Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.

Основные задачи работы следующие:

•определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;
•дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;
•изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;
•осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5

1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5

1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8


ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15

2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15

2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18

2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21


Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27

3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая По ОКС.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Консультационная  служба в сельском хозяйстве в  каждом штате США входит в организационную  структуру университета и имеет  центральный офис и филиалы во всех графствах. Система экстеншн предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так, например, в штате Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн. долларов в год, доля федерального правительства составляет 35%, правительства штата - 55%, администрации графства 9% и от частных инвесторов поступает до 1%. В консультационной деятельности занято 275 профессоров университета и столько же консультантов в графствах.

    Кроме государственной консультационной службы экстеншн имеются еще коммерческие консалтинговые структуры и системы  информационного обеспечения.

    Консалтинговые  структуры, к которым относятся  и различные фирмы - поставщики, осуществляют весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным аспектам сельскохозяйственного бизнеса (технологическим, финансовым, правовым, техническим и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего выполняет роль информационного посредника, передавая запросы фермеров в консалтинговые организации, и наоборот, предлагая фермерам конкретных консультантов.

    Система информационного обеспечения фермеров сформировалась как самостоятельная  в последние десятилетия. Сама программа  экстеншн стала структурным элементом университетской системы, выполняя роль информационного моста между наукой, органами управления сельским хозяйством и сельскохозяйственным производством.

    Ведущая консультационная служба Англии АДАС была создана более 50 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий.

    В соответствии с законом, консультационные услуги для сельхозпроизводителей были бесплатными. Однако, хотя предоставление консультационных услуг было главной функцией АДАС, она также выполняла определенные административные обязанности от имени Правительства по программам повышения продуктивности сельского хозяйства.

    В первые годы она была больше образовательной и передавала прогрессивные методы и технологии производства, успешно применяемые в одних хозяйствах, в том числе и в собственных опытных хозяйствах и овощеводческих станциях службы, другим хозяйствам в округе.

    В 60-е годы был создан ряд экспериментальных хозяйств, на базе которых проверялись новые породы скота, сорта, технологии, и где проводились семинары. Число сотрудников этой службы достигало 5 тысяч человек.

    С годами, когда острая необходимость  роста производства продовольствия сократилась, уменьшились и объемы финансирования службы из государственного бюджета. С 1987 года служба начала переходить на коммерческую основу. Не столь острой стала и потребность в консультационных услугах. К 1996 году в штате АДАС состояло около 2 тысяч человек, из которых 1500 имели профессиональную, научную, или техническую квалификацию.

    Сегодня АДАС осуществляет три основные функции:

    -предоставление  консультаций и содействие распространению  передовых технологий в отрасли;

    -проведение научных исследований и подготовка рекомендаций в своих экспериментальных хозяйствах и станциях;

    -работа  на Министерство сельского хозяйства,  рыболовства и продовольствия  в распределении субсидий, выделяемых  на инвестиционные цели, борьбу  с заболеваниями растений и животных. Она обслуживает более 60 тысяч хозяйств по различным направлениям деятельности.

    В структуре АДАС имеется 6 региональных консультационных центров, расположенных  по географическому принципу, а также 10 исследовательских центров. В каждом консультационном центре от 6 до 10 групп специалистов и в каждую входит по 12-15 консультантов. Примером может служить структура юго-восточного центра АДАС, в 7 производственных отделах которого работает 62 консультанта.

    В Германии специальные консультационные службы появились в первой трети этого столетия. Цель организации консультационной службы в Германии - повышение эффективности хозяйственной деятельности ферм и, естественно, доходов фермерских хозяйств. Консультации по вопросам сельскохозяйственного производства и ведению хозяйства могут получить все желающие.

    Важным  гарантом эффективной деятельности консультационной службы в Германии является государственная поддержка. Структура и организация консультационной службы, единые в стране и включают в себя федеральные или земельные консультационные службы (государственные организации), сельскохозяйственные палаты, частные консультационные фирмы и объединения, а также частных консультантов.

    Федеральное министерство продовольствия, сельского  и лесного хозяйства осуществляет функции общего руководства консультационной службой, В системе министерства имеется специальное управление по вопросам консультационного обслуживания и образования в сельском хозяйстве, осуществляющее связь с другими подразделениями министерства а также с внешними организациями. Консультационные службы полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, считаются официальными или ведомственными.

    Общей тенденцией для всех земель ФРГ является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов их семей, т.е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-политическое значение.

    В землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Тюрингия организация государственного (официального) консультационного обслуживания сельхозпроизводителей возложена на земельные министерства сельского хозяйства. Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты. Они могут оказывать постоянные или разовые консультации, готовить или проводить экспертизу строительных проектов, адаптировать новейшие технологии в растениеводстве и животноводстве, давать консультации при покупке техники и оборудования. Научные и учебные центры, опытные станции, постоянно действующая сеть повышения квалификации в области сельского хозяйства имеет большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного консультирования.

    В ряде северных земель Германии (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) официальное консультационное обслуживание в сельском хозяйстве осуществляют сельскохозяйственные палаты.

    В землях Бранденбург, Мекленбург- Передняя Померания , Саксония-Анхальт, официальные  консультационные услуги сельхозпроизводителям предоставляются частными консультантами и коммерческими консультационными фирмами. В этих землях государством гарантируется частичное возмещение расходов на консультационное обслуживание.

    В восточных землях, где после объединения  шло интенсивное реформирование сельскохозяйственных предприятий, ощущалась большая потребность в консультационных услугах. Там, наряду с государственной консультационной службой начали создаваться и альтернативные. Так, в Саксонии, например, успешно работает консультационная фирма (в форме ТОО).

    Фирма имеет постоянных клиентов - более  полутора десятков коллективных хозяйств, которым оказывали консультационные услуги по их реформированию При реформировании исходили из того, что крупное производство позволяет применять высокопроизводительную технику и технологию, дающие возможность сократить численность занятых в производстве, оставив высококвалифицированных и добросовестных работников и обеспечив повышение производительности труда в растениеводстве и животноводстве в 2-3 раза.

    В северной части ФРГ, а также в отдельных регионах южной части государственное консультационное обслуживание дополняют созданные крестьянами на кооперативной основе организации, называемые "консультационными кружками". В них в качестве консультантов часто используются наиболее квалифицированные и успешно работающие руководители, и сотрудники самих сельхозпредприятий.

    Во Франции большую часть в консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре Сельскохозяйственных Палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч экспертов, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат, а также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.

 

Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии во всемирную торговую организацию

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)

    Разработка  и реализация концепции развития информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия) основаны на приоритетах направленных на интеграцию деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, на обеспечение ускоренного продвижения в производство достижений научно-технического прогресса, на рост объемов сельхозпроизводства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского население.

    Для поддержки в реализации государственной  поддержки аграрной политики была создана  Информационно-консультационная служба АПК в Республике Саха (Якутия). Одновременно с организацией головного центра происходило формирование районной сети. Подразделения ИКС представляют собой пункты, организованные на базе районных управлений сельского хозяйства.

    На  региональном уровне поддерживалась связь  с Якутским научно-исследовательским  институтом сельского хозяйства, Якутской государственной сельскохозяйственной академией, Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия), правительственными организациями, средствами массовой информации.

    ИКС функционировала как часть единой системы сельскохозяйственных знаний и информации. Подписаны соглашения с 17 районными администрациями о сотрудничестве в области информационно-консультационного обслуживания с созданием информационно-консультационных пунктов. Пункты были оснащены компьютерной техникой на основании предоставленного беспроцентного кредита по линии министерства. Специалисты по информационно-консультационному обслуживанию подобраны из состава аппарата районной администрации (с вменением функциональных обязанностей).

    ИКС МСХиЗ РС(Я) проводил деятельность по следующим направлениям: отраслевое консультирование, информирование, обучение.

    Изменения в управлении АПК в 2001 году затронули  информационно-консультационную службу АПК республики. В результате реорганизации  была образована новая структура  управления ИКС, которой были переданы функции и имущество ИКС МСХиЗ  РС(Я). Государственное унитарное предприятие «Информационно-технический центр агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)» (далее ИТЦ АПК) совместно с ГУП «Агроинформ» обязались проводить единую политику по информационно-консультационному обслуживанию сельских товаропроизводителей.

    Основным  направлением деятельности ИТЦ АПК  является расширение инженерно-технической  платформы информационной инфраструктуры АПК; создание и внедрение автоматизированных систем документооборота, контроля целевого использования бюджетных средств; расширение информационно-консультационной деятельности, организация связи и систем телекоммуникации в удаленных населенных пунктах.

    К настоящему времени филиалы ИТЦ  АПК функционируют в 25% районах  республики. При формировании районной сети республики применялись различные подходы в ИКС. В 2000 году ИКС МСХиЗ РС(Я) создавало районное звено ИКС, которое представлено работниками структурных подразделений районных органов управления АПК и администраций районов. Являясь составной частью госаппарата, они не всегда могут оперативно обслуживать товаропроизводителей. Вместе с тем, в 2002 году вступил в действие закон о местном самоуправлении, что осложнило существование пунктов при районных администрациях. Пришлось снова перезаключать договора, но уже с муниципальными образованиями районов и формировать пункты, как филиальная сеть. Однако проведенная реорганизация районной сети не послужила повышению качества и количества оказанных услуг. Поставленные задачи и развертывание районной сети обусловили различия в кадровом составе (табл.1).

Информация о работе Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО