Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

 

ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»

(Адаптация  и модификация для учащихся  — Ю.А. Кореляков)

Инструкция:

ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените свое отношение к высказываниям в каждой паре следующим образом:

если вы полностью согласны с  высказыванием, расположенным слева, то на шкале этой пары высказываний от метьте знаком «х» цифру 10,

 если — с высказыванием,  расположенным справа, то на той  же шкале знаком «х» отметьте цифру 1.

 Промежуточные варианты ответов  отмечаются тем же знаком «х»  у цифр от 9 до 5,

если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться с высказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 —  с высказыванием, расположенным  справа.

Лучше приступать к работе, зная, что вам есть чему поучиться

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лучше полагаться на уже имеющиеся у вас знания

Лучше делать так, как принята в том месте, где  вы стали работать, пока не будет  уверенности, что ваш способ лучше

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе

Обычно выполнить  работу можно не единственным способом

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Существует  только один способ правильно выполнить  работу

В первый месяц  поступления на работу обучение может  оказаться важнее, чем производительность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Руководству нет  дела до обучения, важна только производительность

Задавая вопросы  можно эффективно обучаться

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задавая вопросы, вы раздражаете коллег и выглядите глупо

Высказывая  желание учиться, вы демонстрируете правильное отношение к работе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Высказывая желание учиться, вы демонстрируете собственную беспомощность

Признать, что  вам нужна помощь лучше, чем наделать ошибок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Признать, что  вам нужна помощь, означает расписаться в своей несостоятельности

Вас приняли  на работу за то, что вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже  есть

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вас приняли  на работу для выполнения определенной деятельности

     


 

 

Личностный  опросник Г. Айзенка 

(определение  темперамента)

 
Инструкция:

 Вам предлагается ответить  на вопросы, касающиеся особенностей  вашего поведения. Оцените себя  мысленно, согласны или не согласны  вы с предлагаемым суждением.  Над ответами долго не задумывайтесь,  но обязательно отвечайте.  
 
Текст опросника 
 
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене обстановки?  
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить?  
3. Вы считаете себя человеком беспечным, беззаботным?  
4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»?  
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?  
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?  
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?  
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не задумываясь?  
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастливы, хотя никакой серьезной причины для этого не было?  
10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения?  
11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола?  
12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?  
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?  
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?  
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?  
16. Легко ли вас обидеть?  
17. Любите ли вы часто бывать в компании?  
18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?  
19. Верно ли, что вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?  
20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато близких вам?  
21. Часто ли вы мечтаете?  
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?  
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?  
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?  
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?  
26. Можете ли вы сказать, что у вас часто нервы бывают натянуты до предела?  
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?  
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?  
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?  
30. Вы иногда сплетничаете?  
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?  
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить у людей?  
33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?  
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?  
35. Бывают ли у вас слабость и головокружения?  
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?  
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом?  
38. Раздражительны ли вы?  
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?  
40. Верно ли, что нередко вам не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?  
41. Вы ходите медленно, не спеша?  
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или в школу (на работу)?  
43. Часто ли вам снятся кошмары?  
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?  
45. Бывают ли у вас сильные головные боли?  
46. Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми?  
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?  
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?  
49. Можете ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?  
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?  
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?  
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?  
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?  
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?  
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?  
56. Любите ли вы шутить?  
57. Страдаете ли вы от длительной бессонницы?  
 

 

 

 

Обработка данных. 
 
При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.  
 
Показатель А (искренность ответов)  
 
Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 6, 24, 36.  
Присвойте балл каждому ответу "Нет", за №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.  
 
Если по шкале А получено более 4 баллов - результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренни. 
 
Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям)  
 
Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.  
Присвойте балл каждому ответу "Нет", за №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.  
 
Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, озбудимости)  
 
Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.  
 
Интерпретация результатов 
 
Флегматик - сумма по показателю Б - от 0 до 12

 по показателю В - от 0 до 12 
Меланхолик - сумма по показателю Б - от 0 до 12

 по показателю В - от 12 до 24 
Сангвиник -  сумма по показателю Б - от 12 до 24

 по показателю В - от 0 до 12 
Холерик -  сумма по показателю Б - от 12 до 24

 по показателю В - от 12 до 24 
 

Сангвиник  
Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.  
 
Холерик  
Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты.  
 
Флегматик  
Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. При больших неприятностях остаётся спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.  
 
Меланхолик  
Повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Чрезмерно обидчив, раним, мнителен. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Плачет и смеётся тихо. Пониженная активность. Нерешителен, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Обиды носит в себе, фиксируется на ошибках и неудачах.  
 
Для того, чтобы  получить более точные портреты, можно использовать следующую схему анализа:  
 
Б>16, В>16  
Вы импульсивный, вспыльчивый, легко возбудимый человек. Вам трудно сдерживать себя и вы бываете излишне резки и прямолинейны. Увлеченно отдаетесь делу, но при неудаче быстро теряете интерес. Люди вашего типа предпочитают работу с ярко выраженной цикличностью, требующую максимального напряжения сил, но не длительную. Их привлекает высокий темп движений, разнообразие, необходимость проявлять смекалку и сообразительность.  
Вам больше подходят профессии технической направленности или связанные с преподаванием технических дисциплин, а так же профессии, связанные с переменой обстановки, путешествиями, разъездами (геолог, инженер-радиофизик, инженер-строитель, инженер по связи, инженер-преподаватель, программист и др.).  
 
Б>16, В<8  
Вы человек уравновешенный, умеете себя сдерживать. В сложных жизненных ситуациях можете иногда "потерять голову", но волевым усилием способны восстановить равновесие. Достаточно легко переносите смену обстановки, схватываете новое, гибки в общении с людьми, склонны к активной деятельности. Предпочитаете самостоятельность в делах, работу, требующую смекалки, находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Люди вашего типа лучше справляются с деятельностью, требующей четкого планирования, учета последовательности событий. Чаще всего они становятся лидерами, организаторами.  
Вам подходят профессии: преподаватель, психолог, дефектолог, воспитатель, диспетчер, журналист, специалист по связям с общественностью, социолог, экскурсовод, агент по туризму, страховке и другим направлениям, экономист, технолог, переводчик, юрист, водитель разнообразных видов транспорта и т. п.  
 
Б>16, 8<В<16  
Вы человек достаточно живой и общительный, активный, когда видите перед собой ясную задачу и конкретное дело. Неплохо переносите смену обстановки, достаточно быстро к ней приспосабливаетесь, легко схватываете новое. Вы энергичны, способны много работать не утомляясь, сдержанны, спокойны, легко можете включаться в новую деятельность.  
Вам подходят разнообразные профессии: геолог, археолог, инженер-физик, педагог, проводник пассажирского поезда, летчик, системный администратор, строитель, юрист, инженер-конструктор, наладчик оборудования, инженер транспорта, технолог по производству питания, одежды и др.  
 
Б<8, В<8  
Вы человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержанны, рассудительны, но медлительны. Труднее приспосабливаетесь к изменяющейся обстановке. Вам требуется время для обдумывания, раскачки, но, начав дело, вы обычно стараетесь довести его до конца, вы малоразговорчивы, не любите говорить по пустякам, вам трудно общаться с людьми. Предпочитаете работу, не требующую частой смены заданий, медленного темпа. Затрудняетесь самостоятельно принимать решения, поэтому вам лучше не брать на себя ответственность за руководство людьми и организацию деятельности других.  
Вам больше подходят профессии: оператор станков с программным управлением, оператор связи, компьютерных систем, экономист, бухгалтер, корректор, лесничий, машинист, техник-технолог по разным видам производства и др.  
 
Б<8, В>16  
Вы впечатлительный, стеснительный человек, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчивы, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. Люди, мало вас знающие, часто не понимают вас. Вам рекомендуется работать в обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых реакций и частой смены характера деятельности.  
Вам больше подойдут профессии: ландшафтный дизайнер, микробиолог, лаборант в хим-лаборатории, библиотекарь, корректор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, сборщик радиодеталей и микросхем, деталей на часовом заводе, чертежник, художник-архитектор, конструктор-модельер, музыкальный работник, технолог в легкой и пищевой промышленности.  
 
Б<8, 8<В<16  
Вы человек необщительный, застенчивый, довольно сдержанный в чувствах, вдумчивый, склонный к рассуждениям. В поступках ориентируетесь в основном на собственные чувства, представления. Такой человек сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не любит сильных впечатлений, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуются усидчивость, пунктуальность, внимательность в работе. Они предпочитают работать в одиночку.  
Вам больше подойдут профессии: программист, инженер леса, зоолог, биолог, переводчик иностранного текста и др.  
 
8<Б<16, В>16  
Вы человек эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижаетесь. Ваши поступки часто зависят от вашего настроения: вы то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным. Непостоянны во взглядах и интересах. У вас хорошо развита интуиция. Люди вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но непродолжительную и не очень напряженную, больше умственную, чем физическую.  
Вам подойдут профессии: филолог, актер драмтеатра, певец, архитектор, специалист в легкой и пищевой промышленности, конооператор, журналист, кондитер, фармацевт, ювелир, юрист и т. д.  
 
8<Б<16, В<8  
Вы человек спокойный, постоянный в дружбе и интересах. Эмоции не мешают вам видеть вещи реалистично, умеете приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делитесь советами, не боитесь неудач, пытаетесь разобраться в их причинах. Люди этого типа могут добиться успеха в разнообразных видах деятельности, особенно в тех, где четко определены действия и наглядно представлен конечный результат.  
Вам подойдут профессии: геолог, офицер, преподаватель, врач, пилот, специалист в области социологии, права, дизайнер, журналист, переводчик, дипломат и т. д.  
 
8<Б<16, 8<В<16  
Вы человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, не очень тревожный, хорошо переносите одиночество, не очень любите шумные компании. Люди вашего типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.  
Вам подойдут профессии: специалист в области разнообразных видов транспорта, радиоэлектроники, техники, систем связи, педагог, врач, работник сферы обслуживания и др.



 

Опросник Юнга  
для выявления типологических особенностей личности

Опросник предназначен для выявления  типологических особенностей личности.

Инструкция: на каждый вопрос имеется  два варианта ответа, необходимо выбрать  ответ, который подходит Вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.

Что вы скорее можете допустить в  работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

Как вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

Считаете ли вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы себя?

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

Откровенны ли вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить;

б)слушать.

Часто ли вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

Хотелось бы вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

Быстро ли вы переходите от решения  к исполнению?

а) да;

б) нет.

Легко ли вы меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет.

Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

Ваши движения:

а) быстры;

б) замедленны.

Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто;

б) редко.

В затруднительных случаях:

а) спешите обратиться за помощью  к другим;

б) не любите обращаться.

Обработка результатов

 
Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.  
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.  
Баллы: 0-35 - интроверсия; 36-65 - амбоверсия; 66-100 - экстраверсия.

Экстраверты ("вывернутые наружу") - легки в общении, имеют высокий  уровень агрессивности, тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, судят по людям «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверты ("обращенные внутрь") - направлены на мир собственных  переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, имеют высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.

Амбиверты - личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.

Методика «Карта склонностей к различным видам  деятельности»

  Методика позволяет выявить  степень склонностей учащегося  к каждому из шести предложенных  видов деятельности:

1. Работа по обслуживанию, взаимодействию и общению с людьми – работа, связанная с обслуживанием клиентов, обучением, воспитанием, оказанием помощи. Главным содержанием является взаимодействие с другими людьми. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание, консультирование и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.

2. Работа умственного характера  – различные виды работ, связанные  с изучением, исследованием какой-либо  проблемы, получением новых знаний, требующие абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации, с расчетами, вычислениями.

3. Практическое изготовление и  производство чего-либо, ремонт и  обслуживание технических систем  - работа, требующая практического  склада ума, хорошо развитых  двигательных навыков. Профессии типа: станочники, механики, слесаря, наладчики, строительные профессии, электрики.

4. Эстетические виды деятельности (область искусства и дизайн) –  работа, направленная на создание  произведений искусства и эстетической  среды обитания человека. Целью труда является достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.

5. Подвижные виды деятельности, спорт, повышенный риск – работы, при выполнении которых предполагается либо физическая активность и нагрузки, либо постоянное перемещение работника. Возможные профессии: все спортивные профессии, большинство военных профессий, профессии моряков, летчиков,  каскадеров, охранников.

6. Экономические виды – работа  в области экономики, непосредственно  связанная с вопросами ценообразования  товаров и услуг, определением  стоимости различных видов работ.  Возможные профессии: бухгалтера  и экономисты, дилеры.

    Анкетирование проводится групповым методом. Испытуемым предлагается оценить степень значимости или предпочтения различных аспектов профессиональной деятельности, которые наиболее характерных для предложенных шести групп.

Обработка результатов

Подсчитывалось количества баллов (в соответствии с ключом ответов) по каждому виду деятельности. Виды деятельности, получившее максимальное количество плюсов, указывают область деятельности, к которой у учащегося имеются наиболее выраженные склонности.

Инструкция:  «Вам предлагаются 30 вопросов, посвященных отношению к различным видам деятельности. Каждый вопрос имеет два возможных ответа. Необходимо указать, какому из них Вы отдаете предпочтение. Для этого надо в бланк ответов поставить соответствующий балл рядом с вариантом «а» и вариантом «б».

Предпочтение может быть категоричным, тогда Вы используете оценки «3»  и «0», либо предпочтение будет более  мягким, тогда Вы проставляете оценки «2» и «1» рядом с соответствующим  вариантом ответа. Можно использовать только целые числа».

Вопросы:

1. Люди считают, что для них  важнее:

а) иметь возможность много учиться,

б) иметь возможность улучшать свое благосостояние.

2. При чтении книг Вы отдаете  предпочтение:

 а) хорошему литературному  языку,

 б) интересному сюжету и  ярким характерам героев.

3. Какое вознаграждение Вас больше  порадует:

 а) за научное изобретение, 

б) за общественную деятельность.

4. Если бы Вам предложили выбрать  из двух вариантов, то чтобы  Вы предпочли:

 а) стать директором крупного  торгового центра,

б) стать главным инженером крупного предприятия.

5. Что, на Ваш взгляд, следует  больше ценить у артистов:

 а) то, что они несут людям  красоту и эстетику,

 б) то, что они выполняют  общественно-полезную работу.

6. Какая, на Ваш взгляд, область  деятельности человека в будущем  будет иметь главное значение:

а) естествознание и техника,

 б) физическая культура.

7. Если бы Вы стали директором  школы, то на что бы Вы  обратили большее внимание: а)  создание условий труда и отдыха  учителей,

 б) сплоченного коллектива  единомышленников.

8. Представьте, что Вы на выставке. Что вас больше привлечет в экспонатах:

 а) оформление, внешний вид, 

б) внутреннее устройство, принцип  действия.

9. Какие черты в человеке вас  больше привлекают:

а) мужество, смелость, выносливость,

б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.

10. В свободное время Вы бы  предпочли:

 а) занятия литературой, искусством,

б) занятия физикой, математикой.

11. Вам предоставляется возможность  выехать за рубеж. В каком  качестве Вы предпочитаете поехать: 

а) как известный спортсмен, каскадер,

 б) специалист по внешнеторговым  соглашениям.

12. Какая статья в газете скорее  привлечет Ваше внимание:

а) статья о каком-то новом практическом изобретении,

 б) статья об открытии новой  научной теории.

13. Вы смотрите праздничный парад.  Что Вас больше привлекает:

а) слаженность ходьбы, четкость и  красота движений участников,

 б) внешнее оформление и  костюмы.

14. Если у Вас появляется свободное  время, то Вы скорее всего  потратите: а) на какое-то практическое  занятие (что-то сконструировать,  смастерить), б) на общественную работу (что-то организовать, в чем-то поучаствовать).

15. Из двух выставок Ваше внимание  больше привлечет: 

а) выставка новых товаров легкой и пищевой промышленности,

 б) выставка новинок научной  аппаратуры.

16. Если выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли:

 а) техническое творчество,

 б) художественную самодеятельность.

17. Как Вы считаете, на что  следовало бы в школе обратить  большее внимание:

а) на развитие общей культуры учащихся,

 б) на укрепление здоровья.

18. Какой из двух журналов  Вы скорее прочитаете:

 а) научно-популярный,

б) литературно-художественный.

18. Какую из двух видов работ  на свежем воздухе Вы предпочитаете: 

а) работу по ремонту и обслуживанию техники,

 б) работу, связанную с ходьбой.

20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:

 а) подготовить учащихся к  практической профессиональной  деятельности, б) подготовить к  работе с людьми, умению уживаться  в коллективе

21. Какая область естественных  дисциплин вам больше интересна: 

а) радиотехника, ракетостроение,

 б) компьютерные языки, математика.

22. Что, на Ваш взгляд, для человека  важнее:

 а) создать уютный быт, 

б) иметь возможность знакомиться  с сокровищами искусства.

23. Для благополучия общества  необходимы:

а) правосудие,

б) высокоразвитая техника.

24. Из двух предложенных тем,  предложенных для пересказа, надо  выбрать одну:

 а) о достижениях спорта,

 б) о достижениях в области экономики.

25. Что, на Ваш взгляд, принесет  обществу больше пользы:

 а) конкретная забота о  повышении благосостояния отдельных  граждан,

 б) развитие исследований  в области изучения человека.

26. Служба быта оказывает людям  различные услуги. Считаете ли Вы необходимым:

 а) впредь развивать эту  отрасль оказания бытовых услуг, 

б) лучше производить больше бытовой  техники для дома.

27. Вам необходимо посетить одну  лекцию. Какую Вы выберете:

а) о великих гуманистах прошлого и современных общественных деятелях, б) об известных ученых.

28. Какая научная работа для  Вас предпочтительна:

 а) в библиотеке с литературой,

 б) в научной экспедиции.

29. Что быстрее привлечет Ваше  внимание в газете:

а) сообщение о выгодной лотерее  или конкурсе,

б) сообщение об открытии необычной художественной выставки.

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци