка:

  1. Развитие рыночной инфраструктуры аграрно-продовольственного сектора.
  2. Развитие социальной инфраструктуры села и повышение образовательного уровня сельских жителей.
  3. Развитие и поддержка несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.
  4. Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, не связанная с производством продукции.
  5. Поддержка сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО